Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
О критериальном оценивании: «первые шаги». Критериальное оценивание, на мой взгляд, наиболее сложное и трудоёмкое нововведение из арсенала инновационных стратегий обучения. Конечно, критериальное оценивание в идеальном его варианте – совершенно. Доказывать это не вижу смысла. Это уже многократно доказано Дж. Кероллом, Б. Блумом, В.П.Беспалько и др. Понятно, что в его основе заложена объективность. Понятно, что оно должно сделать процесс оценивания прозрачным и конкретным. Но, как это сделать, если на сегодняшний день отсутствует система единых критериев? Исключение составляют Назарбаев Интеллектуальные школы. А что делать нам, учителям средних школ? Каждый из нас сталкивается с определёнными трудностями. Во-первых, какими должны быть эти критерии, дескрипторы по той или иной теме, ведь на один и тот же вопрос у учителей могут быть разные взгляды, интерпретация. Во-вторых, где взять драгоценное время на разработку? На уроке с учениками его катастрофически не хватает, после уроков, учитывая загруженность учителя, – удаётся не всегда. Как же эту проблему мы решаем в своей школе? 22 февраля 2014 года мною был проведена коучинг-сессия «Оценивание традиционное и критериальное». Как показало анкетирование, 90% учителей не удовлетворяет традиционное оценивание, 70% учителей знают о критериальном оценивании, 50% его используют, причём пока только при оценивании тестов (подсчёт баллов – перевод в отметку). На коучинг-сессии учителя на примере «обычного рисунка» подробно разобрались в основных составляющих критериального оценивания: рубрикаторы, критерии, дескрипторы. Деление на группы было проведено по методическим объединениям и в заключение коучинга учителями были совместно разработаны критерии и дескрипторы по своему направлению. Получились достаточно интересные результаты: учителя гуманитарного направления разработали критерии, дескрипторы к рубрикатору «Сочинение», учителя математического цикла - «Логарифмические уравнения и неравенства», учителя начальных классов – «Периметр прямоугольника», учителя казахского языка – «Времена глаголов». Я поделилась собственными наработками по критериальному оцениванию в своём классе. Особое внимание на данной сессии было уделено самооцениванию и оцениванию сверстников. Отрадно было узнать, что большинство учителей школы достаточно часто используют на уроках данные виды оценивания и отмечают в основном положительное воздействие на качество обучения. В целом, мы пришли к выводу о том, что критериальное оценивание поможет как учителям (разработка пошаговой инструкции, алгоритма), так и ученикам (желание и умение оценить свои сильные и слабые стороны, а также своих одноклассников) и, конечно, родителям, которые смогут без лишних вопросов отслеживать продвижение своего ребёнка. Мы пришли к выводу о том, что нужно вводить в практику преподавания и обучения критериальное оценивание. «Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно» - слова великого Конфуция. С введением в практику обучения критериального оценивания мы, учителя и ученики, стали больше размышлять, а значит, наше ученье стало полезнее. В конце учебного года, когда будут подводиться первые итоги по практической реализации знаний, полученных на коучинг-сессиях, будет интересно, к каким результатам пришли учителя. Если говорить о личном опыте, то мы с моими второклашками тоже учимся оценивать по критериям. На уроках русского языка ребята уже знают, каждый шаг – балл. Например, если в упражнении нужно списать, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть главные члены предложения, то вот они и дескрипторы: 1. Красиво и аккуратно списан текст. 2. Безошибочно вставлены пропущенные буквы. 3. Правильно определены и подчёркнуты главные члены предложения. На уроках математики, например, при решении задачи, ребята тоже чётко знают, что нужно оценивать: 1. Правильно записаны условие и вопрос задачи. 2. Верно в решении выбран арифметический знак. 3. Точно произведено вычисление. 4. Безошибочно записан ответ. На уроках литературного чтения мои ученики понимают, что для того, чтобы получить лучшую отметку при чтении текста, им необходимо учитывать следующее: 1. Текст прочитан целыми словами. 2. Слова прочитаны правильно. 3. Соблюдена интонация. 4. Понятен смысл прочитанного. Конечно, ребята не знают, что такое дескрипторы. Мы называем это указателями. А критерии называем ступеньками. Например, - Сейчас мы поднимаемся на первую ступеньку и я проверю, знаете ли вы… . Отсюда критерий – знание. Критерии следующие: знание, понимание, применение, анализ, синтез (обобщение), оценка. Анализ, синтез, оценку мы сводим к выводам и доказательствам. Таким образом, налицо взаимосвязь критериального оценивания с критическим мышлением. Понятно, что не каждый ученик способен пройти все «ступеньки», поэтому здесь нужно учитывать способности детей. Критерии «анализ», «синтез», «оценка» обращены к талантливым и одарённым ученикам. Для них это «Лестница успеха», потому что, пройдя все ступени, можно говорить о максимальном удовлетворении потребностей этих детей. Следовательно, очевидна корреляция Модулей Программы: 1. Оценивание. 2. Обучение критическому мышлению. 3. Обучение талантливых и одарённых детей. 4. Новые подходы в преподавании и обучении (оценивание группы, взаимооценивание). 5. Обучение в соответствии с возрастными особенностями (дескрипторы – «указатели», критерии – «ступеньки»). К этому выводу, я думаю, мы, педагоги, приходим постоянно: будь то уроки с детьми или коучинг – сессии с учителями. И это очень важно! Каждый модуль – это одна седьмая часть успеха. Соединяя их воедино, мы двигаемся вперёд, действуем. А как писал Эмиль Золя: «Действовать, создавать, сражаться с обстоятельствами, побеждать или быть побежденным — вот в чем вся радость, вся жизнь здорового человека». Источник: http://личный опыт | |
Просмотров: 5402 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|