Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Развитие орфографической зоркости в начальных классах.
Развитие орфографической зоркости в начальных классах.
Зубарева Надежда Владимировна
Учитель начальных классов ОСШ №48
Орфографическая зоркость - это умение обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.
Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Работу по развитию орфографической зоркости я начинаю в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.
В своей работе я использую такие упражнения:
• ежедневно занимаюсь звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе
• постоянно показываю образец анализа звучащего слова (аксиома – что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец)
• использую способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р
• при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре
• подбор слов к звуковым моделям
• испольую задания ловушки (сколько звуков в слове “ два”?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове “вата” мягкие?)
• Игровые приёмы: “Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”, “ Найди предметы с заданным звуком”
• ''Найди опасное место''.
Я произношу слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и ''опасное место''.
• ''Светофор''.
Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''.
Проводим звуковой анализ с составлением схемы, в которой обозначаем “опасные места”
Самый распространенный вид упражнения по русскому языку “Вставьте пропущенную букву ”. На мой взгляд, малополезный способ работы в плане развития орфографической зоркости и формирования навыка грамотного письма. Основная работа здесь уже выполнена, “зоркость” кем-то уже проявлена, т.е., место, где может быть допущена ошибка, найдено и “подсказано”.
Я считаю более эффективным другое упражнение: поиск орфограмм в “чистом” тексте.
Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:
-развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
-самостоятельно проверить результат работы;
-видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия;
-если же ребенок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность “подглядеть” их. На короткое время приложив проверочный лист, а затем выполнять работу вновь. Такая функция карточки-самоучителя особенно пригодится для медленно движущихся детей.
Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст.
Орфографическое чтение.
С 1 класса я начинаю развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения (Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.). Ежедневно на каждом уроке отвожу по 5-7 минут для орфографического чтения, это приносит хороший результат.
Комментированное письмо с указанием орфограмм.
Комментирование — это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. Например: под-ле-та-ет ( в приставке пишу букву о, в корне безударная гласная е, проверяю перелёт, в окончании глагола гласная е, доказываю: н.ф. подлетать не на –ить, не глагол исключение, значит, 1 спряжение, пишу окончание -ет).
Письмо с проговариванием
Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
Специально организованное списывание
Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина .
Памятка.
1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3.Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4. Прочитай предложение так, как оно написано.
5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
6.Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.
7.Проверь написанное:
Какографические упражнения
В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
Список литературы:
1. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.
2. А.И.Ибрагимова «Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов». Н. Челны 1997г.
3. М.Я.Морозова, Е.Н.Петрова «Грамматические игры для начальных классов». Москва 1963 г.
Категория: Начальная школа | Добавил: надя (2010-02-20) | Автор: Зубарева Надежда Владимировна E
Просмотров: 3940 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 2:48 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru