Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Интегрированный урок русского и казахского языка в 4 классе Тема: «Имя числительное как часть речи». КГУ «СОШ № 23» г. Караганда Учитель начальных классов – Молчанова Елена Николаевна Учитель казахского языка – Сагинтаева Кульжан Сагинтаевна Цель: закрепление знаний учащихся о числительных и их роли в жизни. Задачи: Образовательные: расширить знания учащихся о числительном, как части речи; определить сходства понятий имён числительных в русском и казахском языке; формировать умение использовать числительные в речи на русском и казахском языках. Развивающие: способствовать формированию умения обобщать изучаемые понятия и факты; развивать речь на русском и казахском языках. Воспитательные: воспитывать качества толерантной личности путём изучения истории родного края; воспитывать коммуникативные качества. Тип урока: повторение. Технология урока: ИКТ, групповая работа. Оборудование: индивидуальные карты для работы на уроке, презентация, фото с видами города «Караганда», музыкальное сопровождение клип «Караганда». Ожидаемый результат: 1. Сформировано понятие имени числительного в русском и казахском языках. 2. Определены сходства понятий имён числительных в русском и казахском языке. 3. Учащиеся умеют использовать числительные в речи на русском и казахском языках. Ход урока: 1. Орг.момент Приветствие на двух языках. Учитель нач. классов: - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Учитель казахского языка: -Сәлеметсіздер ме құрметті оқушылар және қонақтар! Учитель нач.классов: - Сегодня у нас состоится очень интересный интегрированный урок русского и казахского языков. Но чтобы он действительно был таким, давайте определим, какие качества вам понадобятся на уроке. На доске появляются слова: Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм. Дети высказывают мнение о том, что нужно убрать слова «эгоизм», «лень». - Какими качествами вы уже обладаете? - На уроке вы постараетесь проявить оставшиеся качества, а кто-то их сегодня и приобретёт. - Каждый из вас сегодня имеет возможность получить отметку за урок. Обратите внимание на шкалу оценивания в ваших индивидуальных картах: Шкала оценивания: 16-15-14б – «5» 13-12-11б – «4» 10-9-8б – «3» - Подготовим листочки к работе. Запишите число, классная работа. (Записывают на двух языках) 2. Актуализация знаний. Учитель нач.классов: Слова, слова, слова… Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – Море слов купаться ежечасно. (А.Шибаев) - Давайте окунёмся в мир слов русского и казахского языков, а словарная работа поможет вам определить тему нашего урока. А) Словарная работа На доске слова: Гор_д два(д,т)цать в_(к,г)зал оди(н,нн)адцать м_г_зин дв_надцать д_рога (о,а)птека а(л,лл)ея ми(л,лл)ион ул_ца Проводится игра «Перекрёстный опрос», в ходе которой учащиеся устно объясняют написание словарных слов. - А теперь запишите эти слова, разделив их на две тематические группы. Обратите внимание на части речи. У вас получится два столбика слов. (тематические группы: 1-сущ. (на тему город), 2-числительное) - Проверьте, что у вас получилось по образцу на доске. (Учащиеся меняются листочками для взаимопроверки) Если задание выполнено правильно, то можете поставить за него 4балла, если допущена 1 ошибка – 3балла, 2 ошибки – 2 балла, 3ошибки – 1 балл. Одиннадцать город миллион дорога двадцать магазин двенадцать аптека улица аллея вокзал Учитель каз.языка переводит с учащимися данные слова на каз.язык - Ал, балалар, осы сөздерді қазақ тіліне аударайық. Одиннадцать -он бір город - қала миллион- миллион дорога - жол двадцать - жиырма магазин - дүкен двенадцать – он екі аптека - дәріхана улица - көше аллея - гүлзар вокзал- вокзал Учитель нач.классов: - О какой части речи мы ещё не говорили? (Мы будем повторять понятие об имени числительном) - Она пригодится сегодня для составления предложений о нашем городе, который празднует свой юбилей. - Как называется наш город? - Как следует писать название города? Запишите. Учитель каз.языка объясняет написание названия на каз.языке, проводит работу по характеристике специфических звуков) - Балалар, «Қарағанды» сөзі қалай жазылатынына назар аударыңдар, қазақ тіліне тән қандай дыбыстарды көріп тұрсыңдар? Қ – қатаң дауыссыз, ғ – ұяң дауыссыз, неше буын бар? Үш буын бар. Қандай сөз? Жуан түбірлі сөз. Учитель нач.классов: - Считается, что свое название город получил от низкорослого кустарника караганы, цветущего по весне мелкими желтыми цветочками в его окрестностях. - Это произошло сколько лет назад? Б) Повторение об имени числительном. На доске слова: Восемьдесят, восьмёрка, восьмидесятый. Учитель нач.классов: - Какое из этих слов «лишнее»? Почему? («Лишнее» слово восьмёрка, т.к. оно отвечает на вопрос что? и является существительным) - Какой частью речи являются другие слова? Почему? (Числительными, т.к. обозначают количество и порядок предметов при счёте) - Итак, повторим, что такое имя числительное? (Уч-ся рассказывают правило о числительном) - А есть ли имя числительное в казахском языке? - Иә, балалар, қазақ тілінде имя числительное – сан есім деп аталады. Учитель каз.языка повторяет с учащимися понятие «числительное» в каз.языке - Сан есім де зат есім сияқты сөз табы, сан есім заттың санын, ретін білдіреді. Сұрақтары: неше? Қанша? Нешінші? Выводы: 1. И в русском и в казахском языке есть имя числительное. 2. Числительное и в русском и в казахском языке отвечает на вопросы сколько? который? 3. Числительное и в русском и в казахском языке обозначает количество и порядок предметов при счёте. 3.Работа по теме урока Учитель нач.классов: - Итак, сегодня, знакомясь с историей нашего города, мы повторяем понятие о числительном как части речи. Работа с текстом (У учащихся на партах карточки с текстом, тот же текст появляется на слайде) У каждого из нас есть на з_мле свой р_дной уголок. Наша Родина – город Караганда. По историческим меркам он ещё очень м_лодой. В этом году городу исполняется 80 лет. Но мес_ность под названием Караганда известна с 1833 года, когда пастух АппакБайжанов в этих степях нашел каменный уголь. Статус города шахтёрскому посёлку был присвоен в 1934 году. Здесь проживает примерно 560000 человек. И эти люди являются главным богатством нашей малой Родины. Учитель нач.классов: - Прочитайте текст. Что вы узнали о Караганде? Учитель каз.языка: - Балалар, осы мәтіннен қандай сөйлемдерді қазақ тілінде айта аласыңдар? Учитель нач.классов: -Сколько числительных в этом тексте? Как они записаны? (цифрами) - Мы предлагаем вам записать их словами. 1 и 2 группа будут писать на русском языке, а 3 и 4 группа на казахском языке. 80, 1833, 1934, 560000 (Во время работы учителя консультируют учащихся) По окончании работы группы зачитывают свои ответы, которые сверяются с образцом на слайде. - За каждое правильно записанное числительное вы можете поставить себе по одному баллу. - На что обратили внимание при чтении и записи числительных? (состоят из нескольких слов) - С какой трудностью столкнулись при записи числительных на русском языке? (трудно писать прописью, получилось письмо с ошибками) - Какую цель можете определить для себя на следующий урок? (научиться правописанию числительных) Учитель каз.языка анализирует с учащимися запись числительных на каз.языке. Вывод:1)В русском и казахском языках числительные читаются и записываются начиная с высших разрядов. 4.Физминутка Оңқолымда бес саусақ, Солқолымда бес саусақ. Алақандыашамыз Бестібескеқосамыз. Келсанайық ал мұны, Нешеуболдыбарлығы? 5. Закрепление А) Самостоятельная работа Учитель нач.классов: - Выполняя следующее задание, вы сможете узнать интересные сведения о нашем городе. Вам необходимо списать предложение, написав имена числительные прописью, правильно согласовывая их с именами существительными. Подчеркните ту букву, которая может вызвать сомнение при написании. Карточка: В нашем городе есть 2 (район), 4 (театр), 1 (цирк), 7 (спортивный комплекс), 4 (проспект). 2 (аудан), 4 (театр), 1 (цирк), 4 (даңғыл) Учащимся предлагаются карточки с заданием. Обсудив его выполнение в группе, учащиеся делают запись упражнения самостоятельно. - Прочитайте, что у вас получилось? А теперь посмотрите на образец. За каждое верное согласование поставьте один балл. Б)Работа с деформированными предложениями в группе. Игра «Экскурсия по городу» Группам предлагается по 2 фото видов города и 2 деформированных предложения: одно предложение на рус.языке, второе предложение на каз.языке. Задача учащихся: 1. Восстановить деформированное предложение и соотнести его с фото. 2. Предложение записать и подчеркнуть числительное. Задание для 1 и 3 группы 1фото «Проспект Бухар-Жырау» Предложение: составляет проспекта девять Длина километровБухар – Жырау. (даётся на каз.яз) Сначала этот проспект носил имя Иосифа Сталина, затем был переименован в проспект Советский и только в наше новое казахстанское время стал носить название проспект Бухар-Жырау. (Бұқар Жырау даңғылының ұзындығы тоғыз шақырым.) 2 фото Монумент «Шахтёрская слава» Предложение:Монумент сорок лет «Шахтёрская слава» установлен назад. - Фигуры шахтеров отлиты в бронзе. Это два шахтера - русский и казах - в сильном и энергичном движении подняли над головой пласт угля. В движении фигур выражена гордость и сила рабочего человека. Вместе с тем «Шахтерская слава» - памятник дружбы народов. Задание для 2 и 4 группы 1 фото «Стелла Независимости» На доске: была в две тысячи шестом «Стелла Независимости» году открыта. -На вершину Стеллы установлена композиция Орла под солнцем. Орёл или беркут в миропонимании кочевников занимает особое место. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации. 2 фото Памятник НуркенуАбдирову. На доске: памятника НуркенуАбдирову Высота девять метров составляет.(даётся на каз.яз) - Памятник Н.Абдирова был установлен в 1958г. Он изготовлен из чугуна. Летчик изображен на нём в тот момент, когда он бросает свой горящий самолёт на скопление вражеских танков. Абсолютное сходство памятника с героем подтвердила мать. Трижды приходила она к авторам памятника – Ю.В.Гуммелю и А.П.Билыку, и только в последний раз сходство было настолько разительным, что она попросила оставить ее с сыном. По окончании работы проводится перекрёстная проверка задания группами. (Нүркен Әбдіров ескерткішінің биіктігі тоғыз метр.) - За каждое правильно построенное предложение можете поставить 2 балла. 6. Дом.задание. (дифференцированное) Уровень А. Работа с учебником – стр. 120 упр. 312. Запиши названия произведений, в названии которых встречаются числительные. Числительные подчеркни, переведи их на казахский язык. Уровень Б. Составь рассказ о Караганде из 5 предложений, используя числительные. Переведи его на казахский язык. 7. Итоги урока. Рефлексия Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… я научился… у меня получилось … я смог… мне захотелось… (например, поздравить всех с Днём Рождения Караганды) Учитель нач.классов и учитель каз.языка: - Пожалуйста, у вас есть такая возможность! (Дети по желанию говорят слова на двух языках.Включается клип «Караганда») Мен Қарағанды қаласын туған күнімен құттықтағым келеді. Мне хочется поздравить Караганду с днем рождения). Мен бақыт тілеймін. ( Я желаю счастья). Мен ашық аспан тілеймін. (Я желаю ясного неба). Мен бейбіт өмір тілеймін. (Я желаю мирной жизни). | |
Просмотров: 2778 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|