Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

"Общие представления о группах животных" интегрированный урок по познанию мира
Яковенко Наталья Викторовна,
учитель начальных классов ГУ "СОШ № 10" г. Семей

Цель: ознакомление с многообразием животного мира.

Задачи:
1. познакомить с группами животных, формировать умение определять специфические особенности каждой группы;
2. развивать внимание, творческое мышление, память, расширять кругозор, обогащать словарный запас;
3. воспитывать бережное отношение к животным, познавательный интерес.

I. Организационный момент.
II. Повторение. Актуализация знаний.
- Что такое природа?
(Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека)
- Какая бывает природа?
(живая и неживая)
- Какие признаки живого и неживого вам известны?
(Живое рождается, питается, имеет потомство и умирает)
Д/и «Кто внимательный»
Я буду называть слова, а вы хлопайте в ладоши, если это элемент живой природы.
Камень, солнце, трава, птицы гора, дерево, рыбы, дождь, гром, человек.
- Итак, живая природа включает в себя мир растений и животных. Появляется схема.

III. Постановка цели и задач урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о том, на какие группы делятся животные. В этом нам поможет устный журнал «Хочу все знать о братьях наших меньших», любознательный Муравьишка-Вопросик и Мудрая Черепаха.
- Кого мы называем братьями меньшими?
- Как вы думаете, почему?
Нас ждут интересные игры и задания, встречи с представителями животного мира.
IV. Работа по теме урока. Основная часть.
1. Ознакомление с группой насекомых.
- Чтобы узнать, о ком пойдет речь на первой странице нашего журнала, отгадайте загадки.
Осенью в щель заберется,
А весною проснется.
(Муха)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)

Сок из цветов она берет
И в сотах копит сладкий мед
(Пчела)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза
Кто же это…(стрекоза)

Учитель показывает рисунки насекомых.
- Как одним словом мы можем назвать эту группу животных?
(Насекомые)
Мудрая черепаха приготовила памятку о том, как надо наблюдать за насекомыми.
• Подходить к насекомому так, чтобы на него не падала тень;
• Не делайте резких движений, чтобы не спугнуть насекомое;
• Не трогайте насекомое руками.
Давайте понаблюдаем за бабочкой.
У нее, как и у всех насекомых есть брюшко, грудь, голова. У насекомых шесть ног. Это главное отличительное свойство.
Крыльев у бабочки 4.
У паука 8 ног. Он не относится к группе насекомых.

А теперь, корреспондент нашего журнала побеседует с божьей коровкой.
К.- Почему у Вас такая яркая окраска? Для красоты?
Б. – Нет, своей яркой окраской я предупреждаю о том, чтобы ко мне не приближались. Не троньте меня, будет плохо, я невкусная еда.
К. – Чем вы питаетесь?
Б. – Я хищница. Моя еда – тли, крошечные, но очень вредные насекомые, сосущие сок из растений. Аппетит у меня хороший. За день я могу съесть до двухсот тлей.
К. Спасибо, Божья коровка.

2. Вторая страница устного журнала «Рыбы»
- О ком пойдет речь?
Мудрая черепаха предлагает ответить на этот вопрос, отгадав загадку.
По земле не ходят
На небо не смотрят
Звезд не считают,
Людей не знают.

В воде она живет
Нет клюва, а клюет.
(Рыбы)

Наш специальный корреспондент встретился с рыбой.
К. Уважаемая щука, где вы живете?
Р. Я обитаю в реке.
Есть рыбы, которые живут в море. Это ёрш.
Акула живет в океане.
К. – Чем покрыто тело рыб?
Р. Большинство рыб покрыто чешуёй. Но, например тело сома покрыто толстой кожей, на которой нет чешуи.
К. –Как вы плаваете?
Р. – Мы плаваем благодаря движениям хвоста. Направление движения изменяется плавниками, которые также помогают затормозить.
- Как вы дышите в воде?
Р. – Как и всем животным, нам рыбам нужен кислород. Кислород есть в воде. Мы захватываем воду ртом и пропускаем через жабры, которые впитывают кислород. Вода выходит в жаберные щели, расположенные по бокам головы.
К. Спасибо, щука за интересный рассказ.

Муравьишка Вопросик предлагает рассмотреть рисунок и показать части рыбы.

3. Ознакомление с группой «Птицы»
- Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица)
- Кто такие птицы?
(Животные, которые умеют летать)
Бабочка умеет летать, значит это птица?
- Каких птиц нашего края вы знаете?
Мудрая сова сама пожелала рассказать о своих родственницах.
Учитель читает из конверта.
Умение летать – это не главный признак птиц. Потому что, к примеру, страус и пингвин – птицы, но они не летают. Всех птиц объединяет одно – наличие перьев. Поэтому птиц еще называют пернатые.
Знаете ли вы, что…
Колибри – самая маленькая птица, она единственная может лететь задом наперед.
Аисты безголосы, но клювом своим щелкают очень громко.
Страусы - это наиболее крупные птицы. Летать не умеют, но бегают очень быстро. Они откладывают самые крупные яйца, длиной около 15 см.
Физминутка Игра «Бал птиц» (Звучит музыка).
Называю различных животных. Если птица, дети машут крыльями и кружатся, в других случаях – стоят на месте.
Жираф, синица, муравей, воробей, бабочка, стрекоза, пингвин, волк, страус, голубь.
- Каких птиц я называла?

4. Ознакомление с группой «Земноводные»
Не зверь, не птица
Всего боится.
Половит мух –
И в воду плюх.
(Лягушка)
Лягушки, жабы, тритоны, саламандры относятся к группе земноводных.
- Как вы понимаете название этой группы животных?
Земноводным нужна и земля, и вода.
Кожа у земноводных мягкая, влажная, без чешуи – голая. Зимой они прячутся и впадают в спячку.

Наш корреспондент беседовал с жабой.
К. – Многие люди не любят жаб, она вредная. Говорят, что от них на руках бородавки.
Ж. – Ква-Ква. Я совсем невредная. У меня действительно выделяется через кожу беловатая, сильно пахучая жидкость, но никаких бородавок от этой жидкости не бывает. Просто я так спасаюсь от врагов. Это моя единственная защита, ведь у меня нет ни острых зубов, ни быстрых ног. Зато от меня какая польза! Недаром опытные огородники приносят жаб на огород. Мы целый день сидим в укромном уголке, а когда стемнеет, выползаем на охоту. Ловить насекомых нам помогает клейкий язык, и охота длится всю ночь.

5. Ознакомление с группой «Пресмыкающиеся».
Название эта группа получила от слова пресмыкаться – значит ползать. Эти животные ползают.
Отгадайте загадки Муравиьишки Вопросика и узнаете, какие животные относятся к этой группе.
Маленькая легонькая
А за хвост не поймаешь.
(Ящерица)
Чтобы спастись от хищника, ящерица отбрасывает хвост. Через некоторое время он отрастает.

Длинная, а не нитка.
Злая, а не ведьма
Черная, да не ворон.
(Змея)
Кроме ящериц и змей к пресмыкающимся относятся крокодилы, черепахи.
У пресмыкающихся кожа покрыта сухими чешуйками, часто имеющая красивую окраску.

6. Ознакомление с группой «Млекопитающие»
У него на спинке шерстка
Может быть и волк, и кошка.
Кормит деток молоком –
Отгадайте поскорей,
Чья особенность?
Зверей
Иначе эта группа называется млекопитающие. Детеныши всех млекопитающих сосут молоко своих матерей.
У большинства млекопитающих тело покрыто шерстью. Почти все млекопитающие передвигаются на четырех лапах. Единственные летающие млекопитающие – это летучие мыши.
Загадки
Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…( жираф)
Самое высокое животное. Рост до 6 метров.

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается.
(Кошка)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)

Самое большое млекопитающее, живущее в океане – голубой кит. Голубой кит по длине соответствует шести слонам.

V. Закрепление.
1. Прослушивание грамзаписи.
По звуку узнать животное и определить группу, к которой оно относится.
2. Индивидуальная работа. «Кто в группе лишний»
Учитель готовит карточки для каждого ученика. Читает название животных, одно из которых лишнее.
• Жук, корова, жираф.
• Кузнечик, бабочка, синица.
• Окунь, пингвин, щука.
• Летучая мышь, ласточка, сова.
• Утка, пингвин, кит.
3. Самостоятельная работа по карточкам.
• Жаба, лягушка – это…
• Пчела, стрекоза – это…
• Змея, ящерица, черепаха – это…
• Стриж, снегирь, пингвин – это…
• Зебра, кролик, лось – это…

VI. Итог урока. Рефлексия.
- О ком говорили на уроке?
- На какие группы делятся животные?
Маленькое напутствие.
Мир животных очень увлекателен. Возможно многие из вас, познакомившись с миром животных, захотят больше узнать о них. В этом вам верными помощниками станут книги В. Бианки, М. Пришвина, детские энциклопедии, где вы сможете найти ответ на многие вопросы о жизни братьев наших меньших. Удачи!

Категория: Начальная школа | Добавил: Иринка (2010-02-13) | Автор: Яковенко Наталья Викторовна E
Просмотров: 3259 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:44 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru