Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Развитие орфографической зоркости в начальных классах. Зубарева Надежда Владимировна Учитель начальных классов ОСШ №48 Орфографическая зоркость - это умение обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Работу по развитию орфографической зоркости я начинаю в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. В своей работе я использую такие упражнения: • ежедневно занимаюсь звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе • постоянно показываю образец анализа звучащего слова (аксиома – что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец) • использую способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р • при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре • подбор слов к звуковым моделям • испольую задания ловушки (сколько звуков в слове “ два”?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове “вата” мягкие?) • Игровые приёмы: “Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”, “ Найди предметы с заданным звуком” • ''Найди опасное место''. Я произношу слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и ''опасное место''. • ''Светофор''. Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''. Проводим звуковой анализ с составлением схемы, в которой обозначаем “опасные места” Самый распространенный вид упражнения по русскому языку “Вставьте пропущенную букву ”. На мой взгляд, малополезный способ работы в плане развития орфографической зоркости и формирования навыка грамотного письма. Основная работа здесь уже выполнена, “зоркость” кем-то уже проявлена, т.е., место, где может быть допущена ошибка, найдено и “подсказано”. Я считаю более эффективным другое упражнение: поиск орфограмм в “чистом” тексте. Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют: -развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами; -самостоятельно проверить результат работы; -видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия; -если же ребенок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность “подглядеть” их. На короткое время приложив проверочный лист, а затем выполнять работу вновь. Такая функция карточки-самоучителя особенно пригодится для медленно движущихся детей. Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Орфографическое чтение. С 1 класса я начинаю развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения (Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.). Ежедневно на каждом уроке отвожу по 5-7 минут для орфографического чтения, это приносит хороший результат. Комментированное письмо с указанием орфограмм. Комментирование — это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. Например: под-ле-та-ет ( в приставке пишу букву о, в корне безударная гласная е, проверяю перелёт, в окончании глагола гласная е, доказываю: н.ф. подлетать не на –ить, не глагол исключение, значит, 1 спряжение, пишу окончание -ет). Письмо с проговариванием Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, не дадут зафиксировать эту ошибку на письме. Специально организованное списывание Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина . Памятка. 1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. 2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его. 3.Выдели орфограммы в списываемом тексте. 4. Прочитай предложение так, как оно написано. 5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать. 6.Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза. 7.Проверь написанное: Какографические упражнения В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний. Список литературы: 1. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г. 2. А.И.Ибрагимова «Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов». Н. Челны 1997г. 3. М.Я.Морозова, Е.Н.Петрова «Грамматические игры для начальных классов». Москва 1963 г. | |
Просмотров: 3940 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|