Семенюта Марина Сергеевна, учитель начальных классов ГУ "СОШ № 10" г. Семей Цели: Ввести детей в мир народного искусства как источника обогащения их ума и чувств и как средство развития у них интереса к чтению и потребности в нём; Познакомить с устным народным творчеством. Дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках; Показать изумительный по меткости и красоте язык народного произведения, его простоту и лаконичность, звучность и плавность, когда образы и картины рисуются зримо, точно живые. Оборудование: книги. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Беседа. - В раздел «Разноцветная ярмарка» включены произведения устного народного творчества русского, казахского и других народов мира. Представленные фольклорные произведения многонациональны и богаты разнообразием жанров. Раздел включает: - Народные песенки (хороводно-плясовая и колыбельная); - Заклички и приговорки; - Пестушки, потешки, прибаутки, небылицы и перевёртыши; - Скороговорки и чистоговорки; - Считалки; - Пословицы на разные темы; - Сказки (о животных, волшебные и бытовые). 4. Информация для учителя. Фольклор любого народа содержит в себе огромные воспитательные силы, которые присутствуют в каждом его произведении. Былина учит любить Родину и защищать её, в ней мы узнаём, что такое храбрость и трусость, верность и предательство, что такое героизм. Песня учит сопереживать и радоваться, она расскажет о большом горе и настоящей любви, успокоит, когда тяжело, развеселит, когда грустно. Легенды и предания развивают любознательность, цель которых сообщить какие-то сведения о родном крае, рассказать о его героях. Трудится наше воображение, когда мы отгадываем загадки. 5. Работа по теме урока. А) - Вспомните и назовите произведения устного народного творчества, знакомые вам с детства. От кого вы их услышали? - Что вам особенно понравилось и запомнилось в них? - Как вы понимаете выражение «Устное народное творчество»? Устный – уста, губы, рот. Сказитель, рассказчик, певец, акын. Народный – народ – не один человек, а коллектив, поэтому автор безымянен. Творчество – творить, творение, создавать, рождать, придумывать, сочинять. Произведения, созданные устами народа – это фольклор, устное народное творчество. Б) Знакомство с народными песенками, потешками, небылицами. Чтение русской хороводно-плясовой песни «Как на тоненький ледок» и казахской колыбельной песенки. В)Выразительное повторное чтение. Г) Анализ. - Чем отличается колыбельная песенка от хороводно-плясовой? Чем они похожи? - Какие слова в песне повторяются несколько раз? - Прочитайте первую песенку и найдите в ней повторы. Какими движениями можно сопровождать эту песню? - Какая разница между словами: белый – беленький, колыбель – колыбелька, дитя – деточка. - Почему в колыбельных песнях используются уменьшительно-ласкательные слова? - Найдите слова, которые делают колыбельную песню более нежной, певучей, ласковой. Д) Самостоятельное чтение Украинской песенки. 6. Знакомство с пестушками, потешками, прибаутками. А) Пестушки получили своё название от слова «пестовать», что значит нянчить, оберегать, успокаивать. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождаются движения младенца. - Найдите среди стихотворений пестушки, которые помогают успокоить плачущего малыша: Ай, не плачь, не плачь. Я куплю тебе калач! Если будешь плакать- Куплю худой лапоть! Не плачь, детка, Прискачет белка, Тебе для потешки! - Вспомните, какими словами вас успокаивали, когда вы плачете? - Какими словами успокаивают малыша в прочитанных пестушках? - Как вы думаете, для чего были созданы пестушки? - Кто в них особенно нуждался? Б) Потешки – песенки, сопровождающие игры, забавы с малышами, которых учат ходить или выполнять разные действия с пальцами, ручками, ножками. Чтение потешки из казахского фольклора «На жару, жару зерно». При чтении учитель вместе с детьми, приговаривая текст, загибают пальцы. В) Прибаутки – это маленькие песенки, напоминающие сказочки, но не связанные с игрой. Прибаутки созданы для того, чтобы развеселить ребёнка, пошутить вместе с ним. В них даются красочные яркие картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка. Прибаутка лишена нравоучений, она предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове, при этом прибаутка всегда сохраняет серьёзную интонацию, представляя возможность слушателю самому разобраться смешно или нет. Различие между потешкой и прибауткой. Игра. Чтобы развеселить ребёнка С выполнением различных движений Прибаутка Потешка Г) Чтение прибауток сопровождается словесным описанием картин. Д) Закрепление понятия потешки. - Выберите потешки, которые сопровождаются притоптыванием, прихлопыванием, потягиванием, подскоками. 1. Тяни холсты, тяни холсты На рубашку, на столешничек. 2. – Ладушки, ладушки! Где были? – У бабушки. Что ели? – Кашку. Что пили? – Брашку. 3. – Ножки, ножки, Куда вы бежите? - В лесок, по мошок, Избушку мшить, Чтоб не холодно жить. 4. Скок – поскок! Молодой дроздок. По водичку пошёл, Молодичку и нашёл. - Какое действие нужно выполнять в этой потешке? Ехала барыня По ровненькой дорожке, По кочкам, по кочкам- Да бух! 7. Знакомство с небылицами и перевёртыши. Небылицы и перевёртыши – это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение; это заведомая чепуха, прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости. Перевёртыши распространены не только в русском фольклоре, они являются одним из древних жанров английской, немецкой и французской культур. Перевёртыш начинается с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных вещей, неразберих и путаниц. Курочка бычка родила, Поросёночек яичко снёс… Овечка расквохталась, Кобылка раскудахталась… - Знаете ли вы, что с помощью слов можно творить чудеса? - Слово может огорчить, обидеть человека, успокоить, дать совет и рассмешить. Проверим, так ли это. - Когда вам захочется посмеяться, о ком вы сразу вспомните? Клоуны, скоморохи – это самые весёлые люди на земле. В старину их называли скоморохами, шутами, лицедеями. На ярмарках или базарах они устраивали представления, в которых рассказывали такие нелепые представления, в которых рассказывали такие разные нелепые, смешные истории: Шла торговка мимо рынка, Спотыкнулась о корзинку И упала в яму – бух, Раздавила сорок мух. -Как вы думаете, с какой целью рассказывались эти истории? - Ведь в жизни так не бывает? - Прочитайте перевёртыши и небылицы по учебнику страница 42-43. «Ехала деревня мимо мужика…» «Выдала лягушка дочь за мотылька…» «Старый заяц сено косит…» 8. Домашнее задание. Выучить песню на выбор, потешку, прибаутку, выучить перевёртыш и нарисовать к нему рисунок. Уметь объяснить, что такое потешка и прибаутка. 9. Итог урока.
|