Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе
Словарно-орфографическая работа
на уроках русского языка в начальной школе.
Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из
важнейших вопросов не только в начальном, но и в среднем звене школы.
Безударные гласные, находясь в слабой позиции предударных и
послеударных слогов, подвергаются в той или иной степени редукции –
ослаблению артикуляции звука и изменению его звучания. Именно графическое
обозначение этих звуков буквами и вызывает у младших школьников
наибольшие трудности и часто приводят к ошибкам.
Расхождение между произношением звуков и обозначением их на письме
буквами составляет существенную особенность русской орфографии.
Известно, что формирование орфографических навыков происходит в
процессе механического запоминания формы слов. Орфографическая работа,
проводимая с наиболее часто употребляемыми словами, предотвращает
появление ошибок в них во время самостоятельного письма учащихся.
Среди различных компонентов, формирующих грамотность учащихся, значительное место отводится зрительной памяти. Особенно важен этот вид
памяти при усвоении слов с непроверяемым написанием, так как зрительное
восприятие, зрительный образ слова лежит в основе запоминания.
Самостоятельная работа предполагает умение грамотно записывать свои
мысли. Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе
традиционно решается главным образом в плане обучения школьников
орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых «словарных» слов.
Какова система работы над словарным словом?
В качестве исходного можно рассмотреть следующее положение: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.
В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонетического слуха и речедвигательных навыков.
В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.
Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не дает нужных результатов.
Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.
Приведу примеры упражнений для формирования фонетических понятий.
1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.окзал, з.мл.ника, ж.лез., г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, с.пог, к.пуста, .рех.
2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.
3. Запишите слова, начинающиеся на букву р (т, м, о и т.д.)
4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лот..
5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.
6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
7. Игра «Угадай слово»
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова, начинающиеся на слог го.
(город, горох, гореть, горизонт)
И наоборот можно дать конец слова, а учащиеся придумывают начало.

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начало откусили,
Из книжек в норку утащили.
..суда, ..реза, ..сква.
8. Чайнворд.
В клетки квадрата, круга и т.д. по направлении., указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.
9. Игра «Собери слово»

пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак;
10. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.
11. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.
12. Игра «Расшифруй слово»
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.

2 10 13 6 20 26 16 22 7 18
(билет) (Шофер)
33 2 13 16 12 16
(яблоко)
13. Игра «Ступеньки»
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.
берег
гореть
медведь И т.д.
14. Выборочный диктант:
Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.

По шоссе едет автомобиль.
Ребята развели у реки костер.
Дежурный следит за порядком в классе.

Также на уроках для работы над словарным словом используются ребусы, кроссворды.
Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм, находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо с «дырками», т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребенок учится обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем не допускать их появления.
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. Это следующее направление нашей классификации. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение, распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений. Приведу примеры таких упражнений.
1. От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова.
Укажите, при помощи чего они образовались.
2. Подбери слова к данным схемам.

а) корень, окончание; б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, окончание.

3. От слов газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к-.
4. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Береза, березовый, березняк, подберезовик, березка, березонька, березки.
Праздник, праздничный, праздники, праздновать.
Заяц, зайчик, зайчишка, зайчиха, зайцы, заячья.
5. Составьте словосочетание вставляя в имена прилагательные нужные окончания.
Ребята радостн…
Береза кудряв…
Улица многолюдн…
Календарь перекидн…
6. Шарада. Узнайте слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же, как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.
7. Составьте словосочетания. Запишите их.
Укажите, как в связи с изменением окончания, меняются падеж имени существительного.

Подарил
Дружил
Говорил

8. При изучении словарных слов использую загадки:
На высоком косогоре
Стоит девица в уборе
Белоствольная краса,
Зеленеет чуть коса.
(Береза)
Задания.
Определите склонение существительного береза.
Образуйте от существительного береза новые слова с помощью суффиксов – к -,
- ов -.
Вставьте пропущенные буквы в слова на высок..м, к..с..горе, ст..ит, кр..са, к..са.
9. Работа над деформированным предложением.
Восстановите предложение, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому?
Мой папа дал объявление в (газета).
Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным.
На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы.
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.
При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.
2. Выпишите из словаря по пять слов первого, второго, третьего склонения.
3. Составьте словосочетание. Определите падеж прилагательных.

Воробей (какой)
Газета (какая)
Молоко (какое)

4. Выпишите в три столбика слова из словаря:
В первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.

5. Спишите предложения вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающий на вопрос кто?

..........на ухо наступил.
Слово – не ……, вылетит – не поймаешь.

6. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.

Машина остановилась………..(дом).
Дети читали книги……………(космонавт).
Заяц быстро несся……………(лес).

7. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например:

адрес (адресный, адресок, адресовать)
ветер (ветерок, ветреный, обветрить)

8. Составьте предложение с данным словосочетанием. Определите склонение существительных.

Интересный случай
Аккуратный ученик
Березовая аллея

9. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.

Кто живет в лесу? (З . . ц)
В чем хранятся ручки и карандаши?(П . . . л)
Какой овощ растет на огороде? (О . . . . ц)

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показываю школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре не сложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений, помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов.
1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.

Береза в небе
Огурец в доме
Воробей в школе
Комната в лесу
Ученик в огороде

2. Составьте предложения с данными словами.

ветер, капуста, осина, тетрадь
3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
4. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница
5. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение.

Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником.
Край земли у водной поверхности.
Комната для занятий в школе.
6. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.

Рисунок в книге - … . (картинка)
Килограмм – это тысяча … . (грамм)
Мать родимая - … любимая. (Родина)
7. Из слов составьте предложение.

Огород, растет, в, картофель.
8. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

Диана вынула из кармана носовой платок.
Весной Тимур снова перебрал отобранные семена и посадил их на свое маленькое поле.
9. Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился текст.

В гости иду к моему другу петуху. Встретил её лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка-сестричка!
10. Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.

На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре площади бьет фонтан в городе есть библиотеки музеи театры на берегу построена прекрасная пристань.

Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает прежде всего слов для этого. Перед учителем стоит задача - активизировать словарь детей.
В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значение слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.
На практике можно использовать следующие виды упражнений:
1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д.
2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому признаку отобраны слова?
автомобиль, урожай, трамвай, самолет;
капуста, помидор, солома, морковь;
пенал, тетрадь, телефон, карандаш.
3. Сгруппируйте слова по темам.
Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.
4. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему «Школа», «Птицы» и т.д.
5. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.
6. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.
7. Назовите одним словом:
Сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д.
Понедельник, вторник, среда и т.д.
Крупное промышленное предприятие. (завод)
Руководитель школы. (директор)
8. Игра «Кто как голос подает?».
Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его.

П…тух чирикает.
С…рока лает.
С…бака мычит.
К…рова кукарекает.
В…рона стрекочет.
В…робей каркает.

9. Выберите наиболее подходящее слово. Запишите.
Из (ветхого, старого, древнего) ж…леза мы сделали ведро.
Медведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.
10. В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, литься, лить.
Волны тихо … у берега.
Молоко …. из ведра.
Рабочий продолжает … сталь.
11. Многообразие переносных значений слов хорошо показать на таких примерах:

Чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо.
Крепкое здоровье, крепкий материал, крепкий чай.

Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы, например:

чистая, неисписанная тетрадь;
чистые, вымытые руки;
чистое, безоблачное небо и т.д.
Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слова и к умению употреблять эти слова в собственной речи.
1. На этапе введения нового слова с непроверяемым написанием эффективно использовать загадку как вид упражнений, например:
А) Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез.
(Календарь)
Б) От него – здоровье, сила
И румяность щек всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода.
(Молоко)
Часто на помощь в работе над трудными словами приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами, например:
Вот каникулы настали,
До свиданья, школа!
Мы теперь уже с тобой,
Встретимся не скоро,
Но как радостно нам после
Лета золотого
К твоему порогу, школа,
Возвращаться снова!
(В.Броневский.)
Тетрадки в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет:
- Грамматика!
А в клетку тетрадка ворчит:
- Математика!
На чем примирились тетрадка с тетрадкой,
До нас до сих пор остается загадкой.
(В.Берестов)
Очень полезно привлечение этимологического анализа слов с непроверяемым написанием, так как использование слова в речи требует понимания его точного смысла. Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому изучаемому материалу, а следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.
Вот примеры этимологической характеристики словарного слова:
Аккуратно. Считают, что близким к истоку слова было латинское слово кура, что значит «старание, забота». К нам пришло это слово, вероятно, от немцев, слывших некогда образцом аккуратности.
Багаж. Слово заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово багги (узел) французы превратили в баг (пакет). От слова баг произвели слово багаж, что означало «разные тюки с вещами». А у нас это слово приобрело и другие значения, например: «кладь, перевозимая отдельно от ее хозяина – пассажира».
Также эффективно можно использовать в своей работе весь арсенал игрового материала, так как эта деятельность вызывает у детей огромный интерес и желание узнать новое. Ребята с большим удовольствием принимают участие в игре.
2. На этапе запоминания нового слова хорошему усвоению правильного написания способствует письмо по памяти или списывание, предполагающее опору на все виды памяти.
3. На этапе первичного закрепления трудное слово включается во все виды работ.
С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетического разбора, анализа слов по составу, морфологического разбора, освоения лексики, орфографии, развития речи и т.д.), школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться.
1. Упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность. Например, учитель говорит детям: «Вы сможете определить новое слово из «Словарика», если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них» (искомое слово медведь):

Е . . Д . . . . . . Д . . .
М .
В . . . . Е . . . . . Ь . . . . . . .

Постепенно количество конкретных указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово, уменьшится. Так, учитель сообщает: «Вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова:
Ь
Л
Е
Т
И
Ч
У

Какое слово вы прочитали и каким образом вы это осуществили?» Возможный ответ: «Мы прочитали слово учитель. Начали с буквы, которая выделена ярче, чем другие. Она находится ниже всех остальных букв. Далее искали буквы, которые находятся выше и соединяли эти буквы».
По мере выработки умения выполнять задания с ограниченным количеством указаний учитель вводит в учебный процесс упражнения, предусматривающие полное их отсутствие. Например, он предлагает учащимся: «Внимательно посмотрите на данную запись и назовите два слова из «Словарика», с которыми мы познакомимся на уроке:
. . . . . .
О З А Б В Т Е Р Д К
. . . .
Какие это слова? Как вы их нашли?» Возможный ответ: «Сегодня мы познакомимся со словами завтрак и обед. Чтобы их определить, надо в начале соединить буквы, у которых точки стоят вверху. Затем соединить буквы, у которых точки стоят внизу».
С помощью двух последних заданий продолжается дальнейшее совершенствование интеллектуальных качеств учащихся, развитие которых обеспечивалось использованием предыдущего приема. Вместе с тем уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляет детей более напряженно и сосредоточенно мыслить, мобилизовывать интуицию, волю, сообразительность, наблюдательность, развивает четкую, обоснованную речь.
2. Упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта. Здесь также просматривается тенденция постепенного уменьшения конкретных указаний учителя, помогающих детям в определении слова. Пример задания, выполняемых на основе полных указаний учителя: «Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел.
Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.
Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.
Каждому числу соответствует определенная буква:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т
Какие это слова?» (Искомые слова капуста и картофель). Пример задания с частичными указаниями учителя: «Внимательно посмотрите на данный шифр:

3 4 5 6 7 8 9 10
1 А М Н О Р К В У
2 С Г Д Я Л Ч Ц Т
и к нему ключ: 2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 1-4, 1-3. Разгадав ключ данного шифра, вы сможете назвать слово, с которым мы познакомимся на уроке». (Искомое слово солома).
3. Упражнения, так или иначе связывающие искомое слово с изучающим лингвистическим материалом. В этом случае значительно возрастает их универсальность и эффективность использования. В зависимости от содержания учебного материала, от дидактической цели, которая ставится учителем на уроке, здесь могут быть самые разные варианты. Пример задания, предусматривающего закрепление знаний по фонетике: «Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке» (искомое слово береза).

П Ф Б К Т Х Е Ш С Р Ч Ё Щ З Ц А

Еще хотелось бы остановиться на работе со словариками. Их лучше применять в первом классе. Эти словарики непростые, а с подсказкой, с рисунком, что так необходимо для детей начальных классов. Словарик – это обычная тетрадь, разделенная на две части. В первой части словарика дети записывают словарные слова и по мере возможности стараются выполнять «иллюстрацию» к новому слову, чтобы лучше его запомнить, например:

мОрковь о? а? о м?рковь

Вторая половина словарика творческая. Она самая интересная для детей. Ребенок фантазирует, иллюстрирует, придумывает целую сказку с определенным словом, значит, его память надолго сохранит все то, что творчески помогало ему работать. А творчество ребенка в работе со словариком должно быть направлено на запоминание словарных слов.
На это и рассчитано вторая половина словарика. Задача учителя состоит в том, чтобы нацелить ребенка на эту творческую работу. Задания могут быть различными: составь кроссворд с определенными словами: нарисуй или начерти схему к словам, имеющими одинаковую непроверяемую гласную: составь рассказ, в котором употребляется много аз словарное слово. Если вы, уважаемые учителя, предложите своим детям, чтобы они составили творческие задания для определенных слов из словарика для своих одноклассников, то убедитесь, что все дети «талантливы» и ошибок в словарных словах у них будет минимальное количество. Этот словарик помогает и самому учителю творчески подойти к словарной работе, оживить ее.
В заключение хотелось бы отметить, что использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами русского языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас. Использование вышеперечисленных грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.

Литература:
1. Агофонов В.В. «Неправильные правила для словарных слов и не только»
2. Парамонова Л.Г. «Как овладеть правописанием «словарных слов»
3. Молокова А.В., МолоковаД.Г. Электронное учебное пособие «Словарные слова» 1-4 класс
4. Бакулина Г.А. «Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка»
5. «Словарные слова в образах и картинках» Пособие в 2х частях.
6. Тирских В.Н. «Словарная работа»

Категория: Начальная школа | Добавил: Валентина (2010-02-04) | Автор: Валентина Тихоновна E
Просмотров: 14859 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 12:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru