г.Талдыкорган, средняя школа №9, учитель начальных классов Кметь Татьяна Анатольевна Урок по изобразительному искусству в 1 классе Тема: Природа и художник Цель: научить работать кистью, красками; развитие эстетического вкуса, наблюдательности, внимания, памяти, выразительной речи, умения правильно отвечать на поставленные вопросы; воспитание любви к природе, трудолюбия, старательности. Оборудование: альбом, краски, кисти, иллюстрации картин природы, заготовленные заранее тучка, солнце; пол листа ватмана, клей, заготовки-шаблоны бабочек, цветов. Тип урока: комбинированный Методы:-словесный -наглядный -объяснительно-иллюстративный -практический Форма работы - фронтальная -индивидуальная Ход 1. Организационная часть 2. Постановка задач урока 3. Повторение Учитель: На нашем уроке мы постараемся отдохнуть, общаясь с живописью, музыкой и поэзией, обратим более пристальное внимание на многообразие красок и форм окружающего мира. И еще мы постараемся подарить немного добра и радости друг другу. Наша старая знакомая Королева царства красок – кисточка – очень хочет узнать, помните ли Вы основные цвета ее царства. Дети: Красный, желтый, синий. Учитель: Сколько основных цветов? Дети: Три Учитель: Три цвета, три цвета, три цвета Ребята, не мало ли это? А где нам зеленый, оранжевый взять? А если нам краски перемешать? А если нам краски по парам смешать? Из синий и красной, получим мы цвет……(фиолетовый) А синий мы с желтым смешаем Какой же мы цвет получаем?.......(зеленый) А красный плюс желтый, Для всех не секрет, дадут нам, конечно,……(оранжевый) 4. Работа по новой теме Учитель: Мир прекрасен. Чуть проглянет утром солнышко, зазолотится розовое, голубое и синее небо, оживет земля, зазеленеет трава, расцветут желтые, лазоревые, алые цветы. Да и вы, как цветы, нарядные, праздничные. А что делает мир таким многоцветным? Есть много праздников в календаре, Их называют "красные даты". Есть Новый год и 8 Марта, Есть первый школьный звонок в сентябре... Много записано в календаре Праздников веселящих... Но почему-то хочется мне Праздников настоящих! Волшебная кисть пробежала по небу, Радугой вспыхнули краски, И радость на лицах – вот праздник для всех, Как в доброй волшебной сказке. Учитель: Итак, наше рабочее место в порядке и можно приступать к занятиям. Загадка: На минуту в землю врос, Разноцветный чудо – мост, Мост высокий без перил Чудо-мастер смастерил. (радуга) Учитель: Однажды по небу плыло очень маленькое, но очень озорное Облачко. Ему было очень скучно, не с кем было поиграть, побаловаться, полетать наперегонки по сильным ветровым потокам. Ничего и никого не было вокруг, только большое ласковое Солнышко заботливо обогревало с высоты землю. "Вот с кем я поиграю!" – обрадовалось Облачко. Оно стало подлетать к Солнцу то с одной стороны, то с другой, то сверху, то снизу, но Солнышко его не замечало. Облачку стало так обидно, что оно горько всхлипнуло и разревелось мелкими капельками теплого летнего... Дети. Дождика. Учитель. Сквозь одну из капель проскользнул солнечный лучик, и случилось чудо: белый луч солнца расщепился на целый многоцветный букет. Через все небо перекинулась яркая... Дети. Радуга. Учитель. Сколько цветов уместилось на радуге? Давайте их назовем. Ребята вместе с учителем по порядку называют все цвета радуги. – Облачко сразу перестало плакать – оказывается, его капельки и тоненький солнечный лучик могут творить такие чудеса. 5.Практическая часть. Изображение радуги. У. Ребята, давайте все вместе нарисуем эту чудесную радугу, чтобы облачку не было очень грустно. Для работы мы с вами возьмем самые яркие, самые главные цвета. Какие именно? Цвет солнышка. Д. Желтый. У. Цвет неба. Д. Синий. У. Цвет огня. Д. Красный. Ребята открывают и ставят перед собой нужные краски. У. Начинаем работу красным цветом, проводим через весь лист бумаги широкую дугу, затем рядом с ней проводим дугу желтую. Учитель работает на доске вместе с ребятами. – Получается очень красиво, но уж очень резкая граница между цветами. Давайте чистой кисточкой ее уберем. Учитель чистой кисточкой легкими движениями смешивает краски на границе цветов. – Что получилось? Д. Краски смешались, появился ярко-оранжевый цвет. У. Теперь давайте проведем дугу синего цвета. Она будет у нас довольно широкая – раза в три шире предыдущих. Чистой кисточкой опять убираем границу между желтым и синим цветами. Что получается? Д. Показывается зеленоватый оттенок. У. Сколько уже цветов на нашей радуге? Д. Пять цветов. У. Между синим и зеленым цветами на радуге еле различим нежно-голубой. Как нам его получить? Д. С помощью белой краски. Белый цвет сразу добавляется между синим и зеленым. У. Мы попробовали уже все краски, которые приготовили. Получилась у нас радуга? Д. Нет. У радуги должно быть семь цветов. У. Как быть? Что будет, если нашу радугу свернуть разноцветной трубочкой? Учитель показывает трубочку из бумаги. – Какие цвета у нас обязательно должны встретиться? Д. Синий и красный. У. Добавляем еще синюю полосу и сразу на нее кладем красную. Какой цвет получается? Д. Фиолетовый. У. Вот радуга засияла во всей своей красе. V. Физкультминутка У. Вымоем наши кисти в воде и положим на тряпочку: их нельзя оставлять в банке – они могут испортиться. Давайте все вместе отдохнем. VI. Совместное сочинение сюжета картины У. У нас получились очень красивые радуги, но им одиноко на наших картинах. Над чем может раскинуться наша радуга? Д. Над землей, над лугами и полями. У. Давайте нарисуем травку под нашей радугой и добавим в нее немного солнышка. Покажите руками, как растет травка? Ребята показывают траву движениями рук сверху вниз и снизу вверх. У. Какими цветами будем работать? Д. Работаем зеленым и желтым цветом. Ученики изображают траву. У. Где раскинулась радуга? Покажите, как простирается небо. Дети показывают небо движениями рук из стороны в сторону. – Какие цвета используем? Д. Работаем синим и белым цветами. Ученики изображают небо. У. Чем или кем мы можем украсить нашу картину? Д. Цветами, бабочками и божьими коровками. Ребята завершают свои работы. Рефлексия Учитель: В детстве будущий великий художник Илья Ефимович Репин любил расписывать яркими рисунками окошко своего дома на удивление прохожим. Радует, когда маленький художник, старательно выполнив свой рисунок, щедро дарит его на день рождения бабушке или маме. В этот момент его переполняет чувство доброты. Доброта и творчество – что может быть прекраснее! И на память для наших дорогих гостей ребята подготовили "окно радости", где разместили свои рисунки. Так улыбнитесь нам на прощание! VII. Итог занятия У. Что сегодня вы узнали? Как появляется радуга? Сколько на ней можно увидеть цветов? Какие это цвета? Как получить оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой цвета? Всем спасибо за урок. Вы все были молодцы!
|