Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

интегрированный урок в 1 классе, познание мира, трудовое обучение
Борасинская сшс

Интегрированный
урок
«Весна»

Познание мира
трудовое обучение

1 класс «Б»

Чурбакова Е.В.

Цели: 1. Познакомить детей с изменениями в жизни птиц весной.
2. Закрепить представление о перелётных птицах, раскрыть
взаимосвязь между неживой и живой природой.
3. Закрепить знания учащихся о пользе птиц.
4. Познакомить с техникой работы с бумагой – оригами. Научить
складывать из бумаги птицу.
5. Воспитывать бережное отношение к птицам в разные времена года.
6. Развивать мелкие мышцы пальцев.
7. Приучать к аккуратности и организованности в работе.
8. Развивать духовное богатство детей, пробуждать потребность
узнавать неизвестное, способствовать развитию мышления, любви к
природе, жизнелюбия.

Ход урока
1. Орг. момент
Психологический настрой.
- Ребята, внимательно посмотрите, друг другу в глаза и скажите, какого они цвета? Для чего нужны глаза человеку? У вас очень красивые глаза. Они такие лучистые и ясные, искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят всё вокруг: и красоту заснеженных деревьев, и синеву неба, и окружающих нас людей. Они видят тех, кто нуждается в вашей помощи – голодную птицу, упавшего товарища, - и помогают совершать добрые поступки. Посмотрите в глаза друг другу, подарите добрые взгляды и пожелайте успехов.

2. Знакомство с новым материалом.
Вступительное слово учителя с элементами беседы.

Весна всему свой голос дарит –
Воде, листве, земле – всему:
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу твоему.
Всё началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажужжали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
Несётся плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвёт,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижёру смотрит в рот.

- О каком времени года говорится в этом стихотворении?
- Назовите весенние месяцы.
(пословицы, рисунки)
- Ребята, а в народе март называют протальник. А знаете, почему его так называют? Да потому, что в марте снег становится рыхлым, темнеет, и появляются первые проталины. Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли.
- Апрель – снегогон. Это слово сложное, в нём спрятались два слова (снег, гнать, апрель гонит снег). Пригревает солнышко, снег начинает быстро таять, бегут ручьи.
- Май – травень. Как вы думаете, почему? Да потому, что в мае появляется зелёная травка, распускаются листья на деревьях, всё вокруг зелено.
- Ребята, кого вы представляете, когда слышите слово «животные»?
- Кто-то из вас представил своего четвероногого друга-собаку. А, может быть, белочку или
красавца оленя? Может быть, кто-то из вас представил озорного воробышка или мудрую сову. Вы спросите: разве воробышек, сова и другие птицы тоже животные? Да, конечно!

Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.
- А какие бывают птицы?
(домашние и дикие)
- Назовите птиц: диких и домашних.
- И сегодня на уроке мы будем говорить о птицах, о возвращении птиц в родные края, о заботе птиц о своём потомстве.
- А сейчас, ребята, мы с вами побываем на лесной поляне, где собрались птицы, чтобы рассказать о себе.

Сорока.
Я, сорока, птица любопытная и болтливая, я первой замечаю появление опасности и предупреждаю о ней других обитателей леса. У меня красивый, чёрный с белым, наряд. Я строю большое прочное гнездо высоко в ветвях. Там появляются на свет мои птенцы. На зиму я не улетаю в тёплые края, только переселяюсь поближе к человеку.

Ворона.
Со мной ты наверняка знаком. Я, ворона, птица крупная, одетая в чёрно-серый наряд. Давно поселилась я рядом с человеком, стала постоянной жительницей больших и малых городов. Карр! Умная и находчивая птица нигде не пропадёт! А ещё я неприхотлива: ем насекомых, плоды и побеги растений. Люблю лакомиться яйцами других птиц, Мы, вороны, живём дружно, всегда приходим друг другу на помощь.

Воробей.
Ты со мной хорошо знаком: я шумный и задорный домовой воробей. Трудно приходится мне зимой: и холодно, и голодно. Но я не унываю, жду весны. Стоит немного пригреть солнышку, и я снова бодр и весел: шумно чирикаю, купаюсь в лужах и дерусь с другими воробьями.

- Какие птицы были на лесной поляне?
- Вы их видели зимой?
- Как называют таких птиц?
(оседлые)
- Все ли птицы зимовали у нас?
- Почему осенью некоторые птицы улетели?
- Как называют птиц, которые улетают с наступлением холодов и возвращаются, как только становится тепло?
- А сейчас мы с вами узнаем, что происходит в природе. Но что такое природа?
- А что нельзя назвать природой?
- А какая бывает природа?
(живая, неживая)
- К нам в гости пришёл старичок-лесовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие нет.
(солнце, дерево, насекомые, цветок, животные, человек и т.д.)
- Скажите, что мы с вами наблюдаем сейчас в неживой природе?
(Ярче светит солнце, день длиннее, появились проталины, растаял снег,
много воды)
- Как вы думаете, что повлияло на эти изменения в природе?
(Потепление)
- А что происходит в живой природе?
(Набухают почки на деревьях, появляются первые насекомые, прилетают первые весенние птицы)

- Итак, птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идёт в строгом порядке, каждый прилетает в свою очередь. Первыми прилетают грачи, скворцы, жаворонки, кукушки, ласточки, стрижи, журавли.

Знакомство с формами стаи.
- Журавли летят клином, утки – вереницей, мелкие птицы – беспорядочной стаей.

- У японцев есть такая легенда. Если человек сделает тысячу бумажных журавликов, то станет счастливым, исполнятся его желания. Японская девочка Сасаки была смертельно больна. Она успела сделать 250 журавликов. И жизнь её оборвалась. Сегодня в Казахстане Семипалатинский полигон закрыт, но последствия ядерных испытаний продолжают сказываться. Вот почему народ Казахстана, как и весь мир, борется за то, чтобы навсегда прекратились на планете ядерные испытания. И сегодня мы с вами отправляемся в путешествие из Казахстана в Японию. Путь нелёгкий. Нам предстоит преодолеть степи, леса, горы и моря, чтобы добраться до места назначения.
Сказочная птица берёт нас на своё крыло. Наше путешествие будет проходить на высоте птичьего полёта.
Нашими спасательными средствами будут хорошие знания, смекалка, наблюдательность и организованность.
Пролетаем над территорией Казахстана. Вижу первые весенние гнёзда. Предлагаю остановку, привал.
(гнезда на дереве).
В гнезде загадка: Всех приметней птиц, черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица …(грач).
- Он прилетает к нам самым первым. Недаром говорят: «Увидел грача – весну встречай».
Грачи строят гнёзда из сухих веток, высоко на деревьях. Селятся грачи колониями. На одном дереве иногда насчитывается до 15-20 гнёзд.

(Саврасов «Грачи прилетели», рассматриваем картину.)

- Алексей Кондратьевич Саврасов – замечательный русский художник, прекрасный знаток русской природы, пробуждает у нас чувство любви к родной стороне, к её природе.
- Что вы видите на картине?
- В чём можно увидеть признаки прихода весны, пробуждение природы. Посмотрите на деревья, на их кору, ветви.
- А каков снег на картине?
- Обратите внимание на снег вокруг деревьев.
- Что мы видим на втором плане картины? (Небо занимает почти половину картины. Оно голубое, чистое. На фоне неба – верхушки деревьев с разбросанными на них птичьими гнёздами. А вокруг них хлопочут хозяева – грачи.
- Чем заняты грачи?
- Попробуйте не только всмотреться, но и прислушаться. (грачи кричат)
- Любовь художника к родной земле выразилась в его рассказе о приходе весны в родной стороне.
- Первое задание выполнено, птица Оригами получила порцию пищи. Летим дальше. Неподалёку, прямо на дереве, сооружён чей-то красивый домик. Кто же в нём живёт?
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец!
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня …
(скворец)
- Правильно, следующими прилетают скворцы и они поселяются в своих домиках скворечниках. Но их домики бывают заняты. А занимают их воробьи. И только хитростью скворцы выгоняют незваных гостей. Ну, а потом скворцы стерегут гнездо поочерёдно: один сидит – другой летает по делам. А какие могут быть дела у скворца? Вскоре у скворцов появляются птенцы. До 300 раз в день приносят им взрослые скворцы различных насекомых и их личинок.
- Из чего делают скворечники?
- А где их размещают?
( как можно выше, не прибивать гвоздями)
- Полёт продолжается. Пролетаем над лесами. Предлагаю совершить экскурсию по лесу. А вот дупло, кто же в нём?
Далеко мой стук
Слышится вокруг,
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(дятел)

Дятел.
Я, дятел, лесной доктор. Простукивая кору и ствол больных деревьев своим крепким клювом, я избавляю их от насекомых-вредителей. Вытаскивать жуков из узких ходов мне помогает мой тонкий, длинный язык, острые
коготки и упругий длинный хвост. У меня красивый, пёстрый наряд, а красная
шапочка лихо сдвинута на затылок. Я выдалбливаю дупло в стволах старых деревьев и делаю в нём гнездо для птенцов. Весной я даю концерты, а зимой не улетаю в тёплые края.

- Дятлы строят гнёзда в дуплах в апреле, а в мае у них появляются птенцы, которых родители выкармливают жуками и их личинками.

- Отправляемся дальше, в Японию. Но что же это за гнездо, в котором одно яйцо отличается от остальных яиц по цвету и по размеру?
«Дитя ещё не родилось, а уже отдано другому на воспитание». У кого это?
(у кукушки)
- Все перелётные птицы, когда возвращаются домой, что делают в первую очередь?
(вьют гнёзда)
- А кукушка ведёт себя по-другому, она никогда не вьёт гнёзда. Где же тогда появляются её птенцы?
- Когда рождается кукушонок, он обычно появляется раньше других птенцов, - и тут же начинает хозяйничать в чужом гнезде и выбрасывать из него птенцов, ещё не вылупившихся, находящихся в скорлупке яйца, и остаётся в гнезде один. Приёмные родители заботливо выкармливают наглого приёмыша, он растёт быстро и скоро становится больше своих родителей.

(рисунок: мухоловка кормит кукушонка)

- Какую вы знаете сказку, которая рассказывает о том, почему кукушка не заботится о своих птенцах?

(ненецкая сказка, четверо детей не слушались матери, не помогали ей)

- А вы – заботливые дети? Вы жалеете свою маму? Помогаете ей?

- А почему же всё-таки кукушка подбрасывает свои яйца в гнёзда других птиц? Почему не выкармливает их сама? Может, она такая ленивая, что не хочет кормить своих детей? Нет,

кукушки тоже заботливые матери. Но сами они выкормить птенцов не могут – кукушка питается жирными мохнатыми гусеницами. А у птенчиков горло нежное, маленькое и глотать мохнатых гусениц они не могут. Вот и подбрасывают кукушки свои яйца в гнёзда других птиц, чтобы эти птицы выкормили их нежными мошками и комарами. А когда они вырастут, вылетят из гнезда, то начнут сами питаться гусеницами, которых другие птицы не едят, и очищать от них наши леса.

- Летим дальше. Закончился лес, и впереди расстилаются поля. А кто же живёт на полях? На поля прилетают жаворонки и среди распаханных полей начинают вить гнёзда. А значит и поля тоже защищены от вредных насекомых.

- Впереди вода. Водоёмы – реки, озёра, болота – дают пристанище водоплавающим птицам. Здесь поселяются и строят гнёзда утки, чайки, гуси,
лебеди. Гнёзда они строят из сухих стеблей и пуха прямо на земле, в ямке под кустом. Утка-кряква откладывает в гнездо 8-9 зеленовато-белых яиц, которые она насиживает и выводит птенцов.
- Весна – это радостное время года, так как у птиц появляются птенцы.

Игра «Назови малышей».
У утки – …
у гуся – …
у скворца – …
у воробья – …
у кукушки – …

- Пора гнездования – не только радостное, но и трудное, и очень опасное время для птиц. В эту пору нужно зорко следить за тем. Чтобы злые дети не разоряли птичьих гнёзд. Среди ребят встречаются не только разорители гнёзд, но и рогаточники. Вот на сучке сидит молодой скворец. Пригретый солнцем, он весело встряхивается, расправляет и вновь складывает крылья. И вдруг острый камешек, пущенный из рогатки, с силой ударяет птенца. Беспомощно трепеща крылышками, скворчонок падает на землю. Его поднимает горе-охотник. Что же будет делать стрелок с убитой птичкой? Ведь даже ему стыдно принести домой такую «добычу».

Учебник, стр.100
- Что вам нужно запомнить?

Физминутка
В небе высоком
Птички летают,
В гнёздышке тёплом они отдыхают:
Крылья сложили,
Глазки сомкнули.
За день налетавшись, тут же уснули.
Солнышко встало.
Тепло улыбнулось:
«Доброе утро!»
Птички проснулись.

- Но всё ли в порядке сейчас у птиц? Какая их подстерегает опасность?
(птичий грипп)
- Как птица может заболеть птичьим гриппом?
- Какие вы знаете признаки болезни?

- Может ли домашняя птица заболеть?
- Летим дальше. Но что это? Дерево, но оно почему-то безжизненно. Ему грустно, потому что никто его не лечит, не радует птичьими голосами, не радует своими песнями. Давайте оживим дерево своими птицами.
- Япония – родина оригами. Оригами похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка.
(повторить технику безопасности при работе с ножницами).

Изготовление птицы.
Квадрат цветной бумаги. Стороны квадрата складывают к середине сначала с одного, а потом с другого конца. От нижнего согнутого угла пл сгибу по обеим сторонам делают разрез до половины длины и получившиеся концы верхнего слоя отгибают в противоположные стороны. Затем по центральной диагональной линии фигуру сгибают пополам так, чтобы отогнутые концы оказались внутри. После складывания свободные концы должны выступать в виде ног птицы. Из верхнего острого угла сгибают большой клюв, заложив его по сгибу внутрь и вытянув конец. На клюв наклеивают треугольник, вырезанный из серой или голубой бумаги. По бокам головы наклеивают крупные глаза, с помощью разных цветов выделяя белки и зрачки.

- Наше дерево пока безжизненно. Мы оживим это дерево своими разноцветными птицами. И вот оно расцвело!
(голоса птиц)

- Все задания выполнены. Приводим рабочие места в порядок. Возвращаемся домой. На обратном пути летим без остановок. Во время полёта вспомним, что мы узнали с вами о птицах.
- Назовите весенние месяцы.
- Оседлые птицы – это …
- Птицы, которые возвращаются с наступлением тепла …
- Кто прилетает первым?
- Из чего они делают гнёзда?
- А кто прилетает за грачом?
- Как называются их дома?
- Кого называют лесным доктором?
- С помощью чего он достаёт насекомых-вредителей?
- Кто подкладывает свои яйца в чужие гнёзда?
- Почему?
- Чем полезна кукушка?
- Где вьёт гнёзда жаворонок?
- Каких вы знаете водоплавающих птиц?
- Где они строят свои гнёзда?
- О какой болезни птиц вы знаете?
- Её признаки?
- Профилактика.
- Нужно ли заботиться о птицах и почему?
- А я хочу обратиться к вам с просьбой.

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится.
На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотря..
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей не земля!
Люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашие, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди – человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!

- Не обижай птиц, разве можно обижать друзей? Лучше пригласи их в свой двор. Для этого нужно построить несколько птичьих домиков, и птички будут знать: их ждут!

Категория: Начальная школа | Добавил: Елена (2010-01-07) | Автор: Чурбакова Елена Викторовна E
Просмотров: 3144 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 8:02 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru