ЗНАЧЕНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ 1. Предмет и его признак: какой? какая? какое? 2. Действие и место его совершения: где? куда? откуда?… 3. Действие и время его совершения: когда?… 4. Действие и способ его совершения: как?… 5. Действие и предмет, с которым оно связано: что? на что? кому? 6. Действие и то, зачем оно совершается: зачем? с какой целью? 7. Действие и то, почему оно совершается: почему? по какой причине? Как надо работать над ошибками. 1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение. 2. Если допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу. 3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как пишутся приставки, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Подчеркни приставку и обозначь ударение. 4. Если ошибка в корне, узнай, на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение и выдели корень. Напиши ещё несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень. 5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши ещё два слова с тем же суффиксом. Выдели суффикс. 6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом же падеже. 7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. По роду и падежу узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Составь предложение с прилагательным в том же падеже. 8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределённую форму глагола, узнай спряжение, определи время, лицо, число глагола. Составь предложение с этим глаголом. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ 1 Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ёщё одно предложение. Подчеркни заглавную букву. Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады. 2 Пропуск буквы. Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву. Делай так: звонок, ученик. 3 Слог. Раздели слово на слоги. Обозначь гласные. Делай так: у/чи/тель – 3 сл. ЗАПОМНИ!Сколько в слове гласных, столько и слогов. 4. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: оси-на. ЗАПОМНИ!При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. 5. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных. Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши ёщё два слова на эту орфограмму. Делай так: Ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто. 6. Гласные после шипящих. Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ёщё два слова на эту орфограмму. Делай так: Малыши, карандаши, ежи, роща, туча. 7. Сочетание чк, чн, нщ, щн. Выпиши слово правильно. Подчеркни слово правильно. Запиши ёщё два слова. Например: дочка, речка, мощный. 8. Ударение. Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения. Например: алфавит, азбука, портфель. 9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и,я). Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Делай так: сады - сад Волна – волны Червивый – червь 10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова. Например: Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный. 11. Парные звонкие и глухие согласные. Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Делай так: Морозы – мороз, ягода – ягодка. ЗАПОМНИ! Согласные на конце и в середине слов пишутся также, как и перед гласными. 12. Большая буква в имени собственном. Выпиши слово правильно. Запиши ёщё два слова на эту орфограмму. Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Красноярск. ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы. 13. Разделительный мягкий знак. Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву. Например: вьюга, листья, соловьи. ЗАПОМНИ!Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, я. 14. Двойные согласные в слове. Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ёщё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную. Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа. 15. Знаки пропиная в конце предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай слово или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак. Например: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку? 16. Состав слова. Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1 – 2 однокоренных слова. Например: поездка. 17. Гласные и согласные в приставках. Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ёщё два слова с этой же приставкой. Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел. 18. Правописание приставки со словом. Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Например: заехал, приехал, уехал. ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом. 19. правописание предлога со словом (орфограмма – пробел). Из предложения, в котором допущена ошибка, вымпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму пробел. Делай так: к берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу. ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глголов нет предлогов. Например: Лодка отплыла от берега. 20. Разделительный твёрдый знак (ъ). Выпиши слово правильно. Запиши ёщё два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную. Например: съезд, объявление, объём. ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
|