Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Понятие о бумаге и картоне. Краткие сведения об истории бумаги. Изготовление бумаги в настоящее время. Правила и последовательность изготовл
Зорина Ирина Владимировна Урок «Трудовое обучение» 2 класс
Ссылка Календарно-тематический план. Типовая учебная программа «Трудовое обучение» 2 класс для общеобразовательной школы. ГОСО
Название занятия Понятие о бумаге и картоне. Краткие сведения об истории бумаги. Изготовление бумаги в настоящее время. Правила и последовательность изготовления изделий из бумаги
Общие цели формировать знания о составе и производстве бумаги, познакомить со свойствами используемых материалов, воспитывать бережное отношение к природным материалам
Результаты обучения Ученики научатся конструктивному и открытому диалогу, уверенно выполнять задания, самостоятельно работать с бумагой и картоном, природным материалом, проявлять фантазию
Ключевые идеи Развитие критического мышления учащихся через поисковую деятельность на основе взаимодействия «учитель – ученик», «ученик – ученик» с помощью использования работы в паре, применяя диалог для выработки умения работать самостоятельно, вовлекая учащихся в обсуждение, сотрудничество
Источник.
Последующее чтение Учебник «Трудовое обучение» 2 класс
Последующие задания Задание для одарённых учащихся – прочитать и прокомментировать задание
Источник, оснащение и оборудование Учебник, компьютер, цветная бумага, картон, ножницы, тряпочка, клеёнка, линейка, простой карандаш, ластик
Стратегии, использованные на уроке «Мозговой штурм», «Большой палец», «Толстые и тонкие вопросы», рефлексия
Этапы урока
1. Эмоциональный настрой
2. Сообщение темы и цели урока
3. Работа по учебнику «Трудовое обучение»
4. Физминутка
5. Самостоятельная деятельность учащихся
6. Выставка работ
7. Рефлексия урока учащимися
Действия учителя
Приветствует учеников.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда -
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в группе гений,
Но без труда талант не впрок.
Давайте сочиним урок!?
Чему научимся мы здесь -
Нам в жизни пригодится.
Значит, давайте трудиться.
И больше узнать сегодня стремиться.
Здравствуйте, уважаемые будущие мастера отделочных работ!
- Что вы сегодня принесли на урок?
- Над какой темой сегодня работать?
- Каких целей к концу урока мы должны достичь?

Какие материалы помогут? Какие инструменты
будут помогать?

Кроме материалов, мастеру при изготовлении изделий не обойтись без инструментов. Какие инструменты бу¬дут нам необходимы? Отгадайте загадки-подсказки.
Смотрите, мы раскрыли пасть —
В нее бумагу можно класть,
Бумага в нашей пасти -
Разделится на части. (Ножницы.)
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка.)
Умный Ивашка,
Деревянная рубашка,
По листу пройдет-коснется,
Там след остается. (Карандаш.)
Рассказ учителя. Любой, даже самый мастерски исполненный рисунок можно испортить неправильной композицией. Композиция - это не только умение грамотно расположить детали рисунка на плоском листе бумаги, объединить их в единое целое, но и умение заинтересовать зрителя, привлечь его взгляд к своей работе. Композиция (от лат.) означает «составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей». Конечно, есть некоторые правила, которые желательно соблюдать, выполняя ком¬позиционное построение картины. Но чаще всего художник на¬ходит правильную композицию интуитивно, это надо чувствовать, но это не значит, что этому нельзя научиться. Давайте познакомимся с некоторыми правилами составления композиции и для этого рассмотрим рисунки в учебнике или образцы.
 Чтение информации в учебнике
Вводная беседа - повторение:
Бумага занимает важное место в нашей жизни. Появление ее произвело в человеческом обществе глубокие перемены. Получив бумагу, люди стали активно приобщаться к письменности, знаниям, развивать книжное дело. Бумага прочно вошла в производство и быт. Газеты, журналы, книги, обои, мебель из древесно- стружечных плит с запрессованной на их поверхности бумагой, имитирующей древесину ценных пород, скатерти, полотенца, пеленки и другие предметы домашнего обихода в общем, список этот будет очень велик. Мы не всегда осмысливаем великое значение бумаги, не задумываясь над тем, где, как, из чего и чьим трудом она создается. Сейчас мы с вами совершим путешествие в глубь веков, чтобы узнать об этом много нового и интересного.
Что служило материалом для письма до изобретения бумаги? У бумаги было немало предшественников. Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент все они в разные исторические эпохи служили людям в качестве материалов для письма. Но каждый из них был не вполне пригоден для этого: одни тяжелыми, другие хрупкими, третьи дорогостоящими.
Где и когда впервые появилась бумага? В Китае более 2 тыс. лет назад.

Из чего была сделана первая бумага? Сырьем для нее служили шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. Их размачивали и вручную растирали между камнями. Полученную массу-кашицу наливали на гладкую поверхность, например на отшлифованную плиту, и прижимали другим отшлифованным камнем. Кашица сохла и превращалась в лепешку наподобие войлока.

Как китайцы со временем усовершенствовали этот процесс? С распространенного в Китае дерева шелковицы волокнистую часть луб размачивали в воде, толкли до превращения в кашицеобразную волокнистую массу. Затем ее собирали в деревянную бочку и добавляли воды. Ситом вычерпывали из бочки массу, осторожно встряхивая его. В сите оставался ровный и тонкий слой волокнистой массы. Ее опрокидывали на гладкую доску, доски укладывали в стопу и сверху клали груз. Окрепшие под прессом бумажные листы снимали с досок и сушили на солнце. Бумажный лист уже не походил на рыхлую лепешку, а стал материалом более легким, ровным, прочным и удобным для письма.
Основные инструменты, приспособления, которые использовали для производства бумаги. Камни, отшлифованные плиты, каменная ступа, деревянный пест, бочка, гладкие доски, груз. Кустарный способ изготовления бумаги все время совершенствовался, внедрялись новые орудия труда и технологические процессы. В бумажную массу стали вводить животный клей, который улучшал связь волокон в листе.
Когда и кому удалось узнать секрет производства бумаги? В течение многих веков китайцы единолично владели секретами изготовления бумаги, тщательно оберегали тайны ее производства. И лишь в VIII в. нашего столетия эти секреты попали к арабам.
Когда бумага попала в Европу? Бумага попала в Европу в XII в. Россия познакомилась с бумагой несколько позже. Более двух с половиной веков ее к нам завозили заморские купцы. Что означает слово «картон», «бумага»? Картон –(от итал. фр. karta – бумага) это толстая, тяжелая, рыхлая бумага. Он бывает однослойный, многослойный, гофрированный и т.д. Бумага –(от итал. bambgia –хлопок), состоит из растительных волокон. С 19 века изготавливают из древесины. Известно более 600 видов. Основные характеристики: масса (1кв.м – 4-250г), толщина (4-400мкл), цвет, белизна, гладкость, впитывающая способность.
При каком русском царе было начато собственное производство бумаги и книгопечатание? Во второй половине XVI в. при Иване Грозном. К этому времени относится и начало русского книгопечатания. Из чего делали первую бумагу на Руси? Сырьем для бумаги на Руси служили старые хлопчато-бумажные вещи (тряпье) и отходы хлопкового производства.
Какую роль в развитии производства бумаги сыграл Петр I и как называлось это производство? Мощный импульс развитию бумажного дела в России дал в XVIII в. Петр I. Побывав за границей, он задумал построить отечественные бумажные мануфактуры. Опытных мастеров он пригласил из-за границы, а рабочими становились крепостные.
Когда была создана первая бумажная фабрика в России? В 1872 г. был построен первый в Российской империи завод для выработки древесной массы, а в 1884 г. первый целлюлозный завод. Сырье для бумаги начали делать не из тряпья, а из древесины.. Но бумаги не хватало, государство было вынуждено постоянно закупать ее за рубежом. Учитель: Значительное развитие бумагоделательное производство в стране получило за годы Советской власти. Был построен ряд новых целлюлозно- бумажных комбинатов, а старые реконструированы.
Из какого сырья делают бумагу сегодня? Со времени изобретения бумаги технология ее производства претерпела значительные изменения, но в основе ее осталась химико-механическая переработка растительной ткани - древесины в бумажную массу.. Как получают бумагу? Бумагу получают из бумажной массы. Бумажную массу получают путем смешения в соответствующих пропорциях древесной массы и целлюлозы с красящими и проклеивающими веществами.
Как получают химическую древесную массу? Переработку осуществляют с помощью мощных машин. В них древесина обильно смачивается водой, истирается, превращаясь в жидкую кашицу, которая отводится по трубам. При производстве белых сортов бумаги, древесную массу отбеливают, обрабатывая ее перекисью водорода. Для получения древесной массы из лиственных пород древесину перед истиранием обрабатывают химикатами и пропаривают. Полученный таким способом продукт называют химической древесной массой. При производстве древесной массы расходуется много воды.
Как получают целлюлозу? Вторым основным компонентом для получения бумаги является целлюлоза-(фр. клетка) стенки клетки растения. На целлюлозно-бумажных комбинатах ее получают из древесины путем механической и химической переработки. Щепа по конвейеру поступает в специальную емкость, из которой попадает в котел, где подвергается варке, которая длится до 10 ч. В результате получается продукт, содержащий до 95 % чистой клетчатки, который и называют целлюлозой. Сваренную целлюлозу промывают, очищают от мелких сучков и непроварившихся кусочков щепы, сгущают.
Как работает бумагоделательная машина? Машина состоит из сетчатой части, прессовой, сушильной и отделочной. В машинный бассейн поступают древесная масса и целлюлоза. Их постоянно перемешивают. Готовая смесь поступает в бак. Из бака раствор под сильным давлением через узкую щель непрерывно выливается на всю ширину быстро движущейся сетки. В сеточной части происходит формирование полотна бумаги. Избыточная влага отсасывается через тончайшие отверстия в каждом вале. Бумажное полотно обезвоживается, разглаживается, прессуется, сушится, полируется, проходя через множество горячих полированных валиков, и сматывается в рулон, ширина которого 9м.
Какие способы получения бумаги вы знаете? Традиционный способ изготовления бумаги называют мокрым. На производство 1т бумаги расходуется 500 куб.м воды.. А можно ли обходиться без воды, делать бумагу сухим способом? Оказывается можно. Этот метод позволяет получать бумагу с особыми свойствами, и в первую очередь технические ее виды: фильтровальная, санитарно-гигиеническая и др. Для изготовления бумаги сухим методом пригодны любые волокнистые материалы. Мельчайшие волокна кружатся внутри специальной формующей камеры, подобно снежинкам, оседают на сетке ровным тонким пушистым ковриком. Специальное устройство наносит связующее вещества. Операция заканчивается прессованием и сушкой.
Какие виды бумаги вы знаете? Писчая, печатная, чертежная, рисовальная, мелованная, папиросная, калька, копировальная, гофрированная, фотографическая, бытовая, оберточная, и др. Чтобы получить бумагу с ровной и гладкой поверхностью, бумажную массу наполняют, т. е. добавляют к ней каолин (белую глину), который заполняет промежутки между мельчайшими волокнами древесины и все неровности бумажного слоя. Писчая и печатная бумаги должны обладать минимальной впитывающей способностью, иначе чернила и типографская краска будут расплываться. Для этого бумажную массу проклеивают, вводя в нее канифоль. Для придания бумаге обычного белого цвета массу подсинивают, добавляя в нее соответствующее количество синей краски.
Какие виды картона вы знаете? Переплетный, коробочный, калибровочный, гофрированный, электротехнический и др. Как вы понимаете выражение «утилизация бумаги и картона»? Это значит – сбор, отправка на бумажные предприятие и переработка старой бумаги и картона.
Как называется старая бумага и картон? Макулатура. Как вы можете помочь сохранить живую природу? Необходимо экономно расходовать бумагу и картон, собирать и сдавать макулатуру, а не выбрасывать и не сжигать ее. Из1т макулатуры получают около 750кг новой бумаги. Беречь зеленые насаждения.
Что ожидает нас в будущем? Какая проблема наиболее важная из них? В прогнозах развития целлюлозно-бумажной промышленности называется ряд проблем. Наиболее важная из них проблема сырья. Недостаточно используются низкокачественные виды древесины и древесные отходы. Для воспроизводства древесного сырья необходимо выращивать быстрорастущие породы деревьев, расширять выпуск комбинированных видов картона и бумаги с использованием полимерных продуктов, стекловолокна, металлов.
Какая другая не менее важная задача существует? Другая не менее важная задача сократить использование воды и полностью устранить загрязнение водоемов и воздушной среды производственными отходами. Все это означает разработку и внедрение новейших технологических процессов, создание новых типов оборудования. Осваивать новые технические виды бумаги и картона с различными покрытиями и пропитками, наделенные заданными свойствами, в частности устойчивостью к действию химикатов, жиров, паров, масел, газов, воды. Современному и будущим поколениям не грозит исчезновение бумаги. Вечный спутник прогресса, она, раскрывая все новые и новые свои качества, будет всегда служить людям.
Предлагает выполнить разминку

Показывает способ выполнения работы, образец.
Объясняет – как работать по схеме.
Предлагает выполнить работу самостоятельно.
Помогает ученикам, которые не справляются с заданием.
Показывает работы учащихся.
- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
- Какие новые слова узнали?
- Как вы сегодня поработали?
- Кто был самым внимательным на уроке?
Учащимся предлагается выразить собственные мысли по теме урока, выбирая начало фраз:

На уроке я смог…
Мне было трудно…
У меня получилось…

Источник: http://интернет, учебник
Категория: Начальная школа | Добавил: Зорина (2014-11-06) | Автор: Зорина Ирина Владимировна E
Просмотров: 4558 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru