Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Народные песенки, потешки, небылицы.
Семенюта Марина Сергеевна,
учитель начальных классов ГУ "СОШ № 10" г. Семей

Цели: Ввести детей в мир народного искусства как источника обогащения их ума и чувств и как средство развития у них интереса к чтению и потребности в нём;
Познакомить с устным народным творчеством.
Дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках;
Показать изумительный по меткости и красоте язык народного произведения, его простоту и лаконичность, звучность и плавность, когда образы и картины рисуются зримо, точно живые.
Оборудование: книги.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Беседа.
- В раздел «Разноцветная ярмарка» включены произведения устного народного творчества русского, казахского и других народов мира. Представленные фольклорные произведения многонациональны и богаты разнообразием жанров.
Раздел включает:
- Народные песенки (хороводно-плясовая и колыбельная);
- Заклички и приговорки;
- Пестушки, потешки, прибаутки, небылицы и перевёртыши;
- Скороговорки и чистоговорки;
- Считалки;
- Пословицы на разные темы;
- Сказки (о животных, волшебные и бытовые).
4. Информация для учителя.
Фольклор любого народа содержит в себе огромные воспитательные силы, которые присутствуют в каждом его произведении. Былина учит любить Родину и защищать её, в ней мы узнаём, что такое храбрость и трусость, верность и предательство, что такое героизм. Песня учит сопереживать и радоваться, она расскажет о большом горе и настоящей любви, успокоит, когда тяжело, развеселит, когда грустно. Легенды и предания развивают любознательность, цель которых сообщить какие-то сведения о родном крае, рассказать о его героях. Трудится наше воображение, когда мы отгадываем загадки.
5. Работа по теме урока.
А) - Вспомните и назовите произведения устного народного творчества, знакомые вам с детства. От кого вы их услышали?
- Что вам особенно понравилось и запомнилось в них?
- Как вы понимаете выражение «Устное народное творчество»?
Устный – уста, губы, рот. Сказитель, рассказчик, певец, акын.
Народный – народ – не один человек, а коллектив, поэтому автор безымянен.
Творчество – творить, творение, создавать, рождать, придумывать, сочинять.
Произведения, созданные устами народа – это фольклор, устное народное творчество.
Б) Знакомство с народными песенками, потешками, небылицами.
Чтение русской хороводно-плясовой песни «Как на тоненький ледок» и казахской колыбельной песенки.
В)Выразительное повторное чтение.
Г) Анализ.
- Чем отличается колыбельная песенка от хороводно-плясовой? Чем они похожи?
- Какие слова в песне повторяются несколько раз?
- Прочитайте первую песенку и найдите в ней повторы. Какими движениями можно сопровождать эту песню?
- Какая разница между словами: белый – беленький, колыбель – колыбелька, дитя – деточка.
- Почему в колыбельных песнях используются уменьшительно-ласкательные слова?
- Найдите слова, которые делают колыбельную песню более нежной, певучей, ласковой.
Д) Самостоятельное чтение Украинской песенки.
6. Знакомство с пестушками, потешками, прибаутками.
А) Пестушки получили своё название от слова «пестовать», что значит нянчить, оберегать, успокаивать. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождаются движения младенца.
- Найдите среди стихотворений пестушки, которые помогают успокоить плачущего малыша:
Ай, не плачь, не плачь.
Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать-
Куплю худой лапоть!

Не плачь, детка,
Прискачет белка,
Тебе для потешки!
- Вспомните, какими словами вас успокаивали, когда вы плачете?
- Какими словами успокаивают малыша в прочитанных пестушках?
- Как вы думаете, для чего были созданы пестушки?
- Кто в них особенно нуждался?
Б) Потешки – песенки, сопровождающие игры, забавы с малышами, которых учат ходить или выполнять разные действия с пальцами, ручками, ножками.
Чтение потешки из казахского фольклора «На жару, жару зерно».
При чтении учитель вместе с детьми, приговаривая текст, загибают пальцы.
В) Прибаутки – это маленькие песенки, напоминающие сказочки, но не связанные с игрой.
Прибаутки созданы для того, чтобы развеселить ребёнка, пошутить вместе с ним. В них даются красочные яркие картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка. Прибаутка лишена нравоучений, она предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове, при этом прибаутка всегда сохраняет серьёзную интонацию, представляя возможность слушателю самому разобраться смешно или нет.
Различие между потешкой и прибауткой.
Игра.
Чтобы развеселить ребёнка С выполнением различных движений
Прибаутка Потешка
Г) Чтение прибауток сопровождается словесным описанием картин.
Д) Закрепление понятия потешки.
- Выберите потешки, которые сопровождаются притоптыванием, прихлопыванием, потягиванием, подскоками.
1. Тяни холсты, тяни холсты
На рубашку, на столешничек.
2. – Ладушки, ладушки!
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Брашку.
3. – Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
- В лесок, по мошок,
Избушку мшить,
Чтоб не холодно жить.
4. Скок – поскок!
Молодой дроздок.
По водичку пошёл,
Молодичку и нашёл.

- Какое действие нужно выполнять в этой потешке?

Ехала барыня
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам-
Да бух!
7. Знакомство с небылицами и перевёртыши.
Небылицы и перевёртыши – это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение; это заведомая чепуха, прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости.
Перевёртыши распространены не только в русском фольклоре, они являются одним из древних жанров английской, немецкой и французской культур.
Перевёртыш начинается с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных вещей, неразберих и путаниц.
Курочка бычка родила,
Поросёночек яичко снёс…
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась…
- Знаете ли вы, что с помощью слов можно творить чудеса?
- Слово может огорчить, обидеть человека, успокоить, дать совет и рассмешить. Проверим, так ли это.
- Когда вам захочется посмеяться, о ком вы сразу вспомните? Клоуны, скоморохи – это самые весёлые люди на земле. В старину их называли скоморохами, шутами, лицедеями. На ярмарках или базарах они устраивали представления, в которых рассказывали такие нелепые представления, в которых рассказывали такие разные нелепые, смешные истории:
Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух,
Раздавила сорок мух.
-Как вы думаете, с какой целью рассказывались эти истории?
- Ведь в жизни так не бывает?
- Прочитайте перевёртыши и небылицы по учебнику страница 42-43.
«Ехала деревня мимо мужика…»
«Выдала лягушка дочь за мотылька…»
«Старый заяц сено косит…»
8. Домашнее задание.
Выучить песню на выбор, потешку, прибаутку, выучить перевёртыш и нарисовать к нему рисунок.
Уметь объяснить, что такое потешка и прибаутка.
9. Итог урока.

Категория: Начальная школа | Добавил: Иринка (2010-02-13) | Автор: Семенюта Марина Сергеевна E
Просмотров: 15007 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:34 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru