Урок литературы в 4 классе. Учитель: Чакмина Елена Викторовна Тема: Урок-портрет. Виктор Гюго «Козетта». Цель: Закончить работу над текстом: Развивать умения учащихся, составлять словесный портрет героев произведения, выражать свое отношение к поступкам героев, воспитывать такие качества, как доброта, милосердие. Ход урока : I. Организация учебного процесса: II. Разгадывание кроссворда. 1. Назовите столицу Франции 2. Главная героиня произведения В. Гюго, её именем назван рассказ? 3. Название деревни, в которой стоял трактир-гостиница? 4. Фамилия сударыни, у которой жила Козетта? 5. Имя куклы. 6. Человек, подаривший Козетте куклу? 7. Чувство, преследовавшее Козетту? -Что такое портрет? -Можем ли мы рассказать о человеке по портрету? Все ли? - А заглянуть «внутрь» человека? Сказать о его душе? - Какая часть лица помогает судить о человеке? ( На доске портреты известных художников.) - Что бы вы могли рассказать о людях на этих портретах? III. Сообщение темы и цели урока. Сегодня мы - художники. По произведению Виктора Гюго нарисуем словесные портреты. Попробуем рассказать о героях его рассказа: о внешнем облике и заглянуть в душу этих людей. Как вы думаете для чего это необходимо? Вывод: В жизни приходиться встречаться с разными людьми и важно научиться отличать доброе и злое, любовь и ненависть, хитрость и добродушие. IV. Составление словесных портретов героев произведении. Зачитать из учебника все, что поможет нам представить Козетту. 1. Описание ее внешнего вида. 2. Ее чувства в определенные моменты жизни. Почему это так важно? (Чтобы понять и внутренний мир девочки). - Было ли что-то светлое, красивое, желаемое в ее маленькой жизни? - Попробуйте увидеть ее своими глазами и описать ее нам. Какой она видится вам? - Почему так случилось в ее жизни? - Виновата она в том, что ей приходилось испытывать? - Что же творится в ее маленьком сердечке? - Что она постоянно чувствует? (страх) - Может ли она что-нибудь изменить в своей жизни? (почему) Дочки мадам Тенардье: - Зачитайте из учебника все, что поможет нам представить дочек мадам Тенардье. - Сравните их портрет с портретом Козетты. На доске запись: Козетта: Большие голубые глаз Одевали в старые платья. Худа, бледна.Ей было восемь лет, Но на вид можно было дать только шесть. Дочки Тенардье: Хорошенькие маленькие девочки. Веселые,чистенькие, толстенькие, здоровые Были одеты в нарядные платья. - А если заглянем во внутренний мир Эпонины и Азельмы. Каков он? - Какими вы увидели дочек мадам Тенардье? Опишите их. С кем бы вы подружились? Почему? Мадам Тенардье: - Какими предстают в рассказе супруги Тенардье? - Что это за люди? - С кем автор сравнивает мадам Тенардье? Почему? - Какое чувство вызывали у вас эти люди ? - Какой вы представили себе мадам Тенардье? (злобную, жадную, жестокую, лицемерную) Незнакомец: - Какое впечатление произвел на вас незнакомец? -Что можете рассказать о нем? -Что было странного в его внешнем виде? Поведении? -Каков его характер ? - Какую роль сыграл в судьбе Козетты? - Нарисуйте его словесный портрет. Вывод: "Красное и свирепое лицо трактирщицы", ее "горящие гневом" глаза, "холодный смех" господина Тенардье ,его "притворно-добродушное и простое выражение лица"- все это осуждается писателем. А в чем же заключается главная мысль рассказа. (Гюго призывает людей быть человечными, добрыми, благородными не проходить мимо чужого горя, помогать несчастным и обездоленным). V. Домашнее задание: а) Нарисовать красками любой портрет. б) Ответить на шестой вопрос задания в) Подумайте, чтобы вы хотели спросить у своих товарищей , какой бы вы задали вопрос по данному произведению. Оценивание ответов учащихся, выставление отметок.
|