В настоящее время начальному этапу обучения школьников, призванному заложить подходы к воспитанию способных, творческих, мыслящих людей, ориентированных на созидательную деятельность, отводится особая роль. В качестве главных задач начальной школы определяется развитие умения организации учебной деятельности, выделение и целостное развитие способностей школьников, овладение ими элементами творческого мышления, культурой речи и поведения, сохранение и приумножение стремления и желания учиться. На первый план выдвигается развивающая функция обучения, которая в наибольшей степени обеспечивает раскрытие индивидуальных способностей школьников, развитие их интеллекта и творчества. Поэтому с первых шагов обучения детей важно создать условия, при которых они получают возможность эффективно работать как индивидуально, так и при активном взаимодействии с одноклассниками и учителем, т.е. включаются в отношения сотворчества. Известно, что возникающие трудности на начальном этапе обучения больше всего связаны с разным уровнем подготовки детей к школе. Все первоклассники без исключения идут в школу с желанием, проявляют интерес к учению, но часто уже к концу двух-трех недель у многих проявляется нежелание учиться. Возникает, по мнению учёных «явление выученной беспомощности», связанное с применением педагогами негативных санкций, которому младшие школьники сами не могут противостоять, а вместе с этим возникает апатия, нежелание что-либо предпринимать, чтобы повлиять на ситуацию, пассивность и временную необучаемость школьника. В этой непростой педагогической ситуации учитель начальной школы должен руководствоваться основными принципами профессиональной деятельности. Одним из главных является принцип успешности каждого школьника в учебном труде. Он означает, что независимо от стартовых условий необходимо находить средства создания каждому школьнику ситуации успеха в учёбе. При этом педагог должен уметь ярко и выразительно демонстрировать как индивидуальные успехи ребёнка, так и успехи всего класса или группы ребят, поскольку успех без признания приводит к разочарованию. Следующим важным принципом деятельности педагога начальной школы является поддержание в процессе учения позитивного, эмоционально-привлекательного фона, повышающего эффективность обучения. Негативная реакция педагога на результат деятельности школьника не только не гуманна, но и не эффективна. Она отнюдь не вызывает у него страстного желания усерднее учиться, и вообще ученик редко соглашается со справедливостью наказания. А вот благоприятная оценка проделанной работы повышает самооценку школьника, мотивирует его активность в учёбе, усиливает творческую инициативу, стимулирует определённо развивать свои способности, овладеть новыми знаниями и умениями. Это всё проявляется в ходе данных видов деятельности учителя и учащихся. Учитель должен не забывать, а активно использовать различные способы положительного подкрепления учащихся начальной школы повзрослевший ученик переходит на 3 ступень. Известно, что положительные подкрепления похвала, поощрения, ситуации успеха стимулируют активность школьника, часто вызывают у них рвение в процессе постижения знаний, что может привести их к переутомлению, усталости, вызвать целый блок негативных реакций. Поэтому, чрезвычайно значимым при совместной деятельности учителя и учащихся является принцип недопущения перегрузок в учебном труде. Учитель имеет право самостоятельно дозировать учебную нагрузку учащихся с учётом их возможностей на данный момент обучения. «Одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности», это из исследований учёных, говорит Г.Ю.Ксензова. Поэтому на данной ступени обучения важным оценочным средством учащихся является самоконтроль и самооценка учебных достижений. В целом оценочный механизм складывается из самооценки, взаимооценки и оценки учителя. Ученики получают от учителя эталоны самооценки, с которыми и сопоставляют результат. Эти и другие виды совместной деятельности на моих уроках дают возможность детям развивать умение делать самопроверку, самооценку и взаимопроверку, взаимооценку. Индивидуальное развитие каждого ребёнка в отдельности можно определить с помощью индивидуальных эталонов, предполагающих гибкую оценку способов организации школьниками учебной деятельности, подлинного прироста знаний, способов их усвоения. Основным критерием, которым я пользуюсь, является личностный, когда человек сравнивается с «самим собой вчерашним», что и позволяет увидеть его индивидуальные успехи или же их отсутствие. Анализируя накопленный рабочий материал учащиеся наглядно видят где у них есть пробелы и отставания , а где торжествует успех.
|