Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Прохорова Ольга Алексеевна, ОСШ № 48 г. Караганда «Не нужно доказывать, что образование самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны». Н.Г.Чернышевский Система образования – это особая сфера практики, в которой, с одной стороны, осуществляется воспроизводство накопленных в прошлом знаний и опыта, а с другой стороны, закладывается и определяется облик будущей жизнедеятельности, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. А это значит, что основной целью образования должен стать человек как самоцель. Тема «Личностно-ориентированный подход к обучению младших школьников на уроках» основана на отрицании авторитарных, методов, принуждающих к учению, как не гуманных и не дающих результатов в современной школе. Руководствуясь мнением М.Пришвина, «человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева», каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим учителем. Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых, и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Цель обучения – создать условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных способностей. Личностно-ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, как к опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего чаще всего в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъективном опыте учащихся. Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно-неправильно»). Задача учителя - выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета. Основные особенности личностно-ориентированного урока. Цель: создать условия для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели: • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ… • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения; • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, предоставление возможности для естественного самовыражения ученика. За время педагогической деятельности мы заметили, что одна из составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учёба превращается в тяжёлую повинность. Думаем, причина очевидна : им предложены такие условия обучения и предъявлены такие требования, которые превышают уровень их развития. Этого можно избежать, если с первых школьных лет каждый ребёнок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учёба сопровождается успехом. Опыт работы свидетельствует о том, что все обучающиеся в образовательных школах дети могут усвоить программу. Но в одном и том же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом; одни очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность. Достигнуть высоких результатов при обучении можно только при условии учёта индивидуально-психологических развитий школьника. Работая по традиционной программе, мы стараемся использовать на своих уроках элементы развивающего обучения и ставить перед собой цели, отличающиеся от традиционного урока. Сравнивая деятельность учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока (по С.В.Зайцеву) можно увидеть существенные различия: На традиционном уроке учитель На личностно-ориентированном уроке учитель: 1. Обучает всех детей уставленной сумме ЗУНов. 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта. 2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий. 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий. 3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам. 3. Стремиться выявить реальные интересы детей и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала. Тема: «Нахождение периметра прямоугольника». | |
Просмотров: 4947 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|