Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Использование комбинаторной технологии на уроках русского языка в начальных классах
Машихина Т.В, учитель ССШ №2 гор. актобе

Комбинаторная технология УВП - это инновационная (нет аналогов) технология, сочетающая в себе взаимосвязанные элементы ранее известных методик. Она предполагает постоянную модификацию (изменение) входящих в неё компонентов. Разработанный и практически апробированный уникальный опыт комбинирования взаимосвязанных элементов различных технологий и методик используется в таком состоянии, в котором ещё не встречался.
Инновационная технология комбинированного типа, по которой работаю я, включает в себя элементы технологии П.С.Гранкина - модифицированного варианта технологии модульного обучения М.М. Жанпеисовой с использованием уровневых заданий по Ж.А. Караеву.
1. Технология урока по концепции П.С.Гранкина отводит ребёнку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие содержит все компоненты деятельности: целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Только таким путём достигаются развитие самостоятельности, положительной, Я- концепции, нравственно-волевой сферы, происходит самореализация, самоизменения.
2. 2.Педагогическая технология Ж.А.Караева раскрывает возможности оценивания и организации саморазвивающего обучения через задания развивающего характера. Разноуровневые задания позволяют организовать обучение снизу вверх. Учащимся предлагается учебный материал, усвоение которого возможно на ученическом уровне, эвристическом и алгоритмическом уровне, последовательное усложнение уровневых заданий обеспечивает каждому ученику сою динамику развития, причем траектория развития устремлена от низшего уровня к высшему.
3. технология модульного обучения М.М.Жанпеисовой – одна из перспективных технологий развивающего типа. Она имеет огромные возможности для развития личности школьника: развивает познавательные способности, удовлетворяет потребность обучаемых в общении, в познании, в безопасности , в творчестве, повышает мотивацию обучения , развивает умение работать в группе, воспитывает коллективизм.
Учебный модуль имеет конструкцию , состоящую из трех структурных частей: вводной, диалогической и итоговой. Каждый модуль состоит из разного количества часов, это зависит от часов, отведенных по учебной программе , на тему, блок или раздел. Наиболее оптимальным является модуль, состоящий из 7- 12 часов.
Особенностью учебного модуля является то, что на вводную и итоговую части при любом количестве часов отводится по 1-2 часа. Все оставшиеся часы идут в диалогическую часть.
Во вводной части учитель знакомит учащихся со структурой модуля, его целями, задачами. Затем кратко (10-20 минут) объясняет учебный материал, который рассчитан ан изучение в течение всех часов данного модуля, опираясь при этом на схемы , таблицы. т.е. знаковые модели.
Многократная проработка учебного материала учащимися производится на уроках диалогической части. В диалогической части познавательный процесс строится преимущественно посредством взаимодействия учащихся между собой через деление класса на микрогруппы по 2-6 человек. Познавательная деятельность учащихся строится таким образом, чтобы каждый ученик на каждом уроке имел возможность слушать, записывать, видеть и проговаривать учебный материал, предлагаемый ему в трех уровнях сложности.
Обязательным условием является обучение игровой организации и применение разнообразных активных форм (групповая, индивидуально-групповая, парная работа, диспуты, дискуссии и т.д. )
Диалогическая часть строится на активных формах обучения сначала с целью воспроизведения учебного материала и формирования элементарных умений и навыков, а затем с целью анализа, синтеза и оценки знаний.
Начиная с третьего - четвёртого урока, ученикам предлагаются дифференцированные задания, отвечающие требованиям стандарта (2 и 3 уровни). Задания 1 уровня предназначаются для одарённых детей двух типов:
интеллектуально и креативно одарённых (способных к творчеству). Диалогическая часть учебного модуля строится на самообучении и самооценке, взаимообучении и взаимооценке учащихся. Осуществляется это посредством подготовки ответов - эталонов на задание разной сложности. Формы организации уроков диалогической части смоделированы таким образом, что каждый ученик знает, как и чем ему надо заниматься ,что делать в течение урока, так как учитель заранее знакомит учеников с правилами (если это обучающие игры) или построением и ходом уроков.
Итоговая часть учебного модуля - контрольная. Если на протяжении всех уроков диалогической части поощряется взаимопомощь, взаимообучение, использование учащимися различных научных источников, то в итоговой части ученик должен показать умения и навыки , приобретенные в диалогической части, без посторонней помощи.
В итоговой части учебного модуля предъявляются ученику тестовые задания, контрольные работы, зачёты, сочинения, либо диктанты.
Если в диалогической части учащимся предлагались задания трех уровней, то в итоговой части всем учащимся предлагаются задания, соответствующие требованиям Госстандарт образования.
Структура урока
1 тип рока
Изучение нового учебного модуля(Вводная часть)
1.Определение темы
2.Целеполагание
3.Планирование (Знакомство с общим планом модуля) всего модуля
4.Вводно-мотивационнный этап (побудительный).
-формирование новых понятий и способов познания по общим модульным схемам, опорным таблицам, диаграммам и т.д.: сравнительным, исследовательским и творческим путями;
5.Регулирование (время)
6.Контроль и диагностика
7.Стимулирование разной сложности заданий.
8.Итог урока.

2 тип урока
Совершенствование знаний, умений и навыков (Диалогическая часть)
1.Определение темы (не на каждом уроке)
2.Целеполагание (не на каждом уроке)
3.Планирование(на конкретный урок)
4.Познавательный этап на основе личностного управления учащегося учебным процессом:
- обобщение, систематизация знаний и вычленение основного содержания модуля;
-выполнение заданий разной сложности по нарастающей;
-самостоятельное получение информации , формирование способов познания и творчества: сравнительно- тренировочным путем; исследовательско- тренировочным путем; творчески- тренировочным путем;
-создание проблемных ситуаций, требуемых переноса знаний на 5 степень обученности: совместное обсуждение ситуаций, предположения, версии, гипотезы, совместное разрешение проблемы;
- творчество и технология: выполнение заданий, входящих за рамки обязательной программы;
5. Регулирование.
6.Стимулирование.
7.Контроль и диагностика.
8.Итоги урока.
3 тип урока.
Контроль и оценка знаний, умений и навыков (Итоговая часть)
1.Определение темы
2.Целеполагание
3.Планирование
4.Применение и перенос усвоенных знаний и навыков:
-тестирование, релейный зачет, контрольная работа, сочинение, собственное мнение по данному модулю, смотр знаний, устный, письменный или комбинированный опрос;
-оценка исследовательских знаний: рефераты, доклады, сообщения, конкурсные письменные работы;
-самооценка: учащиеся по блоку вопросов по модулю работают в паре.
5.Контроль и диагностика.
6.Итог урока.

Технология комбинаторного типа является эффективным средством воспитывающе - развивающего обучения младших школьников, а также средством повышения творческого потенциала учителей, систематического роста их профессионального мастерства.

Категория: Начальная школа | Добавил: ДЖИЛ (2010-01-31) | Автор: Машихина Татьяна Васильевна E
Просмотров: 4989 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru