Учитель начальных классов г. Караганды СОШ № 85 Коломеец Е. Ю. Праздник «Прощай, Букварь!» Действующие лица: Кот Базилио, Лиса Алиса, Буратино, Карабас Барабас, Баба Яга, Ужастик, Вампир, Атаманша, Разбойники (2 человека). Реквизит: Паровозик, букварь (большой), буквы, составляющие слово букварь (размер - чтобы было видно из зала), карта, записка похитителей, пистолеты и кинжалы для разбойников, метла для бабы Яги. . ХОД ПРАЗДНИКА (Звучит музыка, выходят мальчик и девочка). Девочка: За окном снежинки пляшут, Сказки зимние даря, Сегодня праздник в первом классе – Это праздник Букваря. Мальчик: Весь букварь мы одолели, Потрудились мы не зря Здравствуй, праздник! Школьный праздник! Славный праздник Букваря! Девочка: Да, праздник действительно славный, но, по-моему, мы забыли поздороваться. Мальчик: По-моему, тоже. Девочка: Нужно срочно исправить эту ошибку. Мальчик: Конечно, и я предлагаю всем поздороваться необычным способом, а для этого вы должны быть внимательными. Игра-песня «Здравствуйте», Под музыку «Пластилиновая ворона» ведущие проводят игру. I куплет: Здравствуйте, девчонки (ответ девочек «здравствуйте»). Здравствуйте, мальчишки (ответ мальчиков «здравствуйте»). А теперь все вместе (все вместе «здравствуйте»). Очень хорошо! II куплет: Топнем каблуками (топают), И мальчишки с нами (еще громче топают), А теперь все вместе (все топают). Очень хорошо! III куплет: Хлопнули в ладоши (хлопают), И девчонки тоже (еще громче хлопают), А теперь все вместе (все хлопают). Очень хорошо! Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами празднуем первую школьную победу, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы изучили все буквы русского алфавита, научились читать и писать. А помог вам в этом Букварь. Его страницы учили вас быть дружными, воспитанными, приветливыми ребятами. Ученик: Над страной январским утром Занялась заря! В школе праздник, славный праздник- Праздник Букваря!. Ученик . Мы собрали пап и мам, Но не для потехи. Мы сегодня рапортуем Про свои успехи. Ученик . Мы в нарядах нынче новых, И у всех счастливый вид, Ведь сегодня мы досрочно, Изучили алфавит! Ученик Разбудите меня ночью, В самой серединочке, Расскажу вам алфавит Без одной запиночки! Ученик 5 Буквы гласные мы любим, И всё больше с каждым днем. Мы не просто их читаем - Эти буквы мы поем! Ученик . Мы знаем буквы, знаем слоги, Умеем говорить, писать, И постепенно, понемногу Мы научились все читать. Ученик Тыщу слов в минуту нынче, Как машинка, я строчу. Я любую вашу книжку Одним махом "проглочу"! Ученик Я с этой книгой в первый раз Пришел в свой первый, светлый класс. Я эту книгу полюбил, Я в ней все буквы изучил. И как мне радостно сказать: Умею я теперь читать! Ученик Буквы, слоги и загадки В добром Букваре живут. По ступенькам, постепенно К миру сказок нас ведут. Ученик Букв сначала мы не знали, Мамы сказки нам читали. А теперь читаем сами, Подружились сказки с нами. Ученик Мы простимся с Букварём, И рукой помашем, И спасибо десять раз Дружно хором скажем Ученик Школе спасибо! Спасибо тому Кто напечатал букварь: Будто принес он в глубокую тьму Яркий волшебный фонарь.. ( песня « Прощание с букварём”. ) Учитель: Ребята! Вот Вы и преодолели самую первую, самую трудную и самую важную ступеньку на лестнице знаний. Но мы не можем начать праздник без главного героя- Букваря. Где же он? ( смотрит по сторонам).Наверное, он задержался в своём городе Буквограде. ( Слышны шаги) – Слышите! Кажется, идёт Букварь. 1 действие Звучит музыка, гаснет свет. Появляются Кот Базилио и Лиса Алиса, их высвечивает прожектор. На головах у них надеты мешки с прорезанными дырками. Они движутся по сцене навстречу друг другу, повернувшись спинами. На середине сцены они сталкиваются и, одновременно закричав: "Кошелек или жизнь!" – хватаются за пистолеты: "Деньги, паршивец!" – "Голову оторву!" Узнав друг друга, они со словами: "Фу, да это ты!" – снимают свои мешки и устало садятся на переднем крае сцены. Кот. Как есть хочется! Третий день во рту ни кусочка сосиски! Живот подвело. Лиса. И не говори! У меня шерсть линять начала. Что же нам теперь делать? Паршивыми мышами, что ли, питаться? Ты-то, между прочим, мог бы и поохотиться. С тебя не убудет! Кот. Для того чтобы охотиться, надо силы иметь, а я от голода совсем ослаб. Сама охоться. Ишь, барыня какая нашлась! Лиса. А вот и барыня! И не пристало мне, лисе благородных голубых кровей, гоняться за какими-то мышами! А вот ты ослаб не от голода, а от глупости. Старый облезлый кот! Кот. Ах, ты так, Алиска! Ну, погоди! Вот я сейчас тебе твою благородную морду-то расцарапаю и проверю, какая у тебя голубая кровь. Лиса приготовилась отразить атаку. (Появляется Буратино с "Букварем" в руках.) Буратино. А, старые знакомые! Как поживаете? Что на этот раз не поделили? Кот (ворчит). Проваливай, проваливай, я дрова не ем. Лиса (закрывает коту рот рукой). Здравствуй, Буратино! Что это у тебя такое, а? Буратино. Это? "Букварь"! Я несу его ребятам на праздник! Кот. Какой еще такой "Букварь"? Буратино. Это такая книга, по которой в школе учатся читать. Лиса. Ха! Читать! Еще чего не хватало – жизнь свою молодую на какую-то учебу тратить! Вот я училась, училась, а, гляди, хожу на трех лапах. Кот. Погоди, Алиска, давай разберемся. (Обращается к Буратино.) Вот ты сказал – читать. А что читать, зачем читать, почему читать? Ты толком объясни. Буратино. Вы не представляете, какое это счастье – уметь читать! Когда я выучил все буквы, а потом стал складывать из них слова, мне показалось, что у меня за спиной выросли крылья! Я теперь никого не боюсь! Даже Карабаса Барабаса! Кот. Через это проклятое ученье я глаз лишился, так недоучкой и остался. (Кот ищет у Буратино крылья за спиной.) Лиса. Врет, врет! (Кот показывает Лисе кулак.) Лиса. Ты и вправду стал какой-то другой, хорошенький Буратино! Ну и что же ты собираешься делать дальше? Ведь ты уже всему научился. Буратино. Эх, ты! Ведь это же самое начало. Теперь я прочту все книги, какие есть на свете, или почти все. Я стану ученым.... И меня уже никто никогда больше не сможет обмануть Кот. Хм! Ученым! Лучше уж становись, Буратино, бизнесменом. У них денег много. Лиса. Добренький Буратино! И куда же ты идешь со своим "Букварем"? Буратино. В школу, на праздник! Лиса. Постой, постой, умненький Буратино! Может, ты дашь нам с Базилио на время твой "Букварь"? Мы тоже (толкает Кота) хотим научиться читать, тоже хотим стать учеными, как и ты. Буратино. Чтобы стать учеными, надо десять лет в школе учиться и пять лет в институте. Лиса и Кот (вместе). У-у-у! Так долго! Буратино. Без труда не вынуть и рыбку из пруда. ( кладёт букварь)(Обращается к зрителям.) Ну что, ребята, дать им "Букварь" или нет? Поверим им? (Коту и Лисе.) Дети. Нет! ( В это время Лиса и Кот воруют букварь) (Звучит зловещая музыка) Буратино ищет Букварь. -О-ёй,ёй! Где же Букварь? Куда он подевался? (Вместо Букваря находит записку) -Тут какая-то записка и карта. Здесь что –то написано?! Записка: Мы Букварь у вас украли, Его названье разобрали. Как все буквы соберёте Быстро вы Букварь найдёте Вот вам карта, что бы знать, Где же буквы вам искать! Лиса Алиска, кот Базилио Буратино:. О-ёёй! Ну, что ж ребята! В названии "Букварь" Семь букв имеется, Мы все их знаем И на них надеемся. Нам надо все буквы вместе собрать, Тогда и узнаем, где книгу искать. Мы всякую нечисть должны навестить И в честном бою её победить. Так, так по карте первая буква "Б" находится у Бабы Яги, ну, что ж надо отправляться в путь . А отправимся мы на нашем весёлом паровозике. (Высветить рисунок паровозика, свет) Ну-ка, ребята, вставайте, вставайте! Поезду мчаться быстрей, помогайте. Звучит музыка («Голубой вагон"), все повторяют движения Буратино, изображающего движения поезда. II действие Звучит музыка… Выскакивает баба Яга и ,кружась в танце, говорит: Баба Яга: Я баба Яга, Костяная нога, Злая-презлая- Вот я какая. Коли решите, что я загадала. Ждёт вас награда, я так сказала. А не решите, ждёт вас тогда В подарок большая, большая беда. Здравствуйте, сладенькие, здравствуйте, миленькие. Что букву приехали вызволять? Буратино: Да, бабушка, отдайте нам букву! Баба Яга: Ишь, какие, хитрые, просто так букву им отдай! Щааас, ага, разбежалась! Вот задание моё выполните, тогда отдам. Очень сказки я люблю, да память плохая. Половину помню, а половину нет. Угадайте, сказку , тогда отдам букву. Буратино: Ой, у нас ребята много сказок знают, сразу догадаются.Говори, бабушка! Задание Бабы Яги. читает перепутанные названия сказок, а ребята исправляют их. 1. Снежная принцесса. (Снежная королева.) 2. Красная кепочка. (Красная шапочка.) 3. Илья-Царевич и Серый волк" ("Иван-Царевич и Серый волк") 4. "Мальчик и Карлсон" ("Малыш и Карлсон") 5 Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.) 6. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.) 7 Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.) 8. Свеколка. (Репка.) Буратино: Видишь, Баба Яга, ты ребят не провела... Баба Яга: Да, молодцы! отгадали, вот Вам ваша буква. Буратино: Одна буква есть, найдём и вторую. Судя по карте, буква "У" в плену у Ужастика. Что нам Ужастики, мы их не боимся! Ну-ка, ребята, вставайте, вставайте! Поезду мчаться быстрей, помогайте. Звучит музыка (« Голубой вагон"), все повторяют движения Буратино, изображающего движения поезда. III действие Свет(…) звучит музыка (…) это выход Ужастика. Ужастик: Я Ужастик, я ужасный И я очень, очень страшный По ночам я прихожу, Всех пугаю и бужу. Разгадайте, вы, моё задание. А не то приду к вам ночью на свидание! Ууууууу! Буратино: Ооой, как нам страшно! Что у тебя там за задание? Ужастик: Перед вами сло-го-ви-ца. В ней пословица таится. Отправляйся в путь-дорогу, Делай шаг от слова к слову, Всю пословицу прочти, Не запутайся в пути. Ну, кто смелый, кто готов пословицу отыскать? (из зала вызывается несколько человек они получают карточки с таким заданием. Ужастик: Надо же справились, забирайте букву. Буратино: 3 буква, судя по карте, находится у Карабас- Барабаса. -Что ж, ребята, снова в путь! С Карабасом справимся мы как-нибудь. Высветить рисунок паровозика, свет(…) Ну-ка, ребята, вставайте, вставайте! Поезду мчаться быстрей, помогайте. Звучит музыка (« Голубой вагон"), свет(…), все повторяют движения . IV действие Свет(…), звучит музыка(…), выход Карабаса. Карабас- Барабас: Я - Карабас- Барабас, Ненавижу я детей, Дружных и активных, Добреньких, противных. Так, что смотрите, Меня не гневите. Быстро задание выполняйте И букву получайте! Буратино: А каким будет твоё задание? Карабас: От меня сбежали все мои куклы, а я так скучаю. Если покажете мне танец кукол, то я отдам вам букву. ( танец кукол) Карабас: Ой, угодили, вот ваша буква "К" Буратино: Следующая остановка по карте: Вампир с буквой "В" Высветить рисунок паровозика, свет (…) Ну-ка, ребята, вставайте, вставайте! Поезду мчаться быстрей, помогайте. Звучит музыка (« Голубой вагон"), все повторяют движения Буратино, изображающего движения поезда V действие Свет(…)музыка(какая-нибудь опера) это выход Вампира Вампир: Я Вампир, я Вампир! Покусаю вас до дыр! Если не исполните, что скажу - Нападу на вас и укушу! Сыграйте со мной в игру, если весело играть будете, задорно, отдам вам букву. ( Играет с детьми в музыкальную игру, н-р, «Зверобика» ) Вампир: Мне очень понравилось, хорошие вы, так бы вас и съел, отдаю вам букву. Буратино : Что ж, ребята, снова в путь Последние буквы найдём как-нибудь. Высветить рисунок паровозика, свет (…) Ну-ка, ребята, вставайте, вставайте! Поезду мчаться быстрей помогайте. Звучит музыка (« Голубой вагон "), все повторяют движения , имитирующие движения поезда. VI действие Свет(…), звучит музыка(песня "Говорят мы бяки-буки") танцуя, выходят атаман и разбойники. Атаманша: Я атаманша! Разбойники: А мы разбойники! Все вместе:Чего сидите тут спокойненько?. Если правильный ответ Нам не дадите, То совет даём, бегите! Атаманша: Отгадайте наши загадки, а мы отдадим вам наши буквы "А" , "Р"и «ь» (разбойники по очереди загадывают загадки) Кто шагает с сумкой книг Утром, в школу… (ученик) В коридоре топот ног Кто зовет всех в класс… (звонок) То какой ты ученик Всем расскажет твой… (дневник) Долгожданный дан звонок Это кончился… (урок) Буквы все от «А» до «Я» На страницах… (букваря). Молодцы, хорошо! Вот вам буквы! Удачи! Разбойники уходят под музыку ("Постой паровоз не стучите колёса") Буратино: Ну что же, зло мы победили, Спасли все буквы, и теперь В огромном океане Знаний Для вас всегда открыта дверь А вот и сам Букварь пожаловал( выходит Букварь) Букварь : Здравствуйте, мамы! Здравствуйте, папы! Здравствуйте, мальчики и девочки! Я рад снова встретиться с вами. Только в школу вы пришли- Встретился я с вами. Дни учёбы потекли, Стали мы друзьями. Я учил буквам Вас, И письму, и чтению, Дружбе крепкой и труду А ещё терпению. Вас сегодня не узнать: Стали бойко вы читать, И хочу сказать сейчас: Очень рад , друзья, за Вас! Буратино: Дорогой Букварь. Сегодня ты самый желанный гость на нашем празднике. Букварь. Расскажите мне, ребята, чему вы научились, что нового узнали? ( дети исполняют песню « Первый класс – волшебная страна») Буратино: Уважаемый Букварь! Принимай парад войска от “А” до “Я”. Букварь Есть принимать парад! А, ну-ка, буквы, Встаньте в ряд: Я - командир, вы - мой отряд. Гласные, согласные Буквы, которые не обозначают звуков, Встаньте вместе в ряд. (Дети с изображением букв на груди строятся и читают стихи). Ученик. Буквы-значки. Как бойцы на парад,, В чётком равненье построились в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется он - АЛФАВИТ. Далее каждый ребенок читает одну строчку стихотворения, начальная буква строки соответствует букве, прикрепленной на груди. А,Б,В,Г,Д,Е- буквы нам нужны везде. Ё ,Ж,З,И,Й,К,Л -побеждает тот кто смел. М,Н,О,П,Р,С,Т – будь всегда на высоте. У, Ф, Х, Ц, Ч,Ш,Щ – потрудись! Ведь без труда не поймаешь и леща. Ъ и Ь – не звучат они никак, Но без них , мои друзья, обойтись никак нельзя. Между ними буква Ы –не теряйте головы. Э,Ю,Я – конец науки, Превратились буквы в звуки. Букварь. Я рад, что вы, ребята, так хорошо знаете буквы. Отныне и навсегда они ваши верные друзья и помощники. Но мне пора спешить к другим ребятам, которые ещё не научились читать. Буратино. Подожди, Букварь! А как же Ребята? Что же, у них теперь не будет книги для чтения? Букварь. А это мой сюрприз. Я привёл к вам свою старшую сестру- Книгу для чтения « Родное слово» Книга для чтения. Здравствуйте, ребята. Я – «Родное слово». Надеюсь, мы подружимся. Но и Букварь не забывайте. Ведь это ваша первая книга, по которой вы научились читать. Дети читают стихи. Подошел момент прощанья, Будет краткой наша речь, Говорим вам: До свидания! До счастливых, новых встреч Из года в год, из века в век Работал много человек, Писались сказки, их не счесть И я их все смогу прочесть. Теперь я сам смогу прочесть Какие реки в мире есть, Какие в мире чудеса, Что неизведанно пока. Из книги я узнать смогу, Как жили люди в старину, Кто и когда указ издал И город наш обосновал. Нас научил читать букварь, В нем много нового узнали И на его страницах мы Друзей хороших повстречали. Был наш путь не очень долгим, Незаметно дни бегут. А теперь на книжной полке Нас другие книжки ждут. Букварь : Мне немного грустно расставаться с вами, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже готовы читать другие книжки. Впереди простирается море, На широком и вольном просторе, Там в море Знаний, где волны и ветер, Добрый Букварь помните, дети. Мы хотим сказать тебе "спасибо!" Мы тебя за все благодарим! Говорим Букварю мы: "До свиданья!" "Здравствуй", – новой книге говорим! Появляются Алиса и Базилио. (виновато) - У-у-у-у! А как же мы? Букварь. Пошли с нами в Буквоград – научим вас читать! Лиса и Кот: Простите нас, ребята! Мы больше не будем пакости делать, мы вам подарочки принесли( каждому классу книги). Буратино: Ну, что, ребята. простим их? Дети: Да! (Заключительная песня. « Учиться надо весело».) Слово предоставляется библиотекарю .
|