Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальными звеньями системы образования.
Современные подходы к реализации преемственности
между дошкольным и начальным звеньями системы образования.

Ким Н.Н. – воспитатель класса предшкольной подготовки, специалист высшего уровня квалификации высшей категории. г.Караганда СОШ №52 им. Е.А.Букетова.
Логвинова О.В. – учитель начальных классов, специалист высшего уровня квалификации первой категории. г.Караганда СОШ № 52 им. Е.А.Букетова.

Проблема преемственности снова и снова обсуждается на самом высоком уровне – среди ученых, работников органов народного образования, учителей, широкой общественности. Это обусловлено не только важностью данной проблемы, но и необходимостью её корректировать в соответствии с социальной ситуацией.
Что же такое преемственность между дошкольными и начальным звеном обучения? Прежде всего преемственность между указанными звеньями следует рассматривать как одно из условий непрерывного образования ребенка.
В этом смысле преемственность есть, во-первых ,определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построения единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешный переход на следующую ступень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования ( целей, задач, содержание, методов, средств, форм организации).
Такое понимание преемственности обеспечивает:
на дошкольное ступени – сохранении самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовности к взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущей деятельности, как фундаментального новообразования дошкольного периода ;
на начальной ступени – опору на наличный уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специальную помощь по корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств, развитие ведущей деятельности, как фундаментального новообразования младшего школьного возраста и перспективное развитие экс-ведущей деятельности и форм взаимодействия с окружающим миром.
Исходя из этого, особое значение преобладает идея реализации преемственности ведущих деятельностей смежных этапов развития. Так, остаётся актуальной игровая деятельность ребенка. Более того, психолого- педагогическими исследованиями доказано, что развитие новой ведущей деятельности прямо обусловлено преемственностью с предыдущей, потому что именно в её недрах и формируется следующая ведущая деятельность. Это подчеркивает особую важность формирования игровой деятельности на протяжении всего дошкольного детства, особенно тех её компонентов, которые сходны с учебной (принятие задачи, выполнение правила, мотив, выбор средств реализации и др).
Отсутствие приоритетной ориентации дошкольного воспитания на решение этой задачи усугубляется в начальной школе, где процесс обучения не рассчитан на формирование ведущей деятельности. Более того, мы часто смешиваем понятия « учение» и «учебная деятельность», что приводит к тому, что в среднюю школу приходят ученики, не умеющие учиться.
Таким образом, готовность к школе – это прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности. Это развитие тех специфических форм деятельности дошкольников, которые определяют, обеспечивают его легкую адаптацию к новому этапу жизни, снятие ( или хотя бы существенное снижение) отрицательного влияния здоровье, психологическое и эмоциональное благополучие школьников. Речь идет о ролевой игре, театрализованной, художественной, конструктивной деятельности.
В связи с этим необходимо реабилитировать перед общественным мнением воспитательную функцию дошкольного учреждения, усилить внимание к тем ведущим линиям воспитательного процесса, которые в наибольшей степени определяют психическое и личностное развитие детей и готовность перейти на следующий его этап.
Именно поэтому необходимо установить существенные направления поступательного развития ребенка 3-10 лет.
1. психические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя к своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково-символическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка).
2. социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром.
3. деятельностное развитие: овладение деятельностью, прежде всего, ведущей; формирование деятельности творческого характера.
4. готовность к дальнейшему образованию, к изучению учебных предметов: языковое развитие, математическое развитие, художественно – эстетическое развитие и т.д.
Психологи дают нам возможность сформировать дидактические законы, реализация которых обеспечивает развитие как результат, не совпадающий с содержанием обучения. Некоторым может показаться, что этот вывод неожиданный. Но ведь давно известна народная мудрость: « Что такое образованность? Это то, что осталось в человеке, когда он забыл всё, чему его учили».
Как же предлагается понимать развитие?
• Развитие есть не само знание, а умение его использовать.
• Развитие есть не само знание, а умение его добывать
• Развитие есть не само знание, а знание своего незнания.
• Развитие есть совокупность новообразований, которые принципиально отличают данного ребенка от его же самого до начала обучения.
Есть ещё одна важнейшая сторона развития – поддержка индивидуальности ребенка. К сожалению, в развитии индивидуальности отказано как дошкольнику, так и младшему школьнику. И самая яркая « болевая точка» в этом явлении – недостаточное использование в воспитании и обучении тех деятельностей, которые в большей мере раскрывают индивидуальность. Речь идёт о художественной, игровой, изобразительной самодеятельности.
Из всего выше сказанного сделаем вывод: есть необходимость обогатить понятие преемственность новыми содержательными компонентами:
• во-первых, эмоциональный компонент – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности, как дошкольника, так и школьника в процессе обучения, приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на оптимистической гипотезе.
• во-вторых, деятельностный компонент – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности, создание условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода;
• в-третьих, содержательный компонент – правильное соотношение между знаниями об окружающем мире, о самом себе, о процессе познания, установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе;
• в-четвертых, коммуникативный компонент – учет особенностей обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения;
• в-пятых педоцентрический компонент – постановка в центр воспитательно-образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, ребенок и природа, ребенок и другие люди, и т.д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.
Период поступления и адаптации к школе может явиться сложным испытанием, которое может привести к школьной дезатаптации. Поэтому ранняя диагностика, профилактика и коррекция школьной дезадаптации является важной проблемой, требующей системно организованного процесса.
В нашей школе используется программа психолого-педагогического сопровождения детей. Задачами данной программы являются развитие коммуникативной и интеллектуальной готовности к школе, формирование адекватного представления о школьной жизни, повышение школьной мотивации, осознание ребенку специфической позиции школьника, выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни.
Основными направлениями деятельности являются:
• совместная работа воспитателя класса предшкольной подготовки и учителя первого класса (посещение учителем занятий, внеклассных мероприятий, режимных моментов);
• изучение учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка и социальной карты класса в целом.
• индивидуальные и групповые консультации с родителями будущих первоклассников, направленные на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
• проведение групповых коррекционно-развивающих и психогимнастических занятий для будущих первоклассников.
• диагностика готовности будущих первоклассников к обучению в школе.
Первое тестирование по определению уровня готовности к школьному обучению проводится в конце учебного года в классе предшкольной подготовки, второе тестирование - в октябре у первоклассников на выявление трудностей в период адаптации. Большинство детей к середине первого класса выходят на достаточно успешный уровень школьного функционирования. Во втором полугодии данная диагностика направлена на выявление детей, испытывающих трудности в школьной адаптации. Таким детям оказывается необходимая помощь.
Программа психолого-педагогического сопровождения позволяет создать необходимые условия, позволяющие детям успешно функционировать и развиваться в школьной системе требований.

Литература:
1. С.Л. Илюсизова « Учитель и ученик: проблемы взаимоотношений»
Алма-Ата: Мектеп 1989г.
2. Л.В. Лусканова « Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов» М. 2001г.
3. М.М.Безруких, С.П. Ефимова, Б.С. Круглов « Как помочь первокласснику хорошо учиться». М., 2003г.
4. С.И. Гин, И.Е. Прокопенко « Первые дни в школе» М. Вита-Пресс 2002г.

Категория: Начальная школа | Добавил: Альвина (2010-02-07) | Автор: Ким Н.Н и Логвинова О.В. E
Просмотров: 4722 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 12:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru