Внеклассное занятие в 1 «В» классе по теме: "Урок доброты" Учитель Горбатенко Любовь Александровна Цель: развивать представлений учащихся о добре и зле; воспитывать стремления совер-шать добрые дела; способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоот-ношений, отзывчивости, милосердия к окружающим; развивать самооценку учащихся; учить высказывать свои мысли. Оборудование: плакаты с пословицами: “Доброе слово , что ясный день”, “Не одежда красит человека, а его добрые дела”, “Спешите делать добро”;, рисунки сказочных героев (добрых и злых); фотоальбомы; рисунки учащихся; рисунки кота Леопольда и запись его слов, компьютер для показа приложений, запись песни “Если добрый ты”, звук летящей ракеты, сказочные герои: Баба Яга и Фея. Ход урока. 1. Организационный момент. Уч-ль: Итак, друзья, внимание - Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее - Начнём скорей урок. 2. Вступительная беседа. - В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно – в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: |На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой, обожженною солнце достать И подарить его людям. Уч-ль: сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, ба-бушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки. Счастье достигает тот, кто стремится сделать счастливым других 3. Ознакомление с темой. Уч-ль: Итак, что такое добро? Где вы его встречали? (Дети отвечают) Уч-ль: Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,…. Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу. - Добрый человек – это тот, кто • любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. • вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим • любит природу и бережет ее. - Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное. Если хочешь протянуть руку помощи, Но не можешь Пожелай человеку добра в пути, Добрым словом ты также поможешь. Уч-ль: Что такое зло? Где встречались со злом? (Дети отвечают) Уч-ль: Это нечто, противоположное добру. Например, несчастье, беда, война, плохое, дурное. Уч-ль: Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправляемся с вами на ракете в космическое пространство. Уч-ль: Сесть поудобнее. Пристегнуть ремни. Ключ на старт. Контакт. Включить мотор. Пуск. Дети: Есть сесть поудобнее. Есть пристегнуть ремни. Есть ключ на старт. Есть контакт. Есть включить мотор. 1,2,3,4,5- ВЖИК. Звук ракеты. Уч-ль: Итак. Мы приземлились с вами на планету Добра. Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Дети отвечают) Уч-ль: А знаете, кто самый главный на этой планете? Кот Леопольд. Помните, какие сло-ва он всё время говорил, обращаясь к мышатам? (Дети отвечают: “Ребята, давайте жить дружно”) Уч-ль: Жить дружно - это хорошо или плохо? Дружба- это доброе дело? Я предлагаю по-селить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела. Уч-ль: А сейчас кот Леопольд приглашает вас послушать одну историю, которая про-изошла на планете Добра. Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой “Просто старушка”: По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала. -Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: - Это твоя бабушка? - Нет,- ответил мальчик. - Мама?- удивилась подружка. - Нет! - Ну, тётя? Или знакомая? - Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка! 4. Беседа по содержанию рассказа. Уч-ль: Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот слу-чай? ( Быть добрым, помогать тем, кто в этом нуждается). А теперь вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела. Уч-ль: Сесть поудобнее. Дети: Есть сесть поудобнее. Пристегнуть ремни. Ключ на старт. Контакт. Включить мотор. Пуск. Есть пристегнуть ремни. Есть ключ на старт. Есть контакт. Есть включить мотор. 1,2,3,4,5- ВЖИК. Звук ракеты. 5. Продолжение темы. Уч-ль: А теперь прочитайте пословицу на доске. “Доброе слово , что ясный день”. Как вы понимаете её смысл? ( Доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день). Какие добрые слова знаете? (Дети отвечают) 1.Слова коротенькие эти Повсюду слышатся с утра. Они живут на белом свете, Запомнить их давно пора. 2. Зазеленеет старый пень, Когда услышит …(добрый день). 3. Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь…(здравствуйте) 4.И во Франции и в Дании На прощанье говорят…(до свидания). 5. Растает даже ледяная глыба От слова тёплого…(спасибо). 6. Когда нас бранят за шалости, Говорим:…(простите, пожалуйста) 7. Нужно знать как дважды два Все волшебные слова. В день, пожалуй, раз до ста Говорю…(пожалуйста). 8. Девочки и мальчики С утра, с самой зари Спасибо, извините, Позвольте, разрешите Всегда и всем говорите. 9. Что такое «здравствуй»? Лучшее из слов, Потому что «здравствуй» Значит «будь здоров». Правило запомни. Знаешь, повтори. Старшим это слово первым говори. Вечером расстались, Встретились с утра, Значит , слово «здравствуй» Говорить пора. Уч.-ль: Давайте вспомним сказку (иллюстрация к сказке «Морозко)….. Дети: «Морозко» Уч.-ль: Помните, как добрые слова падчерицы заставили Морозко сжалиться над ней? (зачитывается отрывок) Уч-ль: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица “Не одежда красит человека, а его добрые дела”. (Пословица на доске) Уч-ль: Трудно ли быть добрым? (Ответы детей) 10.Стать добрым волшебником ну-ка попробуй! Тут хитрости вовсе не нужно особой ! Понять и исполнить желанье другого Одно удовольствие, честное слово! 11.На клумбе цветок- его листья повисли. Грустит он, о чём? Угадал его мысли? Он хочет напиться. Эй, дождик, полей! И дождик струится из лейки твоей. 12.А что же сестрёнка скучает в сторонке? Волшебное что- нибудь сделай сестрёнке! И ты обернулся ретивым конём- Галопом сестрёнка помчалась на нём! 13.Хоть мама ещё не вернулась с работы, Нетрудно узнать её думы - заботы: « Вернусь- хорошо бы пошить, почитать, Да надо с уборкой возиться опять». И ты совершаешь великое чудо: Ковёр засверкал, засияла посуда! И ахнула мама, вернувшись домой: « Да это как в сказке! Волшебник ты мой!» Уч.- ль. Ребята, а вы догадались, как мальчику удалось стать волшебником? Уч-ль: Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто “Вовка - добрая душа” Ученик читает отрывок из стихотворения: 14.Добрым быть совсем-совсем непросто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета. Доброта - не пряник, не конфета. 15.Ежели вы вежливые, Добренькие детки, Вы всегда поможете И бабушке, соседке. 16.Ежели вы добрые В душе, а не для виду, В автобус вы поможете Взобраться инвалиду. 17.И ежели вы добрые, Поможете вы маме, И помощь ей предложите Без просьбы, то есть сами. 18. И ежели вы добрые, Тому, кто послабее, Вы будете защитником, Пред сильным не робея. Появляются сказочные герои Баба Яга и Фея. Б-Я: В тёмном лесу есть избушка, Стоит задом наперёд, В той избушке есть старушка, Бабушка Яга живёт. Нос крючком, Глаза большие, Словно угольки горят. Ух, сердитая какая! Дыбом волосы стоят Что я вижу? Все собрались, разговаривают, а почему меня никто не пригласил? Ну что ж, я вам устрою! Вы у меня попляшете! Сейчас я буду колдовать, и все хорошие дела испа-рятся. Ха- ха- ха! Я начинаю. Фея: Бабуся Ягуся, не надо колдовать! Мы приглашаем тебя к нам. Б-Я: Ну, ладно, уговорили. Но тогда помогите мне. У нас с Феей есть фотоальбомы. Но вот по дороге фотографии все выпали и перепутались. Фея: Мы вам будем показывать фотографии. Если на ней добрый герой, вы радостно хло-паете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками. Дети играют. Б-Я: Ну, спасибо! А теперь прощайте, спешу в лес, там у меня дел не впроворот. Баба Яга уходит. Фея: Ну, а я желаю вам быть добрыми, вежливыми и на память о нашей встрече хочу вам подарить ларец добродетелей . Учитель: Спасибо тебе, добрая фея. Дети: Спасибо. Учитель. Побудь ещё с нами. Уч-ль: Чего на земле больше: добра или зла? .Что же нужно делать, чтобы зло не победи-ло? Давайте заглянем в ларец добродетелей. А чтобы он открылся, произнесём заветные слова : « Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться…(достаёт записку) • помогать там, где нужна моя помощь; • понимать другого; • заботиться о близких • выручать друзей в беде; • не ссориться; • улыбаться тем, с кем общаешься; • сочувствовать. 6. Коллективное составление аппликации. Уч-ль: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сли-ваясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цвет-ной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фи-гурки птиц и зверей. Уч-ль: Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Дети отвеча-ют). Уч-ль: А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Выступление детей: 19.Если с другом разделил Ты свои конфеты - Хорошо ты поступил, Каждый скажет это. 20.Ты узнал чужой секрет И разнёс сейчас же, Это плохо, хуже нет, Это подло даже! 21. Если подал ты при всех Девочке пальтишко, Ты - культурный человек, Мировой мальчишка! 22. Если ты, как дикий зверь, Сразу лезешь драться, Не достоин ты, поверь, Человеком зваться! 23.Если ты пригрел кота, Кормишь птичек в стужу, Это - просто красота, Только так и нужно! 24Ты подбил собаке глаз, Бросил кошку в лужу. Будь уверен, в сорок раз Ты собаки хуже. 25. Уважай людей вокруг, Старших, младших тоже. И тогда тебя, мой друг, Назовут хорошим. Учитель: Но как бы нас жизнь ни ломала, В ней некое есть волшебство… Хороших людей слишком мало. И все – таки их большинство. 10. Стань добрым волшебником Ну-ка попробуй Тут хитрости вовсе не нужно особой Понять и исполнить желание другого Одно удовольствие, честное слово. Фея. Не стой в стороне равнодушным, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку можно В любую минуту всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта и дружба твоя Ты счастлив, что день не напрасно был прожит На свете живешь ты не зря. 7. Итог урока. Уч-ль: Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! (Учитель обращается к плакату на доске). Ведь делать добро- это здорово! К сегодняшнему уроку вы приготовили рисунки, на которых вы нарисовали ваши добрые дела. Уч-ль: Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей) Ну, а теперь я предлагаю вам спеть песню кота Леопольда “Если добрый ты”. (Исполнение песни детьми) Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Доброта с года не стареет Доброта от холода согреет, Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети. Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды.
|