«Интеграция в педагогическом процессе на основе диагностики и коррекции познавательных процессов младших школьников». Фадеева В.А., учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГУ «СОШ № 10» г.Семей. Фадеева Т.В., педагога – психолога. ГУ «СОШ № 10» г.Семей. Актуальность данной проблемы заключается в том, что именно сейчас на первый план работы школы выходят задачи развития и формирования личности, создания условий, обеспечивающих развитие творческих спо-собностей каждого школьника. Интеграция ставит своей целью осуществить вековую мечту прогрес-сивных русских педагогов – дать ученику целостное представление о мире, научить его видеть все явления жизни в их глубинной взаимосвязи, пони-мать логику развития живых процессов, связанных с существованием че-ловеческого общества. Идея интеграции обучения и воспитания вытекает из стремления дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и месте человека в них. Проблема интеграции педагогического процесса в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Немаловажно и то, что в настоящее время в обществе отмечается воз-росший интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, при-роды своего края. Но, к сожалению, в школе не всегда умело используется сочетание программного материала (литературоведческого, исторического, природо-ведческого) с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценно-стей, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них. Возникает проблема. Поиск научно-обоснованных путей разрешения противоречий между необходимостью специальной подготовки учащихся к жизнедеятельности и состоянием этого процесса в школе. Цель. Формирование интеллектуального потенциала общества. Задача. Развитие личности и создание психологической обстановки творче-ства с учетом возрастных, психотипологических параметров, диф-ференцированного подхода к каждому учащемуся. Ведущая идея. Сформировать такое качество личности как интеграция знаний и практических навыков, как готовность к жизнедеятельности. Проблема интеграции в педагогическом процессе важна и современ-на. Но интеграционные связи мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди ученых. Педагогический коллектив учителей начальной школы ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 10», не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынужден был решать указанную про-блему методом проб и ошибок. Проблема. Сформировать теоретические обоснования, на базе которых предпо-лагается интеграция в педагогическом процессе. Решение проблемы требовало серьезного научно-обоснованного подхода к педпроцессу. Изучив аспекты совершенствования обучения и воспитания с пози-ций интеграции в трудах педагогов, классиков, советских ученых, дидак-тов, психологов, мы поставили перед собой задачу: разработать содер-жательную и процессуальную стороны учебного процесса с позиций инте-грации. Основными направлениями деятельности учителей начальных клас-сов ГУ «СОШ № 10» по реализации данной задачи являются: 1. Проведение исследовательской работы коллективом учителей, педагогом – психологом – Фадеевой Т.В. 2. Для определения уровня готовности ребенка к обучению в школе создана психолого-педагогическая комиссия, включающая педа-гога-психолога, учителей имеющих удостоверение практического психолога. 3. Основное значение придается исследованиям , направленным на углубление содержания образования, разработки новых методик обучения и воспитания, созданию учебных пособий и методиче-ских разработок. 4. Создание условий, способствующих повышению уровня педаго-гической культуры учителей, родителей и эффективности учебно-воспитательного процесса. 5. Поиск на основе психодиагностической работы способов психо-диагностической коррекции по формированию у учащихся твор-ческих способностей. 6. Диагностика познавательных процессов личности в ходе обуче-ния. 7. Создание творческих групп по проблемам диагностики и коррек-ции. 8. Работа с родителям по вопросам диагностики и коррекции. Исследование проходило в несколько этапов. На I ступени эксперимента (личностный компонент) поставлены за-дачи: 1. Формирование личности педагога, его психолого-педагогической культуры. 2. Формирование интеллектуальной структуры личности. 3. Приоритет интеграции учебно-воспитательного процесса. На первом уровне интеграции необходимо было учесть психофизио-логические особенности детей. С этой целью при поступлении в школу все дети проходят психолого-педагогическую диагностику. При помощи диагностики выявляется уровень развития логической и механической памяти, мышления, внимания, и др. В ходе диагностики составляются индивидуальные карты на каждого ученика, Эти карты позволяют выявить и сформировать проблему данного ребенка и прогнозировать коррекционную работу с ним. Итоги первого этапа подведены на научно-практической конферен-ции: "Психодиагностика и коррекция способностей учащихся - залог фор-мирования творческой личности". Анализ проделанной работы показал, что исследовательская работа дала определенные результаты: 1. Учащиеся учатся с увлечением, любознательны, много читают, имеют хорошие показатели по предметам. Главное, дети стали ак-тивнее, у них есть желание учиться, общаться друг с другом. 2. Появилась возможность развивать творческую инициативу каж-дого учащегося, учителя. 3. Для решения проблемы дифференциации и интеграции содержа-ния образования необходимо было перейти к следующему этапу эксперимента. На II этапе исследования (содержательный компонент) были постав-лены следующие задачи: 1. Интеграция процессов обучения и воспитания. 2. Связать все дисциплины в систему живого знания. 3. Дифференциация содержания, методов, форм обучения и воспи-тания. Основная задача. Устранить перегрузку учащихся путем обеспечения доступности содержания каждого предмета. Содержательный уровень нацелен на конечный результат - на разви-тие личностных качеств школьников. Решение проблемы предполагало две линии педагогических поис-ков: в содержательном плане - выработку дифференцированного содержания образования, в процессуальном плане - разработка соответствующей модели учебного процесса. Все учащиеся обучаются по государственной программе. ….. Результаты исследовательской работы подведены на научно-практической конференции "Интеграция в педагогическом процессе": 1. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что интеграция в школе поможет решить проблему активизации умственных способно-стей детей, повысить интерес к обучению и главное- подготовит уча-щихся к будущей жизни, ибо они получают систематизированные зна-ния, прочные навыки и развивают творческий потенциал. 2. Творчески работающие учителя: Мейрамгалиева А.Д., Насуева Е.Д., Яковенко Н.В., Джаджиева И.С., Жумагулова Р.С., Иманалинова М.М., Мусина И.В., Аспанова Н.И. и др. Включили в структуру урока, во все его этапы новые виды деятельности, связанные с развитием и коррекци-ей познавательных процессов. Они расширили содержание действую-щих программ путем включения системы содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышле-ния, восприятия, воображения, на развитие интереса к обучению. 3. Важным результатом работы явилось создание банка методик по разви-тию и коррекции познавательных процессов. В ходе работы нам пришлось перестроить систему управления . 1. Направляющим органом управления является координационный совет. В него входят: - директор, - заместители директора, - психолог. 2. Координационный совет направляет работу совета интеграторов. 3. Совет интеграторов организует работу в параллелях. Совершенствование системы управления учебно-воспитательным процессом. Важное условие реализации идей интеграции - совершенствование системы управления. Почему эта проблема выделяется нами ? Научное управление- целенаправленное плановое системное управленческое воздействие на систему с целью достижения определенных результатов. Интеграционный подход к педагогическому процессу требует такого же интеграционного подхода к управлению. Совершенствование системы управления - важное условие реализа-ции идей интеграции. Цель: совершенствование системы управления учебно-воспитательным процессом . Интеграция - принцип , обеспечивающий системность. Задача руководителей школы в условиях интеграции состоит в том, чтобы совершенствовать систему управления педпроцессом. Комплексное изучение детей завершено. - А что дальше? А дальше началось сложное – организация учебно – коррекционной работы. Необходимо было совершенствовать учебно – воспитательный процесс. Чтобы наметить основные направления совершенствования системы управления, мы проанализировали условия, в которых будет работать управленческая модель. Эти условия таковы: 1. Специфика организации педагогического процесса в условиях ин-теграции. 2. Психодиагностика и коррекция уровня развития личности школь-ника. 3. Дифференцированный подход в обучении. 4. Наличие при школе новых структурных подразделений. 5. Использование в управлении системы внутришкольной информа-ции. Исходя из этого, задача руководителей школы в условиях интегра-ции - совершенствование системы управления. - Как мы решаем эту задачу? Основополагающими принципами организации учебно-воспитательного процесса в нашей школе являются интеграция и диффе-ренциация. Интеграция – это: 1. Наличие общей цели. 2. Совпадение личностных и общественно – значимых интересов. 3. Наличие составляющих процесс интеграции: • объединение; • синтез; • восполнение; • восстановление; • взаимосвязь; • упорядоченность; • согласованность. Дифференциацию рассматриваем как обучение, использующее раз-личные методы и темпы для усвоения учениками единой общеобразова-тельной программы начальной школы. Иными словами – в рамках началь-ной школы дифференциация касается не объема знаний, умений и навы-ков, а разных методов и темпов обучения и развития. Интеграция и дифференциация – это взаимосвязанные процессы, поэтому мы стремились к созданию системы управления учебно-воспитательным процессом, сочетающей идеи интеграции и дифферен-циации на основе диагностики ... В ходе исследования изменился операционный механизм. Система педагогической деятельности Процессуальный компонент Обучение + воспитание Цель. Создание благоприятные условия, обеспечивающие развитие каждого ребенка Задачи Содержание образования Содержательный компонент нацелен на конечный результат на развитие личности школьника Все направления деятельности находятся в тесной взаимосвязи, взаимопроникая и обуславливая рождение новых интегральных явлений педпроцесса. Методы Традиционные +Инновационные+ Диагностика и коррекция Средства Методическая служба + психологическая служба Методическое обеспечение - одно из важнейших средств управления учебно-воспитательным процессом Формы организации Урок – синтез. Коррекционные занятия Игры по развитию памяти, внимания... Результаты Формирование системы знаний + развитие личности Синтез знаний, умений и навыков. Диагностический синтез. 1.Результативность обучения. 2. Слаженность 3. Коллектив педагогов, учителей, родителей объединился в союз единомышленников, готовых к совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Изменились функции управления. Диагностика Планирование Коррекция Организация Контроль. Планирование – решающий момент, в нем определяется содержательный операционный механизм. В ходе работы над проблемой "Интеграция в педпроцессе" педагогиче-ский коллектив избрал проблему управления учебно-воспитательным про-цессом на основе сетевого планирования В нашей школе внедрено в практику сетевое планирование. Преимущество сетевого планирования заключается в том, что в нем сконцентрированы управленческие задачи не только учителя, но и руково-дителей школы. В сетевых планах определены содержательный и операци-онный компоненты. Это помогает учителям найти ту нить, которая связы-вает все учебные предметы в учебно-воспитательном процессе. 1. Единый график учебного процесса. В нем определяем содержательный +операционный механизмы. 2. Воспитательная работа. 3. Факультативы. 4. Тематический перечень знаний, умений и навыков. Представили учебные программы в виде конкретных выраженных знаний, умений и навыков. 5. Средства обучения. Составлен тематический перечень наглядных пособий 6. План коррекционной работы. При составлении плана подбираем материал, соответствующий возрасту и уровню развития, определяем наиболее эффективные приемы и методы работы на каждом этапе обучения Организация учебно-воспитательного процесса. Изменился подход к организации управления педагогическим про-цессом. Исходным моментом является установка: все ученики способны усваивать необходимый учебный материал. Наша задача: • организовать учебный процесс так, чтобы дать им такую возможность. Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность, в процессе которой происходит усвоение знаний, и управление которой составляет основную задачу. В процессе ее осуществления происходит интенсивное формирова-ние его интеллектуальных и познавательных сил. Объединение педагогов и психологов позволило строить учебно-воспитательный процесс на основе глубокого и всестороннего изучения личности школьника. Построение учебного процесса направлено на то, чтобы подвести всех учащихся к единому, общеобразовательному, базовому уровню. Основной уклон в работе – учет возрастных и индивидуальных осо-бенностей. Работу начали с того, что были проанализированы программы, учеб-ники, методическая литература – создали Модель ученика начальной шко-лы. Очень важна в деятельности творчески работающих учителей забота о создании прочной основы обучения. Управление учебно-воспитательным процессом обязательно предпо-лагает – контроль. Важным условием обучения является фиксация учебных результа-тов. На этапе контроля одной из находок учителей начальных классов стал тематический учет знаний, умений и навыков Мы контролируем и развитие личности учащихся. Коррекция. План предусматривает планирование программного материала, а так же дает возможность планировать внеклассную воспитательную работу и коррекционную работу, т. е. надстраивать дифференцированное обучение Учение - это интегральный вид деятельности, вбирающий в себя, синтезирующий все остальные. Интеграцию осуществляем на уровне - учебных предметов, - внутри предметов, - внутри системы ЗУН. Дифференциацию обучения рассматриваем, как обучение, исполь-зующее различные методы для усвоения учениками единой общеобразова-тельной программы начальной школы. Умственное развитие осуществля-ется через содержание усваиваемых знаний. Речь идет не о разных знаниях , которые получают ученики, а о раз-ных методах и темпах обучения и развития. В рамках начальной школы дифференциация касается не объема получаемых знаний, а методов обуче-ния и развития. Наша задача – обеспечить интеграцию и преемственность образова-ния на всех уровнях, многообразие и альтернативность методик обучения. Сделать акцент на развитие личности. Речь идет не только об интегрированных курсах, но и о методах, в которых происходит действительно творческий диалог между преподава-телями и учащимися. Выполнению этих задач способствуют те формы работы с учащими-ся, которые стали для нашей школы традиционными: 1. Уроки-игры, уроки-путешествия. 2. Психокоррекоррекционные упражнения по развитию памяти, мышления, внимания. 3. Психомышечная гимнастика. 4. Психологическая коррекция в форме тренингов. Итог интеграции - синтез знаний, умений и навыков, дидактический синтез, становление личности. В ходе работы мы перестроили структуру управления педагогическим процессом. На всех уровнях управления заменили субъективно-объективные отношения на субъективно-субъективные. Мы отмечаем, что коллектив педагогов, родителей и учащихся - это со-юз единомышленников, разрабатывающих систему диагностической, кор-рекционной работы, готовых к совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Дифференцирование педагогического процесса в зависимости от воз-можности обучаемого создает благоприятные условия для умственного развития школьника, побуждает их компенсаторные механизмы на удовле-творение своих интересов и потребностей. Результаты проведенного исследования дают основания утверждать , что с помощью психодиагностической информации об ученике учитель может с большей уверенностью подойти к коррекционной работе, к ис-правлению обнаруженных пробелов и недочетов, находить наиболее эф-фективные пути педагогического воздействия, прогнозировать успехи и неудачи в обучении.
|