Машихина Т.В, учитель ССШ №2 гор. актобе Комбинаторная технология УВП - это инновационная (нет аналогов) технология, сочетающая в себе взаимосвязанные элементы ранее известных методик. Она предполагает постоянную модификацию (изменение) входящих в неё компонентов. Разработанный и практически апробированный уникальный опыт комбинирования взаимосвязанных элементов различных технологий и методик используется в таком состоянии, в котором ещё не встречался. Инновационная технология комбинированного типа, по которой работаю я, включает в себя элементы технологии П.С.Гранкина - модифицированного варианта технологии модульного обучения М.М. Жанпеисовой с использованием уровневых заданий по Ж.А. Караеву. 1. Технология урока по концепции П.С.Гранкина отводит ребёнку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие содержит все компоненты деятельности: целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Только таким путём достигаются развитие самостоятельности, положительной, Я- концепции, нравственно-волевой сферы, происходит самореализация, самоизменения. 2. 2.Педагогическая технология Ж.А.Караева раскрывает возможности оценивания и организации саморазвивающего обучения через задания развивающего характера. Разноуровневые задания позволяют организовать обучение снизу вверх. Учащимся предлагается учебный материал, усвоение которого возможно на ученическом уровне, эвристическом и алгоритмическом уровне, последовательное усложнение уровневых заданий обеспечивает каждому ученику сою динамику развития, причем траектория развития устремлена от низшего уровня к высшему. 3. технология модульного обучения М.М.Жанпеисовой – одна из перспективных технологий развивающего типа. Она имеет огромные возможности для развития личности школьника: развивает познавательные способности, удовлетворяет потребность обучаемых в общении, в познании, в безопасности , в творчестве, повышает мотивацию обучения , развивает умение работать в группе, воспитывает коллективизм. Учебный модуль имеет конструкцию , состоящую из трех структурных частей: вводной, диалогической и итоговой. Каждый модуль состоит из разного количества часов, это зависит от часов, отведенных по учебной программе , на тему, блок или раздел. Наиболее оптимальным является модуль, состоящий из 7- 12 часов. Особенностью учебного модуля является то, что на вводную и итоговую части при любом количестве часов отводится по 1-2 часа. Все оставшиеся часы идут в диалогическую часть. Во вводной части учитель знакомит учащихся со структурой модуля, его целями, задачами. Затем кратко (10-20 минут) объясняет учебный материал, который рассчитан ан изучение в течение всех часов данного модуля, опираясь при этом на схемы , таблицы. т.е. знаковые модели. Многократная проработка учебного материала учащимися производится на уроках диалогической части. В диалогической части познавательный процесс строится преимущественно посредством взаимодействия учащихся между собой через деление класса на микрогруппы по 2-6 человек. Познавательная деятельность учащихся строится таким образом, чтобы каждый ученик на каждом уроке имел возможность слушать, записывать, видеть и проговаривать учебный материал, предлагаемый ему в трех уровнях сложности. Обязательным условием является обучение игровой организации и применение разнообразных активных форм (групповая, индивидуально-групповая, парная работа, диспуты, дискуссии и т.д. ) Диалогическая часть строится на активных формах обучения сначала с целью воспроизведения учебного материала и формирования элементарных умений и навыков, а затем с целью анализа, синтеза и оценки знаний. Начиная с третьего - четвёртого урока, ученикам предлагаются дифференцированные задания, отвечающие требованиям стандарта (2 и 3 уровни). Задания 1 уровня предназначаются для одарённых детей двух типов: интеллектуально и креативно одарённых (способных к творчеству). Диалогическая часть учебного модуля строится на самообучении и самооценке, взаимообучении и взаимооценке учащихся. Осуществляется это посредством подготовки ответов - эталонов на задание разной сложности. Формы организации уроков диалогической части смоделированы таким образом, что каждый ученик знает, как и чем ему надо заниматься ,что делать в течение урока, так как учитель заранее знакомит учеников с правилами (если это обучающие игры) или построением и ходом уроков. Итоговая часть учебного модуля - контрольная. Если на протяжении всех уроков диалогической части поощряется взаимопомощь, взаимообучение, использование учащимися различных научных источников, то в итоговой части ученик должен показать умения и навыки , приобретенные в диалогической части, без посторонней помощи. В итоговой части учебного модуля предъявляются ученику тестовые задания, контрольные работы, зачёты, сочинения, либо диктанты. Если в диалогической части учащимся предлагались задания трех уровней, то в итоговой части всем учащимся предлагаются задания, соответствующие требованиям Госстандарт образования. Структура урока 1 тип рока Изучение нового учебного модуля(Вводная часть) 1.Определение темы 2.Целеполагание 3.Планирование (Знакомство с общим планом модуля) всего модуля 4.Вводно-мотивационнный этап (побудительный). -формирование новых понятий и способов познания по общим модульным схемам, опорным таблицам, диаграммам и т.д.: сравнительным, исследовательским и творческим путями; 5.Регулирование (время) 6.Контроль и диагностика 7.Стимулирование разной сложности заданий. 8.Итог урока. 2 тип урока Совершенствование знаний, умений и навыков (Диалогическая часть) 1.Определение темы (не на каждом уроке) 2.Целеполагание (не на каждом уроке) 3.Планирование(на конкретный урок) 4.Познавательный этап на основе личностного управления учащегося учебным процессом: - обобщение, систематизация знаний и вычленение основного содержания модуля; -выполнение заданий разной сложности по нарастающей; -самостоятельное получение информации , формирование способов познания и творчества: сравнительно- тренировочным путем; исследовательско- тренировочным путем; творчески- тренировочным путем; -создание проблемных ситуаций, требуемых переноса знаний на 5 степень обученности: совместное обсуждение ситуаций, предположения, версии, гипотезы, совместное разрешение проблемы; - творчество и технология: выполнение заданий, входящих за рамки обязательной программы; 5. Регулирование. 6.Стимулирование. 7.Контроль и диагностика. 8.Итоги урока. 3 тип урока. Контроль и оценка знаний, умений и навыков (Итоговая часть) 1.Определение темы 2.Целеполагание 3.Планирование 4.Применение и перенос усвоенных знаний и навыков: -тестирование, релейный зачет, контрольная работа, сочинение, собственное мнение по данному модулю, смотр знаний, устный, письменный или комбинированный опрос; -оценка исследовательских знаний: рефераты, доклады, сообщения, конкурсные письменные работы; -самооценка: учащиеся по блоку вопросов по модулю работают в паре. 5.Контроль и диагностика. 6.Итог урока. Технология комбинаторного типа является эффективным средством воспитывающе - развивающего обучения младших школьников, а также средством повышения творческого потенциала учителей, систематического роста их профессионального мастерства.
|