Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
«Роль родителей как субъектов образовательного процесса в начальной школе». (сокращенный вариант) I.Поздравление участников областной учительской конференции. Уважаемые коллеги! Разрешите Вас поздравить от учительства Зерендинского района с началом нового учебного года! Пожелать Вам позитивных успехов в нашей нелегкой педагогической деятельности, здоровья, семейного благополучия, радуйтесь жизни – и у вас все получится. II. Выступление. “Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”….. Развитие личности ребенка происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни коллектива класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй. Какие задачи стоят перед нами, классными руководителями? 1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. 2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков. 3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей. Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания. Взаимодействие с родителями строю на основе таких идей-принципов, как: • обращение к чувству родительской любви; • умение разглядеть в каждом ученике положительные черты; • уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности. Перечисленные выше направления совместной деятельности классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников. Сегодня я бы хотела остановиться лишь на некоторых таких формах и методах работы с родителями и учащимися, которые позитивно влияют на взаимоотношения в семьях моих воспитанников, оказывают благотворное влияние на уровень воспитания и обучения ребят. 1.Я хотела бы поделиться многолетним опытом работы интеллектуального клуба «Синяя птица», который был создан в 1995 году совместными усилиями автора данного выступления и родителей - единомышленников. Почему он появился? Потому что цель у нас была общая: максимально раскрыть интеллектуальные способности ребят, создавая ту необходимую атмосферу сотрудничества, которая способствовала бы усилению развития воспитательной функции нравственного направления, т.е. становления личности каждого, кто соприкасался с работой в данном клубе. В то время я работала с ребятами по углубленным программам основных предметов, и создание данного клуба могло способствовать расширению, обобщению, систематизации полученных в урочное время знаний, умений и навыков. Работа клуба была построена на достаточно профессионально организованных интеллектуальных заседаниях основного типа «Что? Где? Когда?» и других формах деятельности совместно с родителями, которые становились активными участниками этого интересного и увлекательного мероприятия. Основная тема общения между членами клуба - это чудесный мир природы. Потребность общения с природой остается одной из острейших проблем человека. Для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого раннего детства, наблюдая, изучал природу, непосредственно общался с ней, потому что ее облагораживающее влияние сказывается, потом на характере человека во всей его жизни. В клубе у каждого участника есть круг своих обязанностей, которые безукоризненно выполняются. Соответственно есть устав, правила, руководитель клуба (Рязанцева С.Н.) президент (Кленько Н.М.), совет клуба – родители детей, служащие клуба. Только в содружестве с родителями можно было плодотворно трудиться в данном творческом коллективе. Представьте себе, на протяжении 8 лет, состав клуба превышал 100 человек (три набора моих воспитанников вместе с родителями, которые являлись полноправными членами клуба и принимали непосредственное участие в интеллектуальных играх). Это была большая дружная семья единомышленников, которых независимо от возраста объединяло стремление жить интересно, насыщенно, радостно. Я понимаю, что всего сегодня вам не расскажешь, но если кто-нибудь из вас заинтересуется формой данной творческой работы с детьми и родителями, я могу оказать вам любую посильную для меня помощь в организации такого мероприятия внеклассного типа. Прошло время. И вот теперь можно со стороны взглянуть на промежуточную результативность данного совместно с родителями внеклассного взаимодействия. Это уже достаточно взрослые люди, которые самодостаточны, коммуникабельны, активны в общественной жизни, готовые применить свои умения и навыки в житейских ситуациях, добились позитивных результатов роста профессиональной карьеры, т.е. востребованы обществом. В этом году ребята успешно закончили высшие учебные заведения и уже имеют престижную работу: Кленько Евгения - финансист, помощник аудитора компании «Салык-сервис» г. Кокшетау, Кан Алена – переводчик с английского языка, стажировка в Америке, Амен Валерий – окончил обучение в Англии (живет в Германии), Сейтенова Айгерим - аудит - бухгалтер международной компании г. Астаны, Мизембаев Жалгас - юрист: учится и работает, создав свою фирму, Завгородний Павел – с 7 класса – ученик казахско-турецкого лицея в г. Кокшетау, потом обучающийся в г. Алмате в казахско-турецком университете имени Сулеймана Дамирели – менеджер-экономист (приглашен в крупную аудиторскую международную компанию), Габбасов Аскар, живущий сейчас в России, – преуспевающий ведущий радиовещания, Вострикова Ольга (в данное время россиянка) – автор научно-исследовательской работы, поступила в аспирантуру и этот список можно продолжать и продолжать. Приятно осознавать, что в данных успехах есть толика и твоего труда. Но если бы не родители, то полноты раскрытия интеллектуальных и нравственных возможностей гарантировать, я думаю, было бы невозможно. Вот такая могучая сила – родители. 2.В данное время работу с родителями я акцентирую на психолого-педагогическом просвещении. В этот вид деятельности входят психолого-педагогические исследования, которые проводятся на протяжении всех четырех лет обучения моих учащихся: 1. Изучение личности каждого школьника: А) тест для родителей «Эмоционально-волевая сфера ребенка»; Б) цвето-графический тест «Отношение к школе и окружающей действительности; В) тест из цикла «Рисуночная теория» - вид рисунка говорит о виде мира (каким его видит ребенок); Г) комплексный тест на самооценку учащихся, состоящий из нескольких заданий; Д) тест на уровень психического развития детей; Е) тест «Будьте здоровы!» Изучив личность каждого своего ученика, собираю «Большой родительский совет» по итогам диагностического тестирования. Тема данного родительского собрания «Стратегия и тактика воспитания». Притом приглашаются оба родителя в обязательном порядке. Зачем, спросите вы? Как вы думаете, узнав очень много интересного, а порой и скрытого от всех нас, появится ли интерес у родителей к личности самого ребенка? Появится ли стремление помочь максимально ему в этом развитии? Подействует ли позитивно коррекционная работа классного руководителя, доказательна ли она будет? Вот ключ, который я нашла на более современном этапе с помощью исследовательской деятельности к родителям, для того чтобы убедить их максимально заняться воспитанием своих детей, которое непосредственно сказывается на уровне обученности и воспитанности ребят, воздействуя на них комплексно. Вот скажите, пожалуйста, если вам ваш директор школы или завуч скажет, что ваша работа в школе очень важна и вы на многое способны, поручая вам интересные дела, веря вам и надеясь на вас, какая у вас будет реакция? Правильно, вы будете позитивно настроены, сделаете все возможное, на что только способны. Будет ли от такой деятельности польза? Будет. Что и требовалось доказать. Вот так я поступаю с родителями, когда говорю, что их дети все без исключения талантливы, только каждый в своей сфере деятельности, что объясняется очень просто. Потому что каждый человек индивидуален и уникален. Но теперь я хочу сказать, что так и думаю. Потому что психолого-педагогические исследования убеждают меня, как и родителей в этом. 2.Изучение семейных отношений и коррекция воспитания. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. А) Исследование «Насколько ребенку комфортно в семье» - тест «Схема автобиографии», в результате которого выясняется и тип темперамента, используется цветовой тест. По итогам диагностики приглашаются родители для индивидуальной беседы, в процессе которой дается консультация по корректированию какого – либо нарушения, недочета, проблемной ситуации. Б) Тест «Рисую свою семью». Рисуя свою семью, учащиеся рассказывают с помощью рисунка, какая у них атмосфера, есть ли психологические проблемы и т.д. 3. Исследования, направленные на развитие интеллектуальных способностей и возможностей. А) Уровень развития школьной мотивации. Методика «Беседа о школе» Т.И.Нежновой; Б) Методика определение понятий; В) выяснение пассивного словарного запаса; Г) определение активного словаря; память Д) исследование объема кратковременной памяти; Е) исследование опосредованного запоминания; Ж) исследование преобладающего типа запоминания Внимание. З) исследование избирательности внимания; К) исследование концентрации внимания; Мышление. Л) исследование влияния установки на способ решения задач М) исследование аналитичности мышления; Н) исследование рефлексивности мышления; О) исследование определения уровня словесно-логического мышления; П) исследование «Сравнение понятий; Р) исследование на изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом с помощью методики «Предложение»; С) исследование на изучение дивергентной продуктивности на семантическом материале с помощью методики «Классификация»; Т) исследование развития творческих умений учащихся по методике Вартега «Круги»; Эмоции и чувства. У) исследование настроений, в котором используется шкала цветового диапазона настроений, набор из 8 цветов, предложенный А.Н.Лутошкиным.; Отношение к школьному предмету. Психогеометрия по системе Сьюзен Деллинер. Методика изучения удовлетворенности школьной жизнью. Уважаемые коллеги! Если бы вы знали, какой интерес испытывают к данной деятельности дети и родители. С каким нетерпением они ждут данных исследований и их результатов. На родительские собрания могут не прийти только по очень уважительным причинам. Вот тут то и ведется разговор по существу, опираясь на конкретные данные исследований. Учитывая, что каждый родитель хочет, чтобы их сын или дочь максимально смогли развить свои способности и возможности, диалог способен состоятся, притом отличающийся позитивностью. Что помогает нам с ребятами в нашем нелегком учебном труде. Я считаю результативным такое родительское собрание, когда поработав сообща в течение нескольких часов и исчерпав повестку собрания, учитель благодарит за встречу и говорит: «Всего доброго. Всем большое спасибо за сотрудничество». А никто не хочет уходить, стремясь к продолжению общения, каждый из них хочет как можно больше услышать о своем ребенке и спросить индивидуального совета у педагога. Таким образом, развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха напрямую связано с тем, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа. И организатором такого сотрудничества становится педагог. 4.Непосредственное участие родителей в урочной и внеурочной деятельности. Мы с вами, дорогие коллеги, ведем активную классную и внеклассную деятельность, направленную на становление личности младшего школьника. Это ни для кого не секрет. Поэтому я не буду подробно рассказывать обо всех мероприятиях, которые провожу со своими учениками при активном участии родителей. Остановлюсь только лишь на некоторых интересных для вас моментах, которые могут пригодиться вам в своей деятельности. А) Интеллектуальная игра «Десяточка». Свое название она получила, потому что по разным предметам, на любую тему подбирается 10 вопросов-тестов закрытого типа. При проведении занятия учителю нужны родители, которые и войдут в состав жюри. Важный педагогический момент игры – помочь ученикам осознать, что учиться вместе легче, чем поодиночке, что у них такие прекрасные одноклассники, которые всегда помогут. Каждая команда коллективно отвечает на вопрос по-своему, считая ответ единственно правильным, и сдает свои работы членам жюри, т.е. родителям. Они как раз и оценивают правильность выполненных заданий. В это время звучит музыка или песня, которую дети поют вместе с музыкальным руководителем, который приглашен на данное мероприятие. Атмосфера эмоционально приподнятая, праздничная, непринужденная. И когда идет проверка правильно выбранных ответов, слышится ликование детей или небольшое разочарование. И это все на глазах родителей, что немаловажно для каждого из них в непосредственной обстановке наблюдать за свои чадом. И так по всем предметам. По окончании игры, члены жюри объявляют команду-победительницу и команды, занявшие призовые места. Вручаются грамоты и памятные подарки. Такое мероприятие оставляет на память приятные впечатления и у детей, и у родителей. Б) «Мама, папа и я – вместе дружная семья». Урок-соревнование детей и родителей: создает ситуации успеха в совместной деятельности детей, стимулирует их познавательные интересы и физические данные. Приглашаются семейные команды на спортивные соревнования. Приветствуя других членов команд, участники спортивных состязаний показывают свое радостное настроение, которым делятся с другими, настраивая участников на здоровый дух соревнования. И вот начинаются эстафеты. Это только нужно видеть, как ребята болеют за своих родителей, проявляя любовь, уважение, поддержку своих членов семей. Разве такой вид деятельности не сплачивает нас всех вместе в единый дружный коллектив? Ответ понятен. В) Классный час «Своя игра» с применением проникающей компьютерной технологии – использование интерактивной доски. Уроки - совместное изучение информационных технологий знакомят родителей с возможностями современных образовательных технологий. . Родители могут воочию убедиться в возможностях своих детей, что позволяет гордиться их достижениями. Согласованная, продуманная работа в группе позволяет достичь результатов в игре. И опять грамоты, и памятные подарки. Дети воодушевлены, родители довольны. Процесс обучения и воспитания проводится на достаточно современном уровне, есть о чем подумать и помочь своему ребенку. Г) Нестандартное родительское собрание «Садимся за уроки» предусматривает работу в микрогруппах родителей: А) родителям предлагается решение педагогических ситуаций по выполнению домашних заданий; Как рефлексия на ответы родителей дается консультация психолога на данную тему разговора. Б) Диалог учителя и родителей на тему «Как воспитывать у ребенка любовь к чтению?» В) «Родительские советы» Каждая микрогруппа дает совет по выполнению домашнего задания: • Можно с юмором; • Строками из художественных произведений; • Высказыванием мыслителя-философа; • Афоризмом. Г) Рефлексия Под музыкальное сопровождение родители передают горящую свечу, заканчивая фразу: - Я сегодня благодарен себе за то…. Д) Решение родительского собрания: • Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание; • Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий; • Хвалить за малейшее достижение. Опыт педагогической деятельности на протяжении 27 лет показывает, что творческое сотрудничество с семьей активно пропагандирует положительный опыт семейного общения, привлекает семью к осознанному и активному участию в образовании ребенка, создает оптимальные условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии и саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучении и самообучении личности. Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся. Так кому же мы помогаем? Себе? Ученикам? Родителям? Вопрос остается открытым. У каждого, наверное, свой ответ. Но самое главное, чтобы всем нам от такого сотрудничества было чуть лучше, чуть уютнее, чуть теплее. И тогда школа сможет помочь детям и родителям успешно справляться с проблемами. «Родительское требование к себе и ребенку, родительское уважение к себе и своей семье, родительское понимание твоих поступков и действий – вот главный метод воспитания» А.С. Макаренко | |
Просмотров: 1239 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|