Тема: «Природная зона родного края» Цель: Дети познакомятся с природной зоной родного края, поймут, что мир, гармония и порядок есть только там, где есть любовь. Задачи: 1.Выявить отношения младших школьников к проблеме ленточного бора и грязной воды. 2.Привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам ближайшего окружения. 3.Привить чувство ответственности за родной край, любознательности, ответственности за сохранение достояния природы родного края, расширение знаний о природе, нормах взаимодействия человека с природой. Технология: «Урок-путешествие по экологическим тропам родного края».Проверка ЗУН. Оборудование: Карта путешествий, экоинформация, знаки, чистый ватман «Берегите природу!» Подготовка к уроку: 1.Разделить класс на малые группы. 2.Каждой группе дать задание по экологическим станциям. 3.Провести конкурс экологических знаков. ПРИРОДНАЯ ЗОНА РОДНОГО КРАЯ ГОРОД-СВАЛКА ПОДЗЕМНЫЙ РОДНИК БЕРЕГ ИРТЫША СОСНОВЫЙ БОР ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ! ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ РОДНОГО КРАЯ. Ход урока: 1.Организация класса: 2.Побуждение: Есть просто храм, Есть храм науки, А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь. М.Карим. -Ребята, о чём это стихотворение? -Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся с вами в путешествие по экологическим тропам нашего края. Путешествовать мы будем по карте. Ребята, посмотрите на карту, что необычного вы видите? (SOS) -Что означает этот знак? Экология это связь между живыми существами и окружающей средой. Мы очень тесно связаны с природой, поэтому мы должны ей помочь. Природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают учёные, инженеры, всё население нашей планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? -Да, школьники могут многое. Не будем задерживаться, отправимся в путешествие по экологической тропе. 3.Беседа о правилах поведения в природе. -Ребята, как нужно себя вести в гостях у природы? -Помните: бумага, брошенная вами, будет лежать более двух лет; консервная банка – более 30, полиэтиленовый пакет – более двухсот, стекло – более тысячи лет. Берегите эти земли, эти воды Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы Убивайте лишь зверей внутри себя! 4.Экологическая тропа. 1 станция: «Природная зона, в которой мы живем». -Ребята мы прибыли па первую станцию. Давайте поговорим о природной зоне родного края. Если посмотреть на карту природных зон Казахстана, то мы увидим, что г.Семей расположен на границе двух природных зон. Правая сторона по течению Иртыша это степная зона, с замечательным ленточным бором, которая занимает 29% площади Казахстана, а левый берег это полупустыня, которая занимает 14% площади Казахстана. Первая группа расскажет нам о природной зоне. Влада: «В степной зоне очень теплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие ветры – суховеи. Степь это открытое, безлесное пространство, покрытое травами. В сухой степи талая и дождевая вода не скапливаются, и очень быстро высыхает. Сухие степи используются в основном в качестве пастбищ, пахотных – для выращивания зерновых. Самое лучшее время года в степи – весна. В эту пору степь неузнаваемо преображается. Степь покрывается сочными травами и яркими цветами. Облик степи обновляется за год больше десяти раз. Красный ковер маков сменяется голубым ковром незабудок, затем – белым ковром поповника, затем – серебристым ковром ковыля и лиловым – шалфея». Жанибек: «Зона полупустыни находится между степью и настоящей пустыней. Это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие, а растительность редкая и скудная. Растения полупустынь приспособились к недостатку влаги. У верблюжей колючки и саксаула корни проникают в глубь почвы до 20-30 метров, чтобы достать подземных вод. Корень полыни, наоборот, залегает близко к поверхности, но охватывает большую площадь, чтобы собрать больше дождевой влаги». Учитель: «С давних пор люди не только распахивали степи, но и охотились на степных животных. Люди осваивали полупустыни и пустыни, строили каналы и подводили воду во многие районы. На орошаемых землях появились поля, сады, виноградники. Освоение этих районов привело к появлению экологических проблем, которые нужно решать. Оказалось, что неумеренное орошение приводит к беде: в почвах накапливается очень много соли. Снижается урожай, а в некоторых местах растения совсем не могут расти. Под угрозой исчезновения оказались некоторые животные и птицы. - Ребята первой группы приготовили экоинформацию о природной зоне и экологический знак. (Дети зачитывают свою интересную информацию.) Милена: «Экоинформация от первой группы» (зачитывает и приклеивает на чистый ватман «Берегите природу!» ) Настя: « Не замедляйте шагов, Не рвите цветов. И тогда цветы будут следовать С вами всю дорогу». (Прикрепляет знак на карту) 2 станция: «Подземный родник». Адель: В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге, под горой Бьёт из камней родник студёный. Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными кругами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит. Учитель: Часто отправляясь в загородные прогулки, экскурсии, турпоходы мы останавливаемся у родника. «Ветер бывает сильный, буйный, который ломает всё на своём пути. А другой ветер ласковый, тихий. Люди тоже, как и ветер, бывают разные. Одни добрые, внимательные, вежливые, а другие злые, беззаботные, бессердечные. -Ребята, посмотрите, на этой станции тоже нужна наша помощь. После сильного ветра родник завалило ветками. В этот день в лес пришли ребята. Увидев родник, один из мальчиков предложил расчистить его, но другие отказались: « Зачем тебе родник расчищать, если у нас и так воды с собой много?» -Кто из ребят прав? -Чем хороша родниковая вода? В чём её целебность (ценность)? Карина: «Экоинформация от второй группы и экологический знак» 3 станция. «ГРЯЗНЫЙ БЕРЕГ ИРТЫША» У детей на столе появляется ,,книжка-раскладушка” Мы хотим жить у чистой реки! Учитель: - Где вы больше всего любите отдыхать летом? -Какие водоемы есть в нашем крае? -Что вы знаете о реке Иртыш? -Как вы думаете, где рождается речка? Сообщение ученика. Мадина: - Маленьким ручейком в горах начинается Иртыш в далеком Китае. Стремительно спускаясь с гор, река с силой размывает берега, что нашло отражение в её названии. В переводе с тюркского языка слово «Иртыш» означает «землерой». Выходя из гор, река Иртыш вступает в необозримую сухую Казахстанскую степь. В нашем крае Иртыш – тихая и спокойная река. Длина Иртыша более четырех тысяч километров. Иртыш течёт на север и впадает в Обь. Грязный берег Иртыша: (сообщения детей) Учитель: - Ребята, когда-то Иртыш являлся одной из самых чистых рек. Посмотрите, что происходит сейчас? Что можно сделать, чтобы жить у чистой реки? Даулет: «Экоинформация и экологический знак от третьей группы» Линара: Пусть на земле не умирают реки И стороной обходит их беда. Пусть чистой остается в них навеки Студеная и вкусная вода. Пусть никогда не зарастает тиной Тот берег, на котором я стою. Большие дяди, взрослые мужчины Храните речку, светлую мою! (прикрепляет экологический знак) 4 станция. «Сосновый бор». Учитель: - Мы прибыли на следующую станцию. Это сосновый бор. Галия: - В Восточно-Казахстанской области есть уникальное создание природы – сосновый ленточный бор. Он тянется вдоль Иртыша по пескам, неширокой полоской, по нашей и Павлодарской областям. Он является продолжением боров Алтайского края России. Сосны широко распространены, при благоприятных условиях достигают 30-40 метров высоты и живут до 400 лет. Казахское название сосны – карагай. Сосна одно из ценнейших хвойных деревьев. Сосны вырабатывают фитонциды, которые, попадая в легкие, убивают бактерии. Но очень часто по вине человека в наш прекрасный ленточный бор приходит беда. Абди: - Пожары Прииртышского ленточного бора 1997-2000 годов - были названы пожарами века. Сгорела треть лесов всего региона. При таких темпах лесу осталось жить 25 лет. Что мы можем сделать для ленточного бора? Адия: «Экоинформация и экологический знак от группы» 5 станция: «Лекарственные растения в бору» Учитель: Молодцы четвёртая группа! Прекрасен хвойный лес нашего края, но нельзя забывать о том, что нужно его беречь, ведь он не только радует глаз и насыщает нас кислородом. Хвойный лес очень богат лекарственными растениями. Мы прибыли на следующую станцию. В нашем ленточном бору на сухих полянах, среди зелени рассыпаны летом золотые искры бессмертника песчаного. Для медицинских целей используют соцветия бессмертника. Применяют главным образом при заболевании печени и желчных путей. Заготавливают бессмертник в самом начале цветения. Если цветочные корзинки снимать в разгар цветения, то они легко рассыпаются при сушке и хранении. Недопустимо выдёргивать растение с корнём – это ведёт к уничтожению зарослей. Диляра: «Экоинформация и знак от группы» Катя: Без природы в мире людям Даже дня прожить нельзя. Так давайте к ней мы будем Относиться как друзья. И при всём честном народе Добавляем мы потом: Нужно помогать природе Но со знанием и умом! Учитель: Спасибо, молодцы ребята! Природа очень помогает нам. Скажите, а как ещё мы можем сберечь своё здоровье? (ответы детей) 5. Рефлексия: Вот и завершили мы своё путешествие. Посмотрите, сколько полезной информации мы собрали. Какой вывод мы можем сделать из всего увиденного и услышанного? Берегите землю! Никита: Чтоб радость завтрашнего дня Сумел ты ощутить, Должна быть чистою земля И небо чистым быть. А землю эту, не щадя, Терзал за веком век И брал всё только для себя «Разумный» человек. Адиль: Сейчас же кинулись спасать Природную среду. Сквозь фабрик и заводов дым Нам трудно разглядеть Все те страдания, что земле Приходится терпеть! Адина: Надолго ль хватит нам воды, Коль растворён в ней яд? Надолго ль хватит тех лесов, Где топоры стучат? Спасти поля, леса, луга И чистую гладь рек – всю Землю Можешь только ты, Разумный человек! Литература: 1.Начальная школа 2004 №6, 2002 №2, 2000 №7. 2. Н.В.Добрецова «Экологическое воспитание» 3. Е.П.Фефилова Е.А.Поторочина «Разработки по курсу окружа ющий мир»
|