Открытый урок по курсу познание мира. Учитель: Логик Н.А. Тема: Знакомая незнакомка.(вода). Класс: 4 «б». Цели: 1.Систематизировать и расширить представление о воде с разных точек зрения: глазами биологов, экологов, инженеров и.т.д., 2.Развивать исследовательскую познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал. 3Формировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, закреплять умения работать в группах, совершенствовать устную речь. Ход урока: Сегодня урок по очень волнующей человечество теме. Называется тема «Знакомая незнакомка.» -Узнать о чём пойдет речь, поможет игра «Узнай меня». (Проецируется на доске) -Вещество, представляющее собой химическое соединение водорода и кислорода -Самое распространенное в природе вещество, первоначально существовавшее на планете. -Из неё возникла жизнь на земле. -Почему незнакомка? Выскажите свои предположения. Это и является темой исследования нашего урока. Подойдём к этому вопросу с разных позиций . Сегодня в классе будут работать несколько исследовательских групп. Перед вами лежат эмблемы-символы групп ,в которых вы будете работать.(распределяются по группам). Группа 1 –Биологи.(Работа с компьютерными тестами) Группа 2- Биологи 2. Группа 3.-Инженеры.(Работа с электронной «Большой детской энциклопедией») Группа 4.-Экономисты. Группа 5.-Экологи. Группа 6.-Химики. Для каждой группы задача: Исследовать за определенное время проблему и сделать соответствующие выводы. Выбрать спикера для выступления. На доске на фоне воды «пятна». Необходимо в процессе работы раскрыть «тайны незнакомки» Задание для биологов. Тест по теме «Знакомая незнакомка» 1.Хранилища воды называют: Да) низменности Во) водоёмы Ре) плато 2. К естественным водоёмам относятся: КА) пруд, озеро, канал Ми )водохранилище, океан, пруд. Да) ручей, море, река. 3.С водоёмами связана жизнь следующих животных: Ос) лебедь,утка, цапля. Ан)сова, кукушка, трясогузка. Ув) орёл, аист, кедровка 4.Снег образуется : Но) из замёрзшей воды. Па)изо льда Га)из водяного пара 5.Почему воду иногда называют «вечной путешественницей» ЛА) течёт Пу)испаряется Ва) происходит круговорот 6.Свойство воды: Жиз)прозрачная Мин)голубого цвета Ров)белого цвета 7.Способ доказательства способности воды растворять многие вещества Ра)довести до кипения Га)охладить воду до 0 градусов. Ни)опустить в неё соль. ВПИШИ ОТВЕТЫ В ТАБЛИЦУ 1 2 3 4 5 6 7 во да ос но ва жиз ни Задание для экономистов: -Необходимо ли человеку экономно расходовать воду? Решите экономические задачи: 1.В квартире неисправен водопроводный кран, из которого за 1 час вытекает 1 стакан чистой воды. Сколько воды утечёт за сутки? За 10 дней? ________________________________ ________________________________ 2.При утечке из крана воды за сутки набирают 1 ведро воды. Сколько ведер наберётся за неделю? За месяц? ________________________________ ________________________________ Сделайте вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________ Задание для экономистов: Необходимо ли человеку экономно расходовать воду? Решите экономические задачи: 1.В квартире неисправен водопроводный кран, из которого за 1 час вытекает 1 стакан чистой воды. Сколько воды утечёт за сутки? За 10 дней? ________________________________ ________________________________ 2.При утечке из крана воды за сутки набирают 1 ведро воды. Сколько ведер наберётся за неделю? За месяц? ________________________________ ________________________________ Сделайте вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________ Задание для химиков: Докажите, почему нельзя пить воду из-под крана? Рассмотрите из чего состоит вода? Вода состоит из двух молекул водо- рода и одной молекулы кослорода, ос тальные части –примеси, в том числе и хлор. -Для чего хлорируется вода? Проведите опыт: -Капните капли хлора на разные кусочки ткани. Понаблюдайте что происходит? -Почему? - Представьте, как хлор действует на организм человека? -Что необходимо делать, чтобы это избежать? ВЫВОД:________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание для химиков: Докажите, почему нельзя пить воду из-под крана? Рассмотрите из чего состоит вода? Вода состоит из двух молекул водо- рода и одной молекулы кослорода, ос тальные части –примеси, в том числе и хлор. -Для чего хлорируется вода? Проведите опыт: -Капните капли хлора на разные кусочки ткани. Понаблюдайте что происходит? -Почему? - Представьте, как хлор действует на организм человека? -Что необходимо делать, чтобы это избежать? ВЫВОД:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Физминутка: Потрудились- отдохнём, Руки вниз и вверх поднять. Ах, какая благодать! Встанем, глубоко вздохнём. Руки плавно опустили, Но и меру надо знать. Руки в стороны, вперёд, Всем улыбки подарили. Побежим скорее в класс, Влево, вправо поворот. Побежим скорее в реку, Там послушаем рассказ. Три наклона, прямо встать. Окунёмся, поплывём. Задания для инженеров: -Почему китайцы так говорят : «Вода мать полей, а без матери не проживёшь.» -Как человек использует воду? ________________________________________________________________________________________________________________ Приведи примеры использования человеком воды: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.Зачем при постройке гидроэлектростанции реку перегораживают плотиной.? -Изучите принцип работы гидроэлектростанции.(Воспользуйтесь материалами «Большой Детской энциклопедии») -Как работает гидроэлектростанция ? -Установите связь между китайской пословицей и работой плотины . Проблема Аральского моря. (выступление –заготовка домашнего задания) Реки Сырдарья и Амударья, впадающие в Аральское море, стали сильно мелеть из-за неумеренного использования их воды. Дожди здесь бывают редко. За год с поверхности Арала испаряется слой воды примерно толщиной в 1 метр. В результате всего этого площадь моря за последние 20-30 лет уменьшилась в 2 раза. Участки высохшего моря превратились в пустыню. Со дна высохшего моря миллионы тонн соли разносятся ветром на сотни, тысячи километров. Возникла опасность для здоровья людей. Судьба Арала обернулась большой бедой для человечества. Учёные ищут пути его спасения. Однако сделать это сложно. На работу групп отводится 6-8 минут. После этого представители каждой из групп выходят к доске с выводами. Выводы записываются в «окошки». После каждого выступления открывается очередное «окно» на фоне воды. Кроме того, во время каждого выступления на доске отображается проблема, по которой работала группа, соответствующие иллюстрации. 1.Вода входит в состав любого организма.(записывают сами вывод) 2.Вода- основа жизни. 3.Вода- помощник человека. 4.Количество воды ограничено. 5.Беречь воду- беречь жизнь. 6.Воду необходимо очищать. Просмотр презентации подготовленной учащимся Горбанем Д.по теме «Вода». Рефлексия. Сегодня на уроке исследовали знакомое вам вещество, узнали каждый для себя что-то новое. Чтобы поделиться впечатлениями, полученными на уроке, а также полученной новой для себя информацией, предлагаю написать эссе «Я- ВОДА». (раздаются листочки в форме капельки воды и на них дети записывают эссе) Зачитывают в группах, выбираются лучшие. Чтение 2-3 эссе на «авторском стуле». Оценивание. Комментарий к домашнему заданию. Работа по дополнительному листу, где необходимо указать, как мы в городских условиях используем воду. Необходимо составить памятку для всей семьи, как можно экономить воду. «Засели» водоёмы, выбрав обитателей каждого из них. Используй для этого приведённый ниже список. Море река болото _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ________________________________________________________________- _________________________________________________________________ Морская капуста, щука, сом, цапля, медуза, лягушка, камбала, кувшинка белая, коралл, болотная выпь, рак, клюква.
|