Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Интегрированный урок русского и казахского языка в 4 классе "Имя числительное"
Интегрированный урок русского и казахского языка в 4 классе
Тема: «Имя числительное как часть речи».
КГУ «СОШ № 23» г. Караганда
Учитель начальных классов – Молчанова Елена Николаевна
Учитель казахского языка – Сагинтаева Кульжан Сагинтаевна

Цель: закрепление знаний учащихся о числительных и их роли в жизни.
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о числительном, как части речи; определить сходства понятий имён числительных в русском и казахском языке; формировать умение использовать числительные в речи на русском и казахском языках.
Развивающие: способствовать формированию умения обобщать изучаемые понятия и факты; развивать речь на русском и казахском языках.
Воспитательные: воспитывать качества толерантной личности путём изучения истории родного края; воспитывать коммуникативные качества.
Тип урока: повторение.
Технология урока: ИКТ, групповая работа.
Оборудование: индивидуальные карты для работы на уроке, презентация, фото с видами города «Караганда», музыкальное сопровождение клип «Караганда».
Ожидаемый результат:
1. Сформировано понятие имени числительного в русском и казахском языках.
2. Определены сходства понятий имён числительных в русском и казахском языке.
3. Учащиеся умеют использовать числительные в речи на русском и казахском языках.

Ход урока:
1. Орг.момент
Приветствие на двух языках.
Учитель нач. классов:
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!
Учитель казахского языка:
-Сәлеметсіздер ме құрметті оқушылар және қонақтар!
Учитель нач.классов:
- Сегодня у нас состоится очень интересный интегрированный урок русского и казахского языков.
Но чтобы он действительно был таким, давайте определим, какие качества вам понадобятся на уроке.
На доске появляются слова: Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм.
Дети высказывают мнение о том, что нужно убрать слова «эгоизм», «лень».
- Какими качествами вы уже обладаете?
- На уроке вы постараетесь проявить оставшиеся качества, а кто-то их сегодня и приобретёт.
- Каждый из вас сегодня имеет возможность получить отметку за урок. Обратите внимание на шкалу оценивания в ваших индивидуальных картах:
Шкала оценивания:
16-15-14б – «5»
13-12-11б – «4»
10-9-8б – «3»
- Подготовим листочки к работе. Запишите число, классная работа. (Записывают на двух языках)
2. Актуализация знаний.
Учитель нач.классов:
Слова, слова, слова…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море –
Море слов купаться ежечасно. (А.Шибаев)
- Давайте окунёмся в мир слов русского и казахского языков, а словарная работа поможет вам определить тему нашего урока.
А) Словарная работа
На доске слова:
Гор_д два(д,т)цать в_(к,г)зал
оди(н,нн)адцать м_г_зин дв_надцать
д_рога (о,а)птека а(л,лл)ея
ми(л,лл)ион ул_ца
Проводится игра «Перекрёстный опрос», в ходе которой учащиеся устно объясняют написание словарных слов.
- А теперь запишите эти слова, разделив их на две тематические группы. Обратите внимание на части речи. У вас получится два столбика слов.
(тематические группы: 1-сущ. (на тему город), 2-числительное)
- Проверьте, что у вас получилось по образцу на доске. (Учащиеся меняются листочками для взаимопроверки) Если задание выполнено правильно, то можете поставить за него 4балла, если допущена 1 ошибка – 3балла, 2 ошибки – 2 балла, 3ошибки – 1 балл.
Одиннадцать город
миллион дорога
двадцать магазин
двенадцать аптека
улица
аллея
вокзал
Учитель каз.языка переводит с учащимися данные слова на каз.язык
- Ал, балалар, осы сөздерді қазақ тіліне аударайық.
Одиннадцать -он бір город - қала
миллион- миллион дорога - жол
двадцать - жиырма магазин - дүкен
двенадцать – он екі аптека - дәріхана
улица - көше
аллея - гүлзар
вокзал- вокзал

Учитель нач.классов:
- О какой части речи мы ещё не говорили? (Мы будем повторять понятие об имени числительном)
- Она пригодится сегодня для составления предложений о нашем городе, который празднует свой юбилей.
- Как называется наш город?
- Как следует писать название города? Запишите.
Учитель каз.языка объясняет написание названия на каз.языке, проводит работу по характеристике специфических звуков)
- Балалар, «Қарағанды» сөзі қалай жазылатынына назар аударыңдар, қазақ тіліне тән қандай дыбыстарды көріп тұрсыңдар? Қ – қатаң дауыссыз, ғ – ұяң дауыссыз, неше буын бар? Үш буын бар. Қандай сөз? Жуан түбірлі сөз.
Учитель нач.классов:
- Считается, что свое название город получил от низкорослого кустарника караганы, цветущего по весне мелкими желтыми цветочками в его окрестностях.
- Это произошло сколько лет назад?
Б) Повторение об имени числительном.
На доске слова: Восемьдесят, восьмёрка, восьмидесятый.
Учитель нач.классов:
- Какое из этих слов «лишнее»? Почему? («Лишнее» слово восьмёрка, т.к. оно отвечает на вопрос что? и является существительным)
- Какой частью речи являются другие слова? Почему? (Числительными, т.к. обозначают количество и порядок предметов при счёте)
- Итак, повторим, что такое имя числительное? (Уч-ся рассказывают правило о числительном)
- А есть ли имя числительное в казахском языке?
- Иә, балалар, қазақ тілінде имя числительное – сан есім деп аталады.
Учитель каз.языка повторяет с учащимися понятие «числительное» в каз.языке
- Сан есім де зат есім сияқты сөз табы, сан есім заттың санын, ретін білдіреді. Сұрақтары: неше? Қанша? Нешінші?
Выводы: 1. И в русском и в казахском языке есть имя числительное.
2. Числительное и в русском и в казахском языке отвечает на вопросы сколько? который?
3. Числительное и в русском и в казахском языке обозначает количество и порядок предметов при счёте.
3.Работа по теме урока
Учитель нач.классов:
- Итак, сегодня, знакомясь с историей нашего города, мы повторяем понятие о числительном как части речи.
Работа с текстом
(У учащихся на партах карточки с текстом, тот же текст появляется на слайде)
У каждого из нас есть на з_мле свой р_дной уголок. Наша Родина – город Караганда. По историческим меркам он ещё очень м_лодой. В этом году городу исполняется 80 лет. Но мес_ность под названием Караганда известна с 1833 года, когда пастух АппакБайжанов в этих степях нашел каменный уголь. Статус города шахтёрскому посёлку был присвоен в 1934 году. Здесь проживает примерно 560000 человек. И эти люди являются главным богатством нашей малой Родины.

Учитель нач.классов:
- Прочитайте текст. Что вы узнали о Караганде?
Учитель каз.языка:
- Балалар, осы мәтіннен қандай сөйлемдерді қазақ тілінде айта аласыңдар?
Учитель нач.классов:
-Сколько числительных в этом тексте? Как они записаны? (цифрами)
- Мы предлагаем вам записать их словами. 1 и 2 группа будут писать на русском языке, а 3 и 4 группа на казахском языке.
80, 1833, 1934, 560000
(Во время работы учителя консультируют учащихся)
По окончании работы группы зачитывают свои ответы, которые сверяются с образцом на слайде.
- За каждое правильно записанное числительное вы можете поставить себе по одному баллу.
- На что обратили внимание при чтении и записи числительных? (состоят из нескольких слов)
- С какой трудностью столкнулись при записи числительных на русском языке? (трудно писать прописью, получилось письмо с ошибками)
- Какую цель можете определить для себя на следующий урок? (научиться правописанию числительных)
Учитель каз.языка анализирует с учащимися запись числительных на каз.языке.
Вывод:1)В русском и казахском языках числительные читаются и записываются начиная с высших разрядов.
4.Физминутка
Оңқолымда бес саусақ,
Солқолымда бес саусақ.
Алақандыашамыз
Бестібескеқосамыз.
Келсанайық ал мұны,
Нешеуболдыбарлығы?

5. Закрепление
А) Самостоятельная работа
Учитель нач.классов:
- Выполняя следующее задание, вы сможете узнать интересные сведения о нашем городе. Вам необходимо списать предложение, написав имена числительные прописью, правильно согласовывая их с именами существительными. Подчеркните ту букву, которая может вызвать сомнение при написании.

Карточка:
В нашем городе есть 2 (район), 4 (театр), 1 (цирк), 7 (спортивный комплекс), 4 (проспект).
2 (аудан), 4 (театр), 1 (цирк), 4 (даңғыл)
Учащимся предлагаются карточки с заданием. Обсудив его выполнение в группе, учащиеся делают запись упражнения самостоятельно.
- Прочитайте, что у вас получилось? А теперь посмотрите на образец. За каждое верное согласование поставьте один балл.
Б)Работа с деформированными предложениями в группе.
Игра «Экскурсия по городу»
Группам предлагается по 2 фото видов города и 2 деформированных предложения: одно предложение на рус.языке, второе предложение на каз.языке.
Задача учащихся:
1. Восстановить деформированное предложение и соотнести его с фото.
2. Предложение записать и подчеркнуть числительное.
Задание для 1 и 3 группы
1фото «Проспект Бухар-Жырау»
Предложение: составляет проспекта девять Длина километровБухар – Жырау. (даётся на каз.яз)
Сначала этот проспект носил имя Иосифа Сталина, затем был переименован в проспект Советский и только в наше новое казахстанское время стал носить название проспект Бухар-Жырау.
(Бұқар Жырау даңғылының ұзындығы тоғыз шақырым.)
2 фото Монумент «Шахтёрская слава»
Предложение:Монумент сорок лет «Шахтёрская слава» установлен назад.
- Фигуры шахтеров отлиты в бронзе. Это два шахтера - русский и казах - в сильном и энергичном движении подняли над головой пласт угля. В движении фигур выражена гордость и сила рабочего человека. Вместе с тем «Шахтерская слава» - памятник дружбы народов.
Задание для 2 и 4 группы
1 фото «Стелла Независимости»
На доске: была в две тысячи шестом «Стелла Независимости» году открыта.
-На вершину Стеллы установлена композиция Орла под солнцем. Орёл или беркут в миропонимании кочевников занимает особое место. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.

2 фото Памятник НуркенуАбдирову.
На доске: памятника НуркенуАбдирову Высота девять метров составляет.(даётся на каз.яз)

- Памятник Н.Абдирова был установлен в 1958г. Он изготовлен из чугуна. Летчик изображен на нём в тот момент, когда он бросает свой горящий самолёт на скопление вражеских танков. Абсолютное сходство памятника с героем подтвердила мать. Трижды приходила она к авторам памятника – Ю.В.Гуммелю и А.П.Билыку, и только в последний раз сходство было настолько разительным, что она попросила оставить ее с сыном.

По окончании работы проводится перекрёстная проверка задания группами.
(Нүркен Әбдіров ескерткішінің биіктігі тоғыз метр.)
- За каждое правильно построенное предложение можете поставить 2 балла.
6. Дом.задание. (дифференцированное)
Уровень А.
Работа с учебником – стр. 120 упр. 312. Запиши названия произведений, в названии которых встречаются числительные. Числительные подчеркни, переведи их на казахский язык.
Уровень Б.
Составь рассказ о Караганде из 5 предложений, используя числительные. Переведи его на казахский язык.
7. Итоги урока. Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
мне захотелось… (например, поздравить всех с Днём Рождения Караганды)

Учитель нач.классов и учитель каз.языка:
- Пожалуйста, у вас есть такая возможность! (Дети по желанию говорят слова на двух языках.Включается клип «Караганда»)

Мен Қарағанды қаласын туған күнімен құттықтағым келеді. Мне хочется поздравить Караганду с днем рождения). Мен бақыт тілеймін. ( Я желаю счастья). Мен ашық аспан тілеймін. (Я желаю ясного неба). Мен бейбіт өмір тілеймін. (Я желаю мирной жизни).
Категория: Начальная школа | Добавил: elenaM (2014-10-28) | Автор: Молчанова Елена Николаевна E
Просмотров: 2778 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2025-06-23, 10:43 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru