Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Развитие функциональной грамотности через использование цифровых образовательных ресурсов
Развитие функциональной грамотности через использование цифровых образовательных ресурсов
Он рисует, он считает, проектирует заводы,
Даже в космос он летает, и даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно же – компьютер!

План функциональной грамотности определил 3 области формирования грамотности:
• грамотности чтения ;
• естественнонаучной грамотности;
• математической грамотности .
Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности учащихся педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии. Среди них можно выделить следующие виды деятельности и технологии:
-проблемно-диалогическая технология
-технология формирования правильной читательской деятельности
- технология проектной деятельности
-уровневая дифференциация обучения
-информационные и коммуникационные технологии
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе.
Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.
Зачем нужно применение ЦОР учителю?
 экономия времени на уроке;
 глубина погружения в материал;
 повышенная мотивация обучения;
 возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
 привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

Что дает ЦОР ученику?
 ЦОР содействует росту успеваемости
учащихся по предмету;
 ЦОР позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
 ЦОР формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
 ЦОР способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
 делает занятия интересными и развивает мотивацию.
 учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Уроки с использованием цифровых образовательных ресурсов позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ЭОР особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитаельном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Одним из источников мотивации является занимательность. Ученики более охотно отвечают компьютеру и если компьютер ставит им двойку, то горят желанием как можно скорее её исправить. Учителю не надо призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что если он отвлечётся, то не успеет решить пример или записать слово, так как на экране через 10-15 секунд появится следующее задание. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий.
Цифровые образовательные ресурсы на уроках познания мира позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. А разве можно совершить путешествие по планете за 40 минут? Урок с использованием презентации в педагогической литературе называют как "урок с мультимедийной поддержкой". При построении урока с мультимедийной поддержкой, его традиционная структура принципиально не меняется. Учитель планирует только, когда он воспользуется презентацией. В качестве примеров возьмем фрагменты уроков с мультимедийной поддержкой, проведенных нами в 1- 4 классах.
Место использования презентации на уроке Примеры фрагментов уроков
Вначале урока для настроя учащихся на работу. На уроке познания мира во 2 классе " Растение - живой организм." дети слушают "Вальс цветов" П.И. Чайковского и любуются красотой природы на слайдах - презентации.
При изучении нового материала. На уроке познания мира во 2 классе по теме " Наша Родина – Казахстан " рассказ учителя сопровождается показом фотографий залов исторического, палеонтологического, художественного, краеведческого музеев.
На уроке математики во 2 классе дети могут наглядно увидеть конкретный смысл умножения или деления
На уроке литературного чтения в 4 классе "Мифы Древней Греции" иллюстрации помогают учащимся более ярко представать образы Персея, Афины, Зевса.
На уроке чтения в 1 классе по теме "Слово. Слог. Ударение" учащиеся могут увидеть иллюстрации зверей зоопарка, посмотреть и прослушать стихотворение С.Маршака "Где обедал воробей?".
В течение всего урока, когда слайды выполняют функцию плана - конспекта урока, в этом случае вся информация расположена на слайдах. На уроке русского языка в 3 классе "Имя существительное" это слайды: станция Словарная, море Смысла, тропинка Вопросов, город Постоянных и непостоянных признаков", долина Главных и второстепенных членов предложения.,
На уроке познания мира во 2 классе " Профессии наших родителей. " пословицы и высказывания писателей направляют деятельность учащихся..
На физкультминутке. Зрительная гимнастика, гимнастика - танец под музыку со сказочным героем, гимнастика под видеосюжет.
В течение всего урока, когда слайды выполняют функцию доски. В этом случае вся рабочая информация набирается на компьютере и проектируется через проектор на экран. На уроке математики дети читают задачу по учебнику, составляют краткую запись, проговаривают ее решение и ответ. На экране отображается вся необходимая информация.
На уроке литературного чтения при составлении плана текста по ходу обсуждения на клавиатуре сильный ученик набирает заголовки частей текста.
На уроке русского языка на экране высвечивается записанный текст, над которым надо поработать или, наоборот, проверить себя.
При подготовке к уроку учитель может использовать готовые современные обучающие программы. Сегодня выбор электронной продукции велик. Но для этого необходимого хорошо ориентироваться в мире мультимедийной литературы. Например, можно свою библиотеку электронных носителей ( аудио-, видео-, мультимедиа) разбить на 4 раздела:
1 раздел - информационно-энциклопедический, в котором : "Большая детская энциклопедия", " Детская энциклопедия подводного мира" и т.д.
2 раздел - мультимедийные учебники и учебные пособия на электронных носителях
(компакт - диски, дискеты, Интернет). Наиболее распространенные примеры использования:
2.1.Математика для 1-4 класса
Издательство: Продукция ЦПТИО
Формат: CD
Совместимость: PC, Windows
ЭУ предназначен для осмысления, закрепления, повторения и обобщения знаний по математике в соответствии с Государственным стандартом среднего общего образования Республики Казахстан и полностью соответствует школьной учебной программе.
Сегодня, когда курс математики все расширяется и углубляется, очень трудно проконтролировать знания своего ребенка. Электронный учебник (ЭУ) дает ученику возможность, играя, углубить свои знания по предмету, а также анализировать свои достижения.
Содержание ЭУ конструируется по модульной технологии, учебная информация представлена одним модулем, в котором систематизированы математические знания по содержательным линиям: «Многозначные числа», «Арифметические действия», «Выражения. Уравнения», «Величины», «Задачи на движение».
Ученик может неоднократно просмотреть и прослушать 18 объяснений математических тем, представленных в виде озвученных анимаций. Усвоив материал, он может переходить к решению 69 интерактивных заданий, способствующих глубокому усвоению и повторению теоретического и практического материала. Для проверки степени усвоения учебного материала ЭУ содержит разноуровневые тесты.
2.2 Русский язык
"Русский язык" для учащихся 1 класса
Формат: CD
Совместимость: PC, Windows
Издательство: Продукция ЦПТИО
Основная цель мультимедийной обучающей программы (МОП) – формирование и развитие общих знаний, умений и навыков по предмету «Русский язык» для учащихся 1 класса.
МОП содержит 8 модулей – основные тематические разделы, отражающие Государственный стандарт среднего общего образования РК по русскому языку:
«Алфавит»
«Твёрдые и мягкие согласные»
«Согласные и глухие звонкие»
«Мягкий знак – показатель мягкости»
«Согласный Й»
«Перенос слов по слогам»
«Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»
«Большая буква в именах собственных»
МОП представляет собой игру – путешествие. Встречающиеся на пути ученика преграды преодолеваются при верном выполнении заданий. В каждом модуле по три разноуровневых задания, содержащих от пяти и более примеров, направленных на закрепление и проверку изучаемого материала.
2.3. Серия компакт - дисков под редакцией издательства "Атамура» и «Алматыкітап» ": мультимедийное электронное учебное пособие "Математика", "Русский язык", «Познание мира», «ИЗО», «Трудовое обучение». Содержит слайд - презентации, задания - тесты, занимательные иллюстрации, схемы, таблицы, наглядно демонстрирующие изучаемый материал.
2.4. Медиатека мультимедийных уроков. Многие авторские разработки находятся в свободном доступе на образовательных порталах и сайтах:
А) Коллеги - педагогический журнал Казахстана- http://collegy.ucoz.ru/
Б) http://ustaz.kz/- казахстанский сайт открытых уроков.
В)Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" издательского дома "Первое сентября" (http://festival.1september.ru)
Г Интернет-портал учителей Алматы- http://teacher-almaty.clan.su/
В)"Всероссийский Интернет - педсовет" - новости, методика и опыт преподавания учебных предметов.(http://реdsovet. org.)
3 раздел - информационно-учебный - это компьютерные тренажеры, тестеры, мультимедийные дидактические игры и викторины. Например:
Книга - диск "Повторение и контроль знаний. Окружающий мир" позволит организовать проверку знаний у учащихся с применением компьютерных технологий..
"Дидактический и раздаточный материал" под редакцией издательства "Учитель" - карточки для проведения самостоятельных, итоговых и других проверочных работ по основным темам курса математики, русского языка.
Компакт - диск "Русский Медвежонок"- содержит систему тестов - заданий для подготовки к конкурсам по языкознанию (http://www.rm.kirov.ru).
Компакт - диск "Кенгуру" - содержит систему тестов - заданий для подготовки к конкурсам по математике. (http://www.kenguru.sp.ru)
Обучающие игры "Математика и конструирование", "Учимся говорить правильно", "Информатика", "Динозавры учат шахматам", "Лунтик готовится в школу", "Веселые уроки детского этикета" и т.д.
4 раздел - дополнительные источники: тематическое планирование, элективные, кружковые программы, практические и научно- исследовательские работы учащихся.
Готовые электронные носители содержат богатый иллюстративный материал, но не всегда его расположение отвечает целям и содержанию урока.
Программы Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Word, Microsoft Publisher позволяют учителю самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами, более удобно и наглядно представить материал, получить продукт деятельности ученика: буклеты, газеты, информационные листки.
Помимо имеющихся готовых электронных пособий, можно самим создавать электронные пособия , учебники на базе «Орлеу», и ОНМЦ
Планируя урок с использованием ЦОР, надо соблюдать заповедь "НЕ НАВРЕДИ!", т.е знать ответы на вопросы "Зачем на данном уроке презентация? Каков будет результат ее использования? Не превратится ли урок в развлекательное мероприятие ?".
Категория: Начальная школа | Добавил: Айя (2014-12-30)
Просмотров: 4367 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru