Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Познавательная игра «Кругом вода». Харланова Валентина Владимировна учитель начальных классов Аккольская средняя школа №2, город Акколь Цель: Сформировать у учащихся знания о значении воды для жизни на Земле. Задачи: • Формировать у учащихся понятие о том, что вода – природный ресурс, и необходимо принимать меры по её охране. • Развивать мышление, речь, умение работать в команде, умение слушать. • Формировать активную жизненную позицию гражданина РК. Оборудование: интерактивная доска, презентация, физическая карта Казахстана, рисунки детей В игре принимают участие 3 команды. Психологический настрой. Ребята, давайте создадим хорошее настроение. Возьмитесь за руки. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Я приглашаю вас на познавательную игру, где вы сможете, проявив внимание и смекалку, показать свои знания и умения, узнать что-то новое, о чём-то задуматься. Речь сегодня пойдёт о воде. Чтение стихотворения «Вода из океана». Спросил на днях малыш - сосед У струйки, льющейся из крана: - Откуда ты? Вода в ответ: - Издалека, из океана! Потом гулял малыш в лесу Росой искрилась вся поляна. - Откуда ты? – спросил росу. - Поверь, и я из океана. На поле лёг туман седой. Малыш спросил и у тумана: - Откуда ты? Ты кто такой? - И я, дружок, из океана! - Ты газировка, что шипишь? И из бурлящего стакана Донёсся шёпот: - Знай, малыш, и я пришла из океана. Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, В звонкой льдинке И в снежинке, И в дождинке, И в росинке Нам откликнется всегда Океанская вода. Ведущий: Действительно, любая капелька на Земле пришелица из Мирового океана, в его состав входит вся вода планеты, в том числе и пресная. Вода является самым распространённым веществом в мире. Она покрывает 2/3 поверхности земного шара. Почему вода – одно из самых главных богатств на земле? Сообщения детей о роли воды: Вода – одно из самых важных для человека веществ. Организм человека, кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. А в некоторых растениях её ещё больше. При недостатке воды жизнедеятельность организма нарушается. Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, быстро погибают: например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды – менее 10 . Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней, так как в воде растворяются важные для жизнедеятельности организма вещества. Вода – в океанах и морях, реках и озёрах, под землёй и в почве. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Но вода не только всех поит, она ещё и кормит. В воде обитают рыбы, которых и человек использует в пищу. Вода – добрый друг и помощник человека. Она – удобная дорога: по морям, рекам и океанам корабли везут грузы и пассажиров. Она послушно вращает турбины на электростанциях. И моет всех тоже вода. Умываются люди, «умываются» машины, «принимают душ» города и дороги… Вода минеральных источников оказывает лечебное действие. Многие из источников горячие, и люди используют это тепло. На Камчатке, где таких источников очень много, выращивают овощи в теплицах в любое время года. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон для стройки, не сделать бумагу для книг и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты – ничего не сделаешь без воды! Ведущий: Каждый год для нужд промышленности используется 8 млрд. кубометров воды. Отрасли народного хозяйства расходуют 250 млрд. кубометров воды. 1л бензина – 10 л воды 1т резины – 1500 м3 1 т бумаги – 900 м3 1 т алюминия – 1000 т воды 1т чугуна – 130т воды В наш век – век бурного развития науки и техники – люди научились производить немало искусственных материалов, которые с успехом заменяют естественные. Вода – единственное богатство нашей планеты, которое не имеет заменителей. Конкурс 1. Художественный. - Внимание! Сейчас вам понадобится проявить фантазию и умение. Поскольку роль воды очень велика, то вы попытаетесь это доказать сами. Перед вами лист бумаги, на нём изображён контур капли воды, а вы попробуйте её так преобразить, чтобы она превратилась в объект, который содержит воду. Конкурс 2. Загадочный. С горы сбегая без труда, она гремит, как гром. В морозный день она тверда – руби хоть топором. Нагрей её - и к небесам она взлетит тогда, Теперь ты мне ответишь сам: зовут её … (вода) Действительно, и твёрдый лёд, и лёгкий, как газ, пар тоже вода. Таковы её свойства. О них существует много интересных загадок, попробуйте их разгадать. 1 команда. Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (Туча) 2 команда. Утром бусы засверкали, всю траву собой устлали, А пошли искать их днём: ищем, ищем – не найдём. (Роса) 3 команда. Кругом вода, а с питьём – беда. (Море) Это интересно! Морскую воду пить нельзя, так как в ней растворено много различных солей (35г на 1 л), в морской воде также есть йод, поэтому она имеет солёно - – горький вкус и запах йода. Запасы воды на нашей планете – 1500 млн. км3. Большая их часть приходится на солёные воды океанов и морей и лишь около 2 % составляют пресные воды. 1 команда. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (Озеро) Назовите крупные озёра Казахстана. 2 команда. Течёт, течёт – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит. (Река) Назовите крупные реки Казахстана. Это интересно! В Казахстане есть место, которое так и называется – Семиречье. Его так назвали в честь 7 главных рек этого района: Или, Каратал, Биен, Аксу, Лепсы, Баскан, Сарканд. Хотя, надо сказать, рек и речушек в этих краях течёт намного больше. Знаете ли вы? - самая длинная река в мире – Нил, протекает в Африке, её длина 6671 км. - самая длинная река Азии – Янцзы (Китай), 5800 км. - самая длинная река Европы - Волга, 3530 км. 3 команда. Он без рук, он без ног Из воды пробиться смог. Нас он летом в самый зной Ледяной поит водой. (Родник) Почему вода в родниках всегда очень чистая? Что такое арасаны? Назовите источники минеральной воды в Казахстане. Конкурс 3. Вода – путешественница. У меня, ребята, возник вопрос, вода в реке течёт круглый год и никогда не кончается. Откуда берётся вода в реках? В моря впадает множество рек. Почему же моря не переполняются и не заливают сушу? Вам необходимо составить схему «Круговорот воды в природе». Будьте внимательны. От вас зависит, будет ли на нашей планете всё в порядке, или произойдёт потоп. Конкурс 4.Всезнайки. 1 команда. Что общего и в чём разница между облаками и туманом? 2 команда. Есть у воды очень важное свойство: она может легко растворять многие вещества. Сейчас мы проверим, как вы сможете использовать это свойство, оказавшись в непредвиденной ситуации. Во время туристического похода вся соль случайно рассыпалась и перемешалась с песком. Какой выход существует из этой ситуации? 3 команда. Почему летом на растениях ночью и рано утром появляется роса? Конкурс 5. Театральный. Сказка о «нефтяной» рыбке. Автор: Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил старик в море невод. Пришёл невод… Старик: (удивляясь)… с тиной морскою, с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором. Автор: (грозно). Он второй раз забросил невод. Пришёл невод… Старик: (печально)… с рваным башмаком и изношенной, «лысой» шиной. Автор: (с надеждой). В третий раз забросил он невод. Пришёл невод… Старик: (радостно)… с одной рыбкой. Да не с простою, а с золотою! Автор: Заговорила рыбка человеческим голосом, взмолилась. Рыбка: (жалобно). Не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою! Почему рыбка не захотела оставаться в воде, ведь вода – это её дом? Какая опасность угрожает рыбке? А кому ещё угрожает опасность? Почему? Сказка «У острова Буяна». Автор: Князь Гвидон сидел у моря. Гвидон: (с опаской). Море вдруг всколыхалось вокруг, Расплескалось в шумном беге И оставило на бреге Черномора – богатыря, Нефтью жирною горя. Черномор: (тяжело дыша) Славный город твой храню И дозором обхожу. Но нынче много средь морей Развелося кораблей. Кругом мусор на просторе, Превратили в свалку море! Гибнут рыбы, крабы, птицы… Завтра всё может случиться: Голод, мало кислороду. Поскорей спасайте воду! Ведущий: Мы не просто проиграли с вами сценки, а затронули самый важный вопрос о чистоте наших водоёмов. Чистой воды на Земле становится всё меньше и меньше. Недостаток её уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки попадают различные ядовитые вещества. В сельском хозяйстве используются для обработки полей – удобрения, ядохимикаты, и, случается, что в поле остаются без присмотра горы удобрений. Во время дождя они смываются и попадают в водоёмы. Сами люди часто выбрасывают в реки мусор, не задумываясь о последствиях. Рыба, раки, растения – всё живое погибает в такой воде. Любой естественный водоём способен к самоочищению благодаря живущим в нём растениям, грибкам, бактериям. Когда же в водоём сбрасываются ядовитые отходы, гибнут сами санитары. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжёлых заболеваний. Знаете ли вы о том, что более миллиарда человек в мире постоянно пьют воду, не отвечающую санитарным нормам, и в результате этого примерно половина из них заболевают. По подсчётам учёных, из-за употребления загрязнённой воды ежегодно умирают до 10 миллионов человек. Просмотр мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка». Проблема охраны воды беспокоит не только учёных. Посмотрите фрагмент мультфильма (борьба за экологию, спасение реки). Что хотели нам сказать авторы этого мультфильма? Ведущий: Многое делается для защиты воды в нашей стране. Всемирный день водных ресурсов отмечается ежегодно 22 марта. Он был объявлен в 1993 году генеральной Ассамблеей ООН. В своей резолюции Генеральная Ассамблея ООН предложила всем странам проводить в этот день специальные мероприятия, направленные на сохранение и освоение водных ресурсов. Период 2005 -2015 годы был объявлен Международным десятилетием действий «Вода для жизни». Однако проблема охраны воды по-прежнему остра. Всем нам известны наши казахстанские озёра – Аральское, Каспийское, озеро Балхаш. Это визитные карточки нашей страны. Какие проблемы там возникли сейчас, расскажут мои помощники. Планета, что мы сделали с тобой? Такой живой, прекрасной и любимой, С рекой такой бездонно голубой И небом таким неповторимо синим. Дождь, капель ласковых, струящихся поток, Не так уж добр ты стал в текущем веке. Кислотный дождь, ты так к земле жесток, Но не твоя ведь в том вина, а человека. И в том, что исчезает жизнь в морях, и чёрный смог висит над городами, Арал пересыхает на глазах – Во всём мы, люди, виноваты сами. Леса без края, белизной сверкавший снег, Луга и воздух, так безмерно чистый. Оставь, опомнись, человек! Ведь это может никогда не повториться! Конкурс 6.Спаси и сохрани! Разработайте и запишите свои правила о том, что нужно и чего нельзя делать для сохранения чистой воды. Презентация детских работ. Пусть на Земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда, Пусть чистой остаётся в них навеки Студёная и вкусная вода. Пусть никогда не зарастает тиной Тот берег, на котором я стою… Большие дяди, взрослые мужчины, Храните речку, светлую мою! Ведущий: В заключение мне хочется произнести слова Антуана де Сент – Экзюпери : «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь»… Именно в воде много миллионов лет назад возникли первые живые существа, она является колыбелью всего живого. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы. Это надо понять и запомнить каждому. Подведение итогов игры. Награждение победителей. | |
Просмотров: 1980 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|