УРОК ПОЗНАНИЯ МИРА ТЕМА: Леса и тугаи. ЦЕЛЬ: 1.Познакомить учащихся с особенностями природы лесов и тугаёв, животным и растительным миром; расширить представление о природных богатствах ле- сов и тугаёв. 2. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы. 3. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к природе. Тип урока – урок формирования новых зунов. ОБОРУДОВАНИЕ: карта Республики Казахстан, гербарий растений леса, иллюстрации растений и животных, лесов и тугаёв, карточки с заданиями, мозаи- ка, жетоны, значки с обозначениями леса, диск с записью фильма о Боровом, использование интерактивной доски для просмотра филь- ма. ХОД УРОКА: 1. Организационный момент. - Выберем настроение урока. ( три мордашки: весёлая, серьёзная, грустная ) - Ребята, какую бы вы выбрали мордашку для нашего урока? - Почему? А какая сегодня погода? - А соответствует ли погода нашему настроению? - Итак, мы постараемся пронести наше доброе, весёлое настроение через весь наш урок. Ведь сегодня мы будем говорить о нашем родном крае – о Казахстане. 2. Объявление цели и задач урока. Беспредельна, необъятна, широка Степь привольная Сары-Арка. Открытая полынным ветрам, Раскинулась на сотни километров. Всюду простор и ковыльные степи Да сопок неровных неровные цепи. И вдруг, как чудо из чудес Среди степи поднялись горы, лес, Высокие скалы, лесные поляны – Всё это земля родного Казахстана! - Мы продолжаем изучать природные зоны Казахстана. Сегодня мы будем говорить о лесах и тугаях. Мы познакомимся с их расположением на карте Казахстана, с живот- ным и растительным миром, будем говорить о пользе леса и его охране. - Сегодня у нас будет заседать учёный совет, который состоит из нескольких групп учёных. Они будут исследовать леса и тугаи. (дети разделены на 4 группы) географы ботаники зоологи экологи - Ребята, а кто знает, что изучают эти учёные? 3.Формирование новых знаний и умений. - Какие природные зоны входят на территорию Казахстана? ( Лесостепь, степь, пусты- ни, полупустыни, горные районы.) - А в какой природной зоне живём мы? -Как ещё называется это место? (Сары-Арка) - Что такое степь? Когда она особенно красива? - Итак начинаем исследовать леса и тугаи. Послушайте старую казахскую легенду. Когда Аллах, сотворив наш удивительный мир, подарил одним народам широкие и глубокие моря и реки, другим высокие горы, одетые густыми лесами, белоснежны- ми шапками, третьих одарил плодородными полями и цветущими садами. А казахам оставил лишь сухие степи. Вставал тогда народ и решил просить у всевышнего хоть маленькую толику того прекрасного, что осталось у него в мешке. Но не откликнул- ся Аллах на просьбу степняков. Тогда весёлый пересмешник Алдар-косе, решил пере- хитрить всевышнего, предложив сыграть в прятки. Тот согласился, но где можно спря- таться в пустынной и плоской степи. Насыпал Аллах холмик, чтобы укрыться за ним и спрятался. А хитрый Алдар-косе незаметно проделал в мешке дырку, из которой высыпались на землю скалистые горы, поросшие густыми лесами, вылились прозрач- ные озёра и звонкие родники. В лесах поселились звери и птицы. Так гласит легенда. - И если посмотрим на карту Казахстана, то увидим , где природа создала удивитель- ный мир красок, форм и звуков. - А кто знает, где в Казахстане есть леса? - Вблизи г. Кокшетау живописное место по-казахски звучит Бурабай, а по-русски Боро- вое. - В Карагандинской области – Каркаралинск. - В Павлодарской области – Баян-аул. - В Костанайской области известный лес Наурзум-карагай. ( поставить на карте значки) - А сейчас скажите, кто из вас был в этих местах? - Предоставим слово географам, которые как и другие учёные изучили леса и тугаи, и теперь расскажут нам о них. 1 географ – В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казах- стана до Алтайских гор растут небольшие леса. А по берегам рек степной и пустынной зон много тугаёв. Тугаи – это небольшие леса вблизи озёр и в речных долинах степей и пустынь. (пояснение учителя) 2 географ – На самом севере Казахстана около г. Петропавловска расположены боль- шие массивы соснового леса, тянущиеся полосами вдоль Иртыша. Их назы- вают ленточными борами. - Что такое бор? - Как вы понимаете «ленточный бор»? 3 географ – Крупный массив соснового леса сохранился в Костанайской области. Это известный лес Наурзум-карагай. 4 географ – В Кокшетауской области среди степи есть гранитные скалы. Вокруг них так- же встречаются сосновые леса, которые здесь называют гранитными бора- ми. - Как понимаете выражение «гранитный бор»? - А сейчас мы с вами посмотрим небольшой кусочек видеофильма об одной жемчу- жин Казахстана – Боровом. Смотрим молча и внимательно. А когда посмотрите , ска- жите, что вы увидели из того, о чём вам рассказали географы. - Что такое тугай? -- Где в Казахстане встречаются леса? - Итак, в лесах и тугаях есть все благоприятные условия для роста и развития растений, плодородные почвы, не промерзающие зимой, обилие влаги. Всё это способствует росту растений в лесах и тугаях? - Давайте вспомним из 2,3 классов все ли растения равномерны? 1этаж – травы, цветы 2этаж – кустарники 3этаж – деревья - Слово ботаникам. Они раздают задание группам. Мозаика. Необходимо из кусочков собрать дерево и назвать его. Даны деревья: берёза, осина, сосна, дуб. После того как собрали, спикеры выносят деревья на доску. Рядом гербарий. (прикреп. на доску) - Что можете сказать о берёзе? 1ботаник - Берёзовые рощи небольшие по площади, называют колками. Берёза – светолюбивое, быстрорастущее дерево. Её верхушка украшена кудрявой бахромой. Кора берёзы белая. Народ с любовью называет её берёзонькой, кудрявой, белоствольной. Много песен и стихов сложено о ней. Живёт бе- рёза долго. К 80 годам она может достичь 30 м высоты. Берёзовые рощи называют светлыми. Этим объясняется, что в берёзовых рощах растёт мно- го низкорослых кустарниковых растений: шиповник, чёрная смородина, малина. 2 ботаник – Осиновые рощи в отличие от берёзовых отличаются густотой. Осина- стройное, прямое своеобразное дерево. Под древесным пологом растут густые травы. Встречаются костяника с тонкими стебельками и сочными красными плодами, земляника. 3 ботаник-В некоторых местах забралась в лес сосна. Сосновый лес светлый, сухой и красивый. Воздух в нём чистый, приятно пахнет сосновой смолой. Сосна- хвойное дерево, вместо листьев у неё хвоинки. Стволы сосен высокие, пря- мые, нижняя и средняя часть не имеют веток, лишь на верхушке есть раз – ветвление, образующее крону. 4 ботаник-Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю, и потому не страшны ему никакие бури. В старину дуб шёл на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет .Кору- применяют в кожевенном деле. Справка: Самый старый дуб (2000л.) на земле, находится в Литве. - На какие группы можно разделить эти деревья? - Чем они отличаются? - А чтобы ещё больше узнать о деревьях, отгадаем викторину. - Из какого дерева делают спички?(осина) - Какое дерево применяют для изготовления лыж?(берёза) - У каких деревьев осенью листья красные?(рябина) - Из какого дерева делают пианино?(ель) - Какое дерево даёт сок?(берёза) - Какие дрова самые жаркие?(дуб, берёза) - Ребята в лесах и тугаях растут не только растения, но и живёт великое множество различных животных. Слово зоологам. Звери прислали телеграммы , но телеграммы без ответа. Вы должны отгадать - кто прислал эти телеграммы. 1 зоолог- Звери от врагов кто в дуплах прячется, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого не делаю. Врагов же у меня полным-полно. И всё-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые»- не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вер- теть. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее – веточками деревьев, корой де- ревьев. (заяц-картинка) 2 зоолог- Настоящее наше имя было «ортокс». Но так, как люди нас очень боялись, то придумывали разные клички. Я хищный, могучий, ловкий и хитрый зверь. Если необходимо могу тащить ношу 400-500 кг. Могу бежать со скоростью скаковой лошади. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды и ягоды, хлебные зёрна, травы, почки деревьев, жёлуди .Но если этой пищи нам не хватает, то мы нападаем на кабанов, глухарей и рябчиков.(медведь- картинка) 3 зоолог- Наша внешность довольно примечательна. Рост достигает двух метров вы- соты. Голова украшена большими рогами. Не зря нас называют сохатыми: рога у нас широкие и громадные, как сохи. Верхняя губа подвижная, сви- сающая над нижней. Подвижная губа помогает нам захватывать древес- ные листья и побеги, а также снимать мхи и лишайники со стволов. Но очень мы и соль любим.(лось-картинка) - А вот, чтобы узнать какие ещё звери водятся в лесах и тугаях, мы прочитаем в учебнике. Стр.96 (чтение вслух) - Какие животные обитают в лесах и тугаях? - Какие птицы там водятся? - Как дни приспособились к жизни среди деревьев и кустарников? Слово экологам. 1эколог – Лес – это наше богатство! Лес – лёгкие нашей Земли. Растения дают Земле кислород, а значит и жизнь, точно также как лёгкие снабжают нашу кровь кислородом. 2эколог – Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. Лес – это дом зверей и птиц. А как приятно побывать в лесу в летнюю пору, поды- шать полной грудью живительным воздухом. Прогулка в лес – источник ра- дости и здоровья. 3 эколог - Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом. Оглянись в своей комнате - мебель, пол, окна, двери, сделаны из дерева. Из древесины делают книги, тетради, скипидар и многое, многое другое. Однако с каж- дым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется. Экологи предлагают разобрать ситуации. Что неправильно делали дети в лесу? Какие правила они нарушили? 1 ситуация. Второклассницы Оля и Света пошли в лес. Утомлённые дорогой сели они отдохнуть и пообедать, вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Поели девочки, выкинули пакет с мусо- ром под кустик. Побродив по лесу, дети нарвали грибов полные корзинки, а также по два букета цветов. Довольные они отправились домой. Справка: 1 целлофановый пакет – разлагается 100лет. 2 ситуация. В один тёплый воскресный день мы всем классом отправились в лес. Чудесно было в весеннем лесу. Пели птицы, лёгкий ветерок шевелил макушки деревьев. Вдруг мы увидели гнездо, а в нём яйца. Мы взяли их в руки, и полюбовавшись, положили на место. Вдруг мы увидели ёжика, завернув его в тряпочку, решили взять его домой в живой уголок. С хорошим настроением мы вернулись домой. 3 ситуация. Тёплым вечером мы с другом отправились в ближайший лесок. Прогуливаясь, мы уви- дели огромный муравейник. Витя захотел посмотреть, что там внутри. Он взял палку и стал ковырять его. Потом ему это надоело и мы пошли дальше. Надрезав кору берёзы, мы попили берёзового сока и довольные пошли домой. Справка: Одно муравьиное гнездо уничтожает за день до 20.000 вредных насекомых. 4 ситуация. Ребята гуляли в берёзовой роще летним вечером. В самой чаще леса было много комаров и дети, чтобы их отгонять сорвали по ветке. Хорошая получилась защита! Вдруг стало холодать и ребята решили развести костёр. Нанесли сухих веток и разо- жгли. Стало тепло и уютно. Но уже поздно, пора домой, да и костёр догорал. Доволь- ные ребята отправились домой. - Итак, какие правила мы должны соблюдать в лесу? Повторим. -В нашей стране принят «Закон об охране и использовании природных богатств», кото- рый записан в Конституции. Охота на многих животных запрещена, а на многих ограничена, создаются заповедники, где вся природа неприкосновенна. Долг каждого гражданина беречь и охранять природу. 4. Закрепление. - О чём мы сегодня говорили? - Что такое тугаи? Бор? - Где в Казахстане встречаются леса и тугаи? - Какие деревья растут в лесах и тугаях? - А какие ещё растения? - Какие животные водятся в лесах и тугаях? - Почему мы должны охранять лес? - Что даёт нам лес? - Какие правила мы должны соблюдать в лесу? - Что требуется от каждого человека? - Был ли полезен для вас этот урок? - Много ли вы сегодня узнали? Что вас удивило? - Я бы хотела закончить наш урок словами: Любите родную природу – Озёра, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на ней, Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей. 5. Подведение итогов, оценки. Домашнее задание. Стр.94-99 НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА УРОК ПОЗНАНИЯ МИРА Разработала учитель учитель начальных классов СОШ № 85 Туркина Т.В. Караганда 2009г.
|