Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. Ким Н.Н. – воспитатель класса предшкольной подготовки, специалист высшего уровня квалификации высшей категории. г.Караганда СОШ №52 им. Е.А.Букетова. Логвинова О.В. – учитель начальных классов, специалист высшего уровня квалификации первой категории. г.Караганда СОШ № 52 им. Е.А.Букетова. Проблема преемственности снова и снова обсуждается на самом высоком уровне – среди ученых, работников органов народного образования, учителей, широкой общественности. Это обусловлено не только важностью данной проблемы, но и необходимостью её корректировать в соответствии с социальной ситуацией. Что же такое преемственность между дошкольными и начальным звеном обучения? Прежде всего преемственность между указанными звеньями следует рассматривать как одно из условий непрерывного образования ребенка. В этом смысле преемственность есть, во-первых ,определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построения единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешный переход на следующую ступень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования ( целей, задач, содержание, методов, средств, форм организации). Такое понимание преемственности обеспечивает: на дошкольное ступени – сохранении самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовности к взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущей деятельности, как фундаментального новообразования дошкольного периода ; на начальной ступени – опору на наличный уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специальную помощь по корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств, развитие ведущей деятельности, как фундаментального новообразования младшего школьного возраста и перспективное развитие экс-ведущей деятельности и форм взаимодействия с окружающим миром. Исходя из этого, особое значение преобладает идея реализации преемственности ведущих деятельностей смежных этапов развития. Так, остаётся актуальной игровая деятельность ребенка. Более того, психолого- педагогическими исследованиями доказано, что развитие новой ведущей деятельности прямо обусловлено преемственностью с предыдущей, потому что именно в её недрах и формируется следующая ведущая деятельность. Это подчеркивает особую важность формирования игровой деятельности на протяжении всего дошкольного детства, особенно тех её компонентов, которые сходны с учебной (принятие задачи, выполнение правила, мотив, выбор средств реализации и др). Отсутствие приоритетной ориентации дошкольного воспитания на решение этой задачи усугубляется в начальной школе, где процесс обучения не рассчитан на формирование ведущей деятельности. Более того, мы часто смешиваем понятия « учение» и «учебная деятельность», что приводит к тому, что в среднюю школу приходят ученики, не умеющие учиться. Таким образом, готовность к школе – это прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности. Это развитие тех специфических форм деятельности дошкольников, которые определяют, обеспечивают его легкую адаптацию к новому этапу жизни, снятие ( или хотя бы существенное снижение) отрицательного влияния здоровье, психологическое и эмоциональное благополучие школьников. Речь идет о ролевой игре, театрализованной, художественной, конструктивной деятельности. В связи с этим необходимо реабилитировать перед общественным мнением воспитательную функцию дошкольного учреждения, усилить внимание к тем ведущим линиям воспитательного процесса, которые в наибольшей степени определяют психическое и личностное развитие детей и готовность перейти на следующий его этап. Именно поэтому необходимо установить существенные направления поступательного развития ребенка 3-10 лет. 1. психические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя к своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково-символическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка). 2. социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром. 3. деятельностное развитие: овладение деятельностью, прежде всего, ведущей; формирование деятельности творческого характера. 4. готовность к дальнейшему образованию, к изучению учебных предметов: языковое развитие, математическое развитие, художественно – эстетическое развитие и т.д. Психологи дают нам возможность сформировать дидактические законы, реализация которых обеспечивает развитие как результат, не совпадающий с содержанием обучения. Некоторым может показаться, что этот вывод неожиданный. Но ведь давно известна народная мудрость: « Что такое образованность? Это то, что осталось в человеке, когда он забыл всё, чему его учили». Как же предлагается понимать развитие? • Развитие есть не само знание, а умение его использовать. • Развитие есть не само знание, а умение его добывать • Развитие есть не само знание, а знание своего незнания. • Развитие есть совокупность новообразований, которые принципиально отличают данного ребенка от его же самого до начала обучения. Есть ещё одна важнейшая сторона развития – поддержка индивидуальности ребенка. К сожалению, в развитии индивидуальности отказано как дошкольнику, так и младшему школьнику. И самая яркая « болевая точка» в этом явлении – недостаточное использование в воспитании и обучении тех деятельностей, которые в большей мере раскрывают индивидуальность. Речь идёт о художественной, игровой, изобразительной самодеятельности. Из всего выше сказанного сделаем вывод: есть необходимость обогатить понятие преемственность новыми содержательными компонентами: • во-первых, эмоциональный компонент – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности, как дошкольника, так и школьника в процессе обучения, приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на оптимистической гипотезе. • во-вторых, деятельностный компонент – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности, создание условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода; • в-третьих, содержательный компонент – правильное соотношение между знаниями об окружающем мире, о самом себе, о процессе познания, установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе; • в-четвертых, коммуникативный компонент – учет особенностей обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения; • в-пятых педоцентрический компонент – постановка в центр воспитательно-образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, ребенок и природа, ребенок и другие люди, и т.д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания. Период поступления и адаптации к школе может явиться сложным испытанием, которое может привести к школьной дезатаптации. Поэтому ранняя диагностика, профилактика и коррекция школьной дезадаптации является важной проблемой, требующей системно организованного процесса. В нашей школе используется программа психолого-педагогического сопровождения детей. Задачами данной программы являются развитие коммуникативной и интеллектуальной готовности к школе, формирование адекватного представления о школьной жизни, повышение школьной мотивации, осознание ребенку специфической позиции школьника, выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни. Основными направлениями деятельности являются: • совместная работа воспитателя класса предшкольной подготовки и учителя первого класса (посещение учителем занятий, внеклассных мероприятий, режимных моментов); • изучение учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка и социальной карты класса в целом. • индивидуальные и групповые консультации с родителями будущих первоклассников, направленные на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. • проведение групповых коррекционно-развивающих и психогимнастических занятий для будущих первоклассников. • диагностика готовности будущих первоклассников к обучению в школе. Первое тестирование по определению уровня готовности к школьному обучению проводится в конце учебного года в классе предшкольной подготовки, второе тестирование - в октябре у первоклассников на выявление трудностей в период адаптации. Большинство детей к середине первого класса выходят на достаточно успешный уровень школьного функционирования. Во втором полугодии данная диагностика направлена на выявление детей, испытывающих трудности в школьной адаптации. Таким детям оказывается необходимая помощь. Программа психолого-педагогического сопровождения позволяет создать необходимые условия, позволяющие детям успешно функционировать и развиваться в школьной системе требований. Литература: 1. С.Л. Илюсизова « Учитель и ученик: проблемы взаимоотношений» Алма-Ата: Мектеп 1989г. 2. Л.В. Лусканова « Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов» М. 2001г. 3. М.М.Безруких, С.П. Ефимова, Б.С. Круглов « Как помочь первокласснику хорошо учиться». М., 2003г. 4. С.И. Гин, И.Е. Прокопенко « Первые дни в школе» М. Вита-Пресс 2002г.
|