Эффективность процесса обучения через использование инновационных технологий на уроках в начальной школе В своей педагогической деятельности применяю следующие инновационные технологии: обучение в сотрудничестве, ЛОО, тестовую, игровую технологии. Особенно эффективной является технология «Обучение в сотрудничестве».В этой технологии уделяется большое внимание достижению целей и успеху всей группы в ходе самостоятельной работы учащихся над какой-либо темой или проблемой. Важно, чтобы каждый член команды овладел какими-либо знаниями, умениями и навыками, и вся группа заинтересована в этом, поскольку от вклада каждого зависит успех всей команды. Эта технология сводится к трём основным принципам: 1.Награду команда получает одну на всех в виде балла, сертификата, значка отличия, похвалы и др. видов оценки. 2. Индивидуальная ответственность каждого ученика за свои собственные успехи и успехи членов всей команды. Это стимулирует учеников следить за успехами друг друга, приходить на помощь друг другу. 3. Равные возможности для достижения успеха (каждый ученик приносит очки своей команде, зарабатывая их путём улучшения своих предыдущих результатов). Поэтому сравнение результатов ученика происходит со своими собственными результатами. Это стимулирует ученика к учению. Варианты технологии: Индивидуально-групповая работа Детей объединяют в группы по 4 человека (разные по уровню обученности, желательно девочки и мальчики). После объяснения нового материала учитель предлагает закрепить его в группах. Задание выполняется либо по частям, (каждый ученик выполняет свою часть задания), либо «по вертушке» (каждое последующим учеником). Выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. Затем учитель предлагает выполнить дифференцированный тест, который ученики выполняют индивидуально, вне группы. Оценки за выполнение задания суммируются и группе сообщается общая оценка. Индивидуальная работа в команде Учащиеся получают задание по результатам ранее проведённого тестирования и далее обучаются в собственном темпе. Разные команды могут работать над разными заданиями. Успехи учеников отмечаются в специальном журнале учениками-оценщиками. Учитель каждую неделю отмечает количество тем, заданий по программе или планам уроков, выполненных каждой командой, успехи команд. Во время самостоятельной работы учащмися учитель работает индивидуально с отдельными учениками или группами. Командно-игровая работа Учитель предлагает вместо тестирования проводить турниры между командами. Детей за турнирными столами объединяют равных по уровню обученности (слабые со слабыми, сильные с сильными). Задания для групп – разные по уровню сложности. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, объявляется победителем турнира и награждается. «Пила» (в переводе с анг. «ажурная пила» или «машинная ножовка» (автор проф. Аронсон) Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый ученик находит материал по своей части. Затем учащиеся, состоящие в разных группах, но изучающие один и тот же вопрос, встречаются, обмениваются информацией, как эксперты по данному вопросу («встреча экспертов»). Затем возвращаются в свои группы и рассказывают обо всём, что нового узнали. Дети делают записи в своих тетрадях. Отчитываются по теме каждый в отдельности и вся команда в целом. Учитель может спросить любого ученика по любому вопросу. «Пила-2» (автор проф. Славин) Дети работают в командах по 4-5 человек, команда работала над одним и тем же материалом (например, читала всю тему). При этом каждый член группы становился экспертом в какой-либо части этой темы. Эксперты встречались, обменивались информацией. В конце все учащиеся проходили контроль и оценивались. Результаты суммировались. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждалась. «Учимся вместе» (авторы Р.Джонсон и Д.Джонсон) Класс разбивается на однородные по уровню обученности группы в 3-5 человек. Каждая группа получает задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Затем докладчики от каждой группы делают сообщение по своему вопросу. Правила работы в команде: 1. Работать в группе с любым партнёром. 2. Работать активно, серьёзно относится к полученному заданию. 3. Вежливо и доброжелательно общаться с партнёрами. 4. Испытывать чувство ответственности не только за свои собственные успехи, но и за успехи партнёров по команде и всего класса. В данной технологии работа в командах предполагает выполнение различных ролей: лидер, организатор, докладчик, исследователь. Учащиеся являются помощниками педагога, помогают руководить групповой работой, отслеживать её результативность. От урока к уроку роли должны меняться. Учителю при подготовке к уроку по данной технологии следует определить объём материала, чтобы обеспечить его выполнение. Кроме того, необходимо учитывать, что технология хорошо вписывается в традиционную систему обучения, поэтому можно выбрать технологию в соответствии с целями урока и определить её место на уроке: в начале, середине или конце урока. Возможно, какой-то вариант или несколько вариантов технологии будут использоваться в течение всего урока. Необходимо знать, что технология обучение в сотрудничестве применима только в дружном коллективе. Внедрять её нужно постепенно, сначала дети работают в парах, затем в группах, но выполнение ролей обязательно. Необходимо получить согласие учащихся и родителей на внедрение данной технологии. На своих уроках я применяю групповую форму работы. Предлагаю один из уроков Тема: Умножение и деление на число 5. Цель: Познакомить учащихся с табличными случаями умножения и деления на число 5 . Задачи: 1. Закрепление с учащимися табличных случаев умножения и деления. 2. Воспитание чувства взаимопомощи, дружеских отношений, аккуратности при письме. 3. Развитие навыков устного и письменного счёта, памяти, мышления, интереса к математике, активности и внимания учащихся. Тип урока: нетрадиционный Форма организации урока: групповая Оборудование: карта путешествия, карточки, тесты, ребус. Ход урока І. Психологический настрой. ІІ. Целевая установка. Дидактическая цель: информация о целях и задачах Метод: словесный - Сегодня мы совершим путешествие на планету МиФ (математика и фантазия). Познакомимся с умножением и делением на число 5. План нашего путешествия изображён на карте. Отправимся в путешествие группами на кораблях. В дороге нам помогут строки данного стихотворения: Не беда, что нам плыть далеко, Не боимся, что путь будет труден. Никогда не давались легко Достижения людям. ІІІ. Минутка чистописания. -А сколько наше путешествие продлится, вы узнаете, если правильно решите задачу: От школы до «Волшебного сада» плыть 20 минут, от «Волшебного сада» до «Океана неизвестности» в 2 раза меньше, а до «Замка невыученных уроков» 15 минут. Сколько времени мы будем в пути? Значит, минутка чистописания будет: 25 5 ІV. Актуализация знаний. Дидактическая цель: применение ЗУН Метод: контроль, работа в группах -Каждый моряк должен уметь работать с шифровками. Вы должны расшифровать запись. МАНБОЦ ВАРПО ОКК ТАНПИКА -Какие слова зашифрованы? -Какое слово «лишнее»? Почему? Испытание для капитанов. Работа у доски по карточкам. (Решение задач) -А мы ребята отправимся к звёздам, ведь каждый матрос должен уметь ориентироваться по звёздам. 18 12 24 16 10 14 -Разделите поровну. V. Физминутка. VІ. Изучение нового материала. Дидактическая цель: приобретение знаний Метод: поисковый -Итак мы приближаемся к «Озеру неизвестности». Перед вами айсберги. Что такое айсберги? (Ответы учащихся) Они нас пропустят к «Замку», если мы выполним задания. Работа в группах. Задание 1. Составить таблицу умножения и деления на 5. Задание 2. Работа с учебником. Задание 3. Найдите устно значения выражений: 9∙5 45:9 45 65 5∙9 5∙8 40:8 8∙5 VІІ. Закрепление. -Мы приближаемся к «Замку невыученных уроков», но на пути что-то странное. Кто это? (Кит) Что вы знаете о нём? Решение ребуса и выражений. 5 ница 6∙5 7∙5 8∙5 9∙5 30:5 30:6 5∙6 VІІІ. Итог урока. ІХ. Д/З Индивидуальная работа «Сосчитай и раскрась» Стр.67 №2
|