Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Возможноси педагогической технологии В.М.Монахова.
Последнее время мы являемся свидетелями глобального процесса стандартизации образовательного процесса. Для того ,чтобы каждый ученик достигал уровня образовательного стандарта, каждой школе необходим новый педагогический инструментарий вместо традиционной методики.
Если есть стандарт, то традиционных методов не достаточно для его реализации. Возникает необходимость появления технологии, как решение проблемы перехода от традиционной школы к инновационной.
Технология В.М. Монахова представляет собой продуманную модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Суть же технологии Монахова заключается в детальном проектировании учебного процесса.
Почему же, говоря о математическом развитии, взгляд останавливается на педагогической технологии В.М. Монахова ? Указанная технология гарантирует достижение конечного результата обучения.
Педагогическая технология – это набор технологических процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат.
Выбрано 5 параметров, наиболее целостно и адекватно отражающих и представляющих закономерности учебного процесса как на стадии проекта, так и на стадии его реализации:
• целеполагание ( система микроцелей),
• диагностика,
• дозирование самостоятельной деятельности учащегося,
• логическая структура проекта,
• коррекция.
В педагогической технологии В.М. Монахова определены 3 объекта проектирования учебного процесса:
1. Технологическая карта(ТК)
2. Информационная карта развития учащихся (ИКРУ)
3. Информационная карта урока (ИКУ)

Характеристика объектов проектирования учебного процесса.
ТК – это «паспорт» проекта учебного процесса по теме. В ТК представлено 5 главных компонентов, представляющих 5 выбранных параметров учебного процесса:
1. содержание микроцели определяет содержание диагностики;
2. содержание диагностики задает содержание, объем, сложность и трудность компонента дозирования домашнего задания;
3. содержание дозирования проверяется как достаточное или недостаточное при проведении диагностики;
4. логическая структура – это органичное и динамичное единство содержательного, процессуального и мотивационнго в проекте учебного процесса;
5. компонент коррекции – это фактическая программа деятельности учителя с учениками, не прошедших диагностику.
Остановимся подробнее на компонентах ТК.
I. Целеполагание - это система микроцелей, которые учитель определяет сам. Учитель переводит содержание учебной темы на язык целеполагания – представляет в виде последовательности микроцелей. Число микроцелей учебной темы обычно от 2 до 5 в зависимости от ее традиционного объема. Цели формируются в форме «знать», « уметь», «понимать», «иметь представление», « уметь давать характеристику».
Микроцель – диагностируема, т.е. для учителя должен быть очевиден методический механизм предельно простого установления факта достижения обучаемыми этой микроцели.
Говоря о личностно- ориентированной системы обучения, здесь получаются два важных результата:
• учитель отходит от тематического планирования и «видит» проект будущего учебного процесса в виде системы микроцелей
• для ученика выстраивается четкая и рациональная система требований к его знаниям и умениям
Процесс и технические процедуры построения микроцелей (целепологание) в технологии является основополагающим .Именно они определяют содержание компонента диагностики, компонента дозирования самостоятельной деятельности учащихся, коррекции и логической структуры. Более того, при проектировании учебного процесса микроцели выполняют функции управления профессиональной деятельностью учителя по конструктированию вышеуказанных блоков.
II. Диагностика – это система проверочных самостоятельных работ, составляемая учителем для определения реализации микроцелей ( достигнута или недостигнута каждая микроцель). Для каждой микроцели составляется свой образец самостоятельной работы (СР).
Правило 1. СР состоит из двух типов заданий : задания на уровне образовательного стандарта, задание на повышенном уровне.
Правило 2.Стандартная СР имеет четыре задания: два – на уровне стандарта, два –по повышенном уровне.
Правило 3. Общий вид СР :
1ое задание на уровне требований образовательного стандарта
2ое задание на уровне требований образовательного стандарта
3езадание на уровне требований к оценке «хорошо»
4ое задание на уровне требований к оценке « отлично»
Правило 4. Два первых задания должны быть одинаковы по трудности, просты и абсолютно понятны учащимся.
Правило 5.В соответствии с Законом « Об образовании » (каждый ученик обязан достигнуть уровня стандарта, а далее он имеет право или остановится на этом уровне, или двигаться выше) в условиях действия гос. стандарта любой ученик независимо от своих предыдущих успехов выполняет задание в указанной последовательности.
Правило 6. Задание №3 на «хорошо» должно быть более трудным , чем 1,2. Повышение его трудности связано с содержанием диагностируемой микроцели.
Правило7.Задание № 4 на «отлично» должно быть труднее чем задание
№ 3.
В.М. Монахов предлагает предельно простую, систему контроля и оценок успехов учащихся:
• ошибки в обоих заданиях №1,№2 – ученик попадает в группу коррекции
• выполнено задание № 1 или № 2 дается дозированный объем заданий в блоке «Дозирование домашних заданий»
• выполнены задания № 1 и № 2 – ученик получает «зачет» - удовлетворительно – что означает учение удовлетворяет требованиям гос. стандарта.
Система оценивания предполагает постановку целей трех уровней: качество усвоения информации на «3», «4», «5».
1 уровень. «3» ( уровень образовательного стандарта)
репродуктивный уровень усвоения информации
( воспроизведение фактов).
2 уровень. «4» - реконструктивный уровень усвоения информации
( воспроизведение способов деятельности).
3 уровень. «5» - креативный ( творческий) уровень усвоения информации) ( воспроизведение мыслительных операций)
Основные преимущества системы контроля и оценок успехов учащихся следующие:
1. Реально выполняются принципы гарантированности образовательной подготовки учащихся
2. Равноправное положении е учителя и учащихся ( заранее объявлены образцы СР).
3. учащиеся конкретно знают требования к их знаниям и умениям
( учитель не изменит в последний момент трудность задания)
4. начинают действовать нормы нагрузки, нормы требований, нормы оценок
5. впервые учителю предложено обращаться к личности ученика с уважением, предоставляя ему право выбора «оценки». Именно отсюда, появляется желание «развивать себя»

III. Дозировании домашнего задания- внеаудиторная самостоятельная деятельность учащихся.
Цель практическая этого блока – гарантированно подготовить ученика к диагностике ( через самостоятельное выполнение объема системы упражнений).
Цель нравственная – ученику впервые предоставляется право выбора будущей оценки.
Важная цель - преодоление перегрузки ,т.е 3 уровень предполагает выполнение 1 и 2.
Цель технологии: получить ответ о разумной норме домашних заданий – по объему, по трудности, по сложности.

IV. Логическая структура учебного процесса – это стратегия развернутой через систему уроков панорамы учебного процесса. ЛС представляется цепочкой уроков, которые разбиваются на группы по числу микроцелей. Микроцели, т.е главные вопросы темы, определяют зоны ближайшего развития учащихся и временную продолжительность каждой зоны. Заканчивается каждый отрезок выполнением СР.
V. Коррекция рассчитана на учащихся ,которые не получили «зачет» на диагностике, т.е не достигли уровня стандарта, это программа вывода учащихся на уровень стандарта.
В этом блоке автор рекомендует выделить 3 рубрики :
1ая - возможные затруднения относящихся к данной микроцели (с точки зрения учителя)
2 ая - типичные ошибки
3 ая – система мер педагогического и методического характера, выводящего ученика на уровень образовательного стандарта.

ТК включает в себя основные узловые компоненты учебного процесса, но она не дает конкретной информации об уроке. Более детальное представление содержательного компонента раскрывается в ИКУ
( информационная карта урока).
ИКУ имеет следующую структуру:
1. задачи урока
2. содержание урока
3. методический инструментарий урока
4. результаты взаимодействия учитель – ученик
Основная задача ИКУ: управление вероятностью успешной диагностики и оперативное управление процессом успешного выполнение блока « Дозирование домашнего задания».
Задачи развития четко поурочно выстраиваются в информационной карте развития учащегося (ИКРУ). В ИКРУ указаны : задачи развития, содержание учебно – познавательного процесса, ориентиры развития, методический инструментарий учителя.

Категория: Начальная школа | Добавил: redkina71 (2010-02-07) | Автор: Редькина Елена Викторовна E
Просмотров: 3250 | Комментарии: 1 | Теги: города Актобе, сш № 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 1:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru