Борасинская сшс Интегрированный урок «Весна» Познание мира трудовое обучение 1 класс «Б» Чурбакова Е.В. Цели: 1. Познакомить детей с изменениями в жизни птиц весной. 2. Закрепить представление о перелётных птицах, раскрыть взаимосвязь между неживой и живой природой. 3. Закрепить знания учащихся о пользе птиц. 4. Познакомить с техникой работы с бумагой – оригами. Научить складывать из бумаги птицу. 5. Воспитывать бережное отношение к птицам в разные времена года. 6. Развивать мелкие мышцы пальцев. 7. Приучать к аккуратности и организованности в работе. 8. Развивать духовное богатство детей, пробуждать потребность узнавать неизвестное, способствовать развитию мышления, любви к природе, жизнелюбия. Ход урока 1. Орг. момент Психологический настрой. - Ребята, внимательно посмотрите, друг другу в глаза и скажите, какого они цвета? Для чего нужны глаза человеку? У вас очень красивые глаза. Они такие лучистые и ясные, искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят всё вокруг: и красоту заснеженных деревьев, и синеву неба, и окружающих нас людей. Они видят тех, кто нуждается в вашей помощи – голодную птицу, упавшего товарища, - и помогают совершать добрые поступки. Посмотрите в глаза друг другу, подарите добрые взгляды и пожелайте успехов. 2. Знакомство с новым материалом. Вступительное слово учителя с элементами беседы. Весна всему свой голос дарит – Воде, листве, земле – всему: Кострам в лесу и птичьей паре, Глазам и сердцу твоему. Всё началось с простой капели, И вот уже текут снега, И зажужжали, зазвенели Деревья, воздух и луга. Несётся плеск с лесных излучин, В овраге ветер струны рвёт, Весь мир разбужен и озвучен И дирижёру смотрит в рот. - О каком времени года говорится в этом стихотворении? - Назовите весенние месяцы. (пословицы, рисунки) - Ребята, а в народе март называют протальник. А знаете, почему его так называют? Да потому, что в марте снег становится рыхлым, темнеет, и появляются первые проталины. Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. - Апрель – снегогон. Это слово сложное, в нём спрятались два слова (снег, гнать, апрель гонит снег). Пригревает солнышко, снег начинает быстро таять, бегут ручьи. - Май – травень. Как вы думаете, почему? Да потому, что в мае появляется зелёная травка, распускаются листья на деревьях, всё вокруг зелено. - Ребята, кого вы представляете, когда слышите слово «животные»? - Кто-то из вас представил своего четвероногого друга-собаку. А, может быть, белочку или красавца оленя? Может быть, кто-то из вас представил озорного воробышка или мудрую сову. Вы спросите: разве воробышек, сова и другие птицы тоже животные? Да, конечно! Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. - А какие бывают птицы? (домашние и дикие) - Назовите птиц: диких и домашних. - И сегодня на уроке мы будем говорить о птицах, о возвращении птиц в родные края, о заботе птиц о своём потомстве. - А сейчас, ребята, мы с вами побываем на лесной поляне, где собрались птицы, чтобы рассказать о себе. Сорока. Я, сорока, птица любопытная и болтливая, я первой замечаю появление опасности и предупреждаю о ней других обитателей леса. У меня красивый, чёрный с белым, наряд. Я строю большое прочное гнездо высоко в ветвях. Там появляются на свет мои птенцы. На зиму я не улетаю в тёплые края, только переселяюсь поближе к человеку. Ворона. Со мной ты наверняка знаком. Я, ворона, птица крупная, одетая в чёрно-серый наряд. Давно поселилась я рядом с человеком, стала постоянной жительницей больших и малых городов. Карр! Умная и находчивая птица нигде не пропадёт! А ещё я неприхотлива: ем насекомых, плоды и побеги растений. Люблю лакомиться яйцами других птиц, Мы, вороны, живём дружно, всегда приходим друг другу на помощь. Воробей. Ты со мной хорошо знаком: я шумный и задорный домовой воробей. Трудно приходится мне зимой: и холодно, и голодно. Но я не унываю, жду весны. Стоит немного пригреть солнышку, и я снова бодр и весел: шумно чирикаю, купаюсь в лужах и дерусь с другими воробьями. - Какие птицы были на лесной поляне? - Вы их видели зимой? - Как называют таких птиц? (оседлые) - Все ли птицы зимовали у нас? - Почему осенью некоторые птицы улетели? - Как называют птиц, которые улетают с наступлением холодов и возвращаются, как только становится тепло? - А сейчас мы с вами узнаем, что происходит в природе. Но что такое природа? - А что нельзя назвать природой? - А какая бывает природа? (живая, неживая) - К нам в гости пришёл старичок-лесовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие нет. (солнце, дерево, насекомые, цветок, животные, человек и т.д.) - Скажите, что мы с вами наблюдаем сейчас в неживой природе? (Ярче светит солнце, день длиннее, появились проталины, растаял снег, много воды) - Как вы думаете, что повлияло на эти изменения в природе? (Потепление) - А что происходит в живой природе? (Набухают почки на деревьях, появляются первые насекомые, прилетают первые весенние птицы) - Итак, птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идёт в строгом порядке, каждый прилетает в свою очередь. Первыми прилетают грачи, скворцы, жаворонки, кукушки, ласточки, стрижи, журавли. Знакомство с формами стаи. - Журавли летят клином, утки – вереницей, мелкие птицы – беспорядочной стаей. - У японцев есть такая легенда. Если человек сделает тысячу бумажных журавликов, то станет счастливым, исполнятся его желания. Японская девочка Сасаки была смертельно больна. Она успела сделать 250 журавликов. И жизнь её оборвалась. Сегодня в Казахстане Семипалатинский полигон закрыт, но последствия ядерных испытаний продолжают сказываться. Вот почему народ Казахстана, как и весь мир, борется за то, чтобы навсегда прекратились на планете ядерные испытания. И сегодня мы с вами отправляемся в путешествие из Казахстана в Японию. Путь нелёгкий. Нам предстоит преодолеть степи, леса, горы и моря, чтобы добраться до места назначения. Сказочная птица берёт нас на своё крыло. Наше путешествие будет проходить на высоте птичьего полёта. Нашими спасательными средствами будут хорошие знания, смекалка, наблюдательность и организованность. Пролетаем над территорией Казахстана. Вижу первые весенние гнёзда. Предлагаю остановку, привал. (гнезда на дереве). В гнезде загадка: Всех приметней птиц, черней, Враг личинок, друг полей, Взад-вперёд по пашне вскачь, А зовётся птица …(грач). - Он прилетает к нам самым первым. Недаром говорят: «Увидел грача – весну встречай». Грачи строят гнёзда из сухих веток, высоко на деревьях. Селятся грачи колониями. На одном дереве иногда насчитывается до 15-20 гнёзд. (Саврасов «Грачи прилетели», рассматриваем картину.) - Алексей Кондратьевич Саврасов – замечательный русский художник, прекрасный знаток русской природы, пробуждает у нас чувство любви к родной стороне, к её природе. - Что вы видите на картине? - В чём можно увидеть признаки прихода весны, пробуждение природы. Посмотрите на деревья, на их кору, ветви. - А каков снег на картине? - Обратите внимание на снег вокруг деревьев. - Что мы видим на втором плане картины? (Небо занимает почти половину картины. Оно голубое, чистое. На фоне неба – верхушки деревьев с разбросанными на них птичьими гнёздами. А вокруг них хлопочут хозяева – грачи. - Чем заняты грачи? - Попробуйте не только всмотреться, но и прислушаться. (грачи кричат) - Любовь художника к родной земле выразилась в его рассказе о приходе весны в родной стороне. - Первое задание выполнено, птица Оригами получила порцию пищи. Летим дальше. Неподалёку, прямо на дереве, сооружён чей-то красивый домик. Кто же в нём живёт? Я выступаю перед вами, Как молодой весны гонец! Я рад увидеться с друзьями! Ну, а зовут меня … (скворец) - Правильно, следующими прилетают скворцы и они поселяются в своих домиках скворечниках. Но их домики бывают заняты. А занимают их воробьи. И только хитростью скворцы выгоняют незваных гостей. Ну, а потом скворцы стерегут гнездо поочерёдно: один сидит – другой летает по делам. А какие могут быть дела у скворца? Вскоре у скворцов появляются птенцы. До 300 раз в день приносят им взрослые скворцы различных насекомых и их личинок. - Из чего делают скворечники? - А где их размещают? ( как можно выше, не прибивать гвоздями) - Полёт продолжается. Пролетаем над лесами. Предлагаю совершить экскурсию по лесу. А вот дупло, кто же в нём? Далеко мой стук Слышится вокруг, Червякам я враг, А деревьям друг. (дятел) Дятел. Я, дятел, лесной доктор. Простукивая кору и ствол больных деревьев своим крепким клювом, я избавляю их от насекомых-вредителей. Вытаскивать жуков из узких ходов мне помогает мой тонкий, длинный язык, острые коготки и упругий длинный хвост. У меня красивый, пёстрый наряд, а красная шапочка лихо сдвинута на затылок. Я выдалбливаю дупло в стволах старых деревьев и делаю в нём гнездо для птенцов. Весной я даю концерты, а зимой не улетаю в тёплые края. - Дятлы строят гнёзда в дуплах в апреле, а в мае у них появляются птенцы, которых родители выкармливают жуками и их личинками. - Отправляемся дальше, в Японию. Но что же это за гнездо, в котором одно яйцо отличается от остальных яиц по цвету и по размеру? «Дитя ещё не родилось, а уже отдано другому на воспитание». У кого это? (у кукушки) - Все перелётные птицы, когда возвращаются домой, что делают в первую очередь? (вьют гнёзда) - А кукушка ведёт себя по-другому, она никогда не вьёт гнёзда. Где же тогда появляются её птенцы? - Когда рождается кукушонок, он обычно появляется раньше других птенцов, - и тут же начинает хозяйничать в чужом гнезде и выбрасывать из него птенцов, ещё не вылупившихся, находящихся в скорлупке яйца, и остаётся в гнезде один. Приёмные родители заботливо выкармливают наглого приёмыша, он растёт быстро и скоро становится больше своих родителей. (рисунок: мухоловка кормит кукушонка) - Какую вы знаете сказку, которая рассказывает о том, почему кукушка не заботится о своих птенцах? (ненецкая сказка, четверо детей не слушались матери, не помогали ей) - А вы – заботливые дети? Вы жалеете свою маму? Помогаете ей? - А почему же всё-таки кукушка подбрасывает свои яйца в гнёзда других птиц? Почему не выкармливает их сама? Может, она такая ленивая, что не хочет кормить своих детей? Нет, кукушки тоже заботливые матери. Но сами они выкормить птенцов не могут – кукушка питается жирными мохнатыми гусеницами. А у птенчиков горло нежное, маленькое и глотать мохнатых гусениц они не могут. Вот и подбрасывают кукушки свои яйца в гнёзда других птиц, чтобы эти птицы выкормили их нежными мошками и комарами. А когда они вырастут, вылетят из гнезда, то начнут сами питаться гусеницами, которых другие птицы не едят, и очищать от них наши леса. - Летим дальше. Закончился лес, и впереди расстилаются поля. А кто же живёт на полях? На поля прилетают жаворонки и среди распаханных полей начинают вить гнёзда. А значит и поля тоже защищены от вредных насекомых. - Впереди вода. Водоёмы – реки, озёра, болота – дают пристанище водоплавающим птицам. Здесь поселяются и строят гнёзда утки, чайки, гуси, лебеди. Гнёзда они строят из сухих стеблей и пуха прямо на земле, в ямке под кустом. Утка-кряква откладывает в гнездо 8-9 зеленовато-белых яиц, которые она насиживает и выводит птенцов. - Весна – это радостное время года, так как у птиц появляются птенцы. Игра «Назови малышей». У утки – … у гуся – … у скворца – … у воробья – … у кукушки – … - Пора гнездования – не только радостное, но и трудное, и очень опасное время для птиц. В эту пору нужно зорко следить за тем. Чтобы злые дети не разоряли птичьих гнёзд. Среди ребят встречаются не только разорители гнёзд, но и рогаточники. Вот на сучке сидит молодой скворец. Пригретый солнцем, он весело встряхивается, расправляет и вновь складывает крылья. И вдруг острый камешек, пущенный из рогатки, с силой ударяет птенца. Беспомощно трепеща крылышками, скворчонок падает на землю. Его поднимает горе-охотник. Что же будет делать стрелок с убитой птичкой? Ведь даже ему стыдно принести домой такую «добычу». Учебник, стр.100 - Что вам нужно запомнить? Физминутка В небе высоком Птички летают, В гнёздышке тёплом они отдыхают: Крылья сложили, Глазки сомкнули. За день налетавшись, тут же уснули. Солнышко встало. Тепло улыбнулось: «Доброе утро!» Птички проснулись. - Но всё ли в порядке сейчас у птиц? Какая их подстерегает опасность? (птичий грипп) - Как птица может заболеть птичьим гриппом? - Какие вы знаете признаки болезни? - Может ли домашняя птица заболеть? - Летим дальше. Но что это? Дерево, но оно почему-то безжизненно. Ему грустно, потому что никто его не лечит, не радует птичьими голосами, не радует своими песнями. Давайте оживим дерево своими птицами. - Япония – родина оригами. Оригами похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка. (повторить технику безопасности при работе с ножницами). Изготовление птицы. Квадрат цветной бумаги. Стороны квадрата складывают к середине сначала с одного, а потом с другого конца. От нижнего согнутого угла пл сгибу по обеим сторонам делают разрез до половины длины и получившиеся концы верхнего слоя отгибают в противоположные стороны. Затем по центральной диагональной линии фигуру сгибают пополам так, чтобы отогнутые концы оказались внутри. После складывания свободные концы должны выступать в виде ног птицы. Из верхнего острого угла сгибают большой клюв, заложив его по сгибу внутрь и вытянув конец. На клюв наклеивают треугольник, вырезанный из серой или голубой бумаги. По бокам головы наклеивают крупные глаза, с помощью разных цветов выделяя белки и зрачки. - Наше дерево пока безжизненно. Мы оживим это дерево своими разноцветными птицами. И вот оно расцвело! (голоса птиц) - Все задания выполнены. Приводим рабочие места в порядок. Возвращаемся домой. На обратном пути летим без остановок. Во время полёта вспомним, что мы узнали с вами о птицах. - Назовите весенние месяцы. - Оседлые птицы – это … - Птицы, которые возвращаются с наступлением тепла … - Кто прилетает первым? - Из чего они делают гнёзда? - А кто прилетает за грачом? - Как называются их дома? - Кого называют лесным доктором? - С помощью чего он достаёт насекомых-вредителей? - Кто подкладывает свои яйца в чужие гнёзда? - Почему? - Чем полезна кукушка? - Где вьёт гнёзда жаворонок? - Каких вы знаете водоплавающих птиц? - Где они строят свои гнёзда? - О какой болезни птиц вы знаете? - Её признаки? - Профилактика. - Нужно ли заботиться о птицах и почему? - А я хочу обратиться к вам с просьбой. Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится. На траве кровавой вздрагивала птица. Птицы, рыбы и звери В души людям смотря.. Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо! А море без рыб – не море! А земля без зверей не земля! Люди – великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы. Есть у вас бесстрашие, сила есть навечно, И должно быть сердце. Сердце человечье! Люди – человеки, страны и народы, Мы теперь навечно должники природы. Надо с этим долгом как-то расплатиться. Пусть расправит крылья раненая птица! - Не обижай птиц, разве можно обижать друзей? Лучше пригласи их в свой двор. Для этого нужно построить несколько птичьих домиков, и птички будут знать: их ждут!
|