Внеклассное занятие по литературному чтению. Тема: Жизнь и творчество А.П. Гайдара.. Цель: 1). ознакомление детей с фрагментами биографии А. П. Гайдара, способствовать составлению представления о писателе-воине, журналисте, прозаике, друге детей; 2). развитие кругозора детей, умение осмысливать , делать выводы, речь; 3). воспитание на примерах героев книг писателя доброты, мужества, патриотизма. Форма занятия: урок – конференция. Оборудование: портрет писателя А.П.Гайдара, плакат, музыкальный центр, караоке песни «Гайдар шагает впереди», выставка книг А.П.Гайдара, слайд – шоу. Ход занятия: I. Орг. момент. II. Актуализация знаний. Чтение стихотворения Н.Найденовой. 1 ученик. Хорошая книга- Мой спутник, мой друг, С тобой интересным бывает досуг. Мы время отлично проводим вдвоём И наш разговор потихоньку ведём. 2 ученик. С тобою дорога Моя далека- В любую страну, В любые века. Ты мне говоришь про дела смельчаков, Про злобных врагов И смешных чудаков. Про тайны земли И движенье планет. С тобой ничего непонятного нет. 3 ученик. Ты учишь правдивым И доблестным быть, Природу, людей Понимать и любить, Тобой дорожу я, Тебя берегу. Без книги хорошей я жить не могу! Звучит песня «Гайдар шагает впереди». Слышишь, товарищ, гроза надвигается. С белыми наши отряды сражаются. Только в борьбе можно счастье найти. Гайдар шагает впереди, Гайдар шагает впереди. Видишь, товарищ, заря поднимается. Вновь за работу народ принимается. Там, где труднее и круче в пути Гайдар шагает впереди, Гайдар шагает впереди. Видишь из книжек колонны построены. Вышли герои и стали героями. Сколько Тимуров идет погляди. Гайдар шагает впереди, Гайдар шагает впереди. Если вновь тучи надвинутся грозные, Выйдут Тимуры ребята и взрослые. Каждый готов до победы идти. Гайдар шагает впереди, Гайдар шагает впереди. Если вновь тучи надвинутся грозные, Выйдут Тимуры ребята и взрослые. Каждый готов до победы идти. Гайдар шагает впереди, Гайдар шагает впереди. III. Сообщение темы и цели занятия. • О ком идет речь в песне? Кто шагает впереди? • Сегодня мы соприкоснемся с творчеством удивительного писателя А.П. Гайдара. Познакомимся с некоторыми страницами его биографии. IV. Знакомство с биографией. 4 ученик. Большой, весёлый, ясноглазый, Присев к ребячьему костру, Он сочинял свои рассказы, Как бесконечную игру. Учитель. А.П. Гайдар был человеком большого мужества и доброты. Он обладал в повседневной жизни редким талантом превращать будни в праздник. Где бы не появлялся Аркадий Петрович – в чьём-то доме, во дворе или в лагере, вокруг него мгновенно возникала атмосфера веселья, радости и ожидания чуда. Гайдар мог без всяких факирских приготовлений показать фокус, который трудно было разгадать, или, сев возле дома в тихом углу, прочитать своим приятелям-мальчишкам - негромко, по памяти – только что законченный рассказ, или повести ребят со всей улицы – знакомых и незнакомых – есть мороженное. Мальчишки доверяли Гайдару свои секреты, на равных принимали его в свои игры, с готовностью выполняли любые поручения Аркадия Петровича. Но когда–то Гайдар был просто мальчиком. • Посмотрите на слайд. Прочитайте фамилию, имя, отчество писателя. • Скажите, это настоящая фамилия Аркадия Петровича? • Правильно, это псевдоним. Скажите, а какая была настоящая фамилия Гайдара? (на слайде появляется настоящая фамилия писателя) • Совершенно верно, А.П. Голиков. 5 ученик. Аркадий Голиков родился 22 января 1904 года, в семье простого школьного учителя. Местом его рождения стал небольшой городок Льгов, располагавшийся в Курской области. 6 ученик. Детство писателя прошло в городе Арзамас. Его отец, учитель Петр Исидорович Голиков, — крестьянского происхождения. А вот мать, Наталья Аркадьевна, — из дворянского рода Сальковых. Хоть и захудалый был род, зато Наталья доводилась правнучатой племянницей поэту Лермонтову. Учитель. За то, что дочка вышла замуж за простолюдина, родитель ее проклял, что не помешало-таки молодым назвать своего сынишку Аркадием — в честь дедушки. 7 ученик. В семье Голиковых было очень много книг. Аркадий был начитанным, романтически настроенным мальчиком из средней русской интеллигентной семьи. Он считался «девчоночьим покровителем», потому что заботился о своих младших сёстрах Наталье, Ольге, Кате, и никому не давал их в обиду. 8 ученик. Ответственность за другого сделалась чертой его характера. Учился Аркадий в реальном училище и участвовал в школьных сценических выступлениях, в выпуске классного литературного журнала. Но самым ярким его увлечением в ученические годы было сочинение стихов. Тетради со стихами он носил в ранце и иногда читал их на переменах своим товарищам. Учитель. Вот одно из них. 9 ученик. Мы кружимся, мы порхаем И купаемся в лучах, Мы танцуем, мы играем – Вот один из нас зачах… Ну, так что же, не боимся! Кончен наш веселый век. С жизнью, с песнями простимся – Пусть живет так человек!.. 10 ученик. Однако, окончить училище Аркадию не пришлось. Началась первая империалистическая война. Отца сразу забрали в солдаты. Мирной жизни пришел конец. Мать Гайдара, Наталья Александровна, осталась с четырьмя детьми. Она поступила работать фельдшером в госпиталь, а Аркадию нужно было присматривать за младшими сестрами. 11 ученик. С самого детства он мечтал о справедливом обществе и рвался на фронт. Когда началась революция, Аркадий Голиков хотел уехать с отрядом Красной Армии на фронт. Его не взяли. «Подрасти, - посоветовал ему командир. И потом ты ничего не умеешь». Аркадий стал учиться стрелять, метать гранату. И добился своего. В августе 1919 года курсантскую роту, в которой служил Аркадий Голиков, бросили под Киевом в прорыв против атамана Петлюры. В решающую минуту боя тяжело ранило командира. Дело оборачивалось катастрофой. Первым это понял Голиков. -Слушай мою команду! Вперёд…-крикнул он. Этот бой был выигран. Вечером товарищи избрали его своим командиром. А он был самым молодым среди них -15 лет. Путь юного командира не был лёгким. В 17 лет Голикову неожиданно доверили полк – почти 5 тысяч бойцов. 12 ученик. Аркадий Голиков любил Красную Армию и мечтал всю жизнь остаться в её рядах, но ранение и контузия подорвали его здоровье, остаться в армии ему не разрешили. Ему было всего 20 лет, когда его уволили из рядов Красной Армии в запас. 13 ученик. Аркадий Петрович впоследствии писал: «Вероятно, потому, что в армии я был ещё мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была – жизнь, как оно всё начиналось да продолжалось». Так вошёл Гайдар в литературу. 14ученик. Звонкий псевдоним Аркадий Гайдар впервые появился на страницах пермской газеты “Звезда”. Фамилия-псевдоним стала известна всей стране, но о том, что же она обозначает, до сих пор нет единого мнения. 15 ученик. Наиболее традиционная из них: “гайдар” — это «всадник, скачущий впереди». Так якобы в старину монголы называли того, кто ехал верхом в разведывательном дозоре перед отрядом. Впрочем, есть и более приземленное толкование слова «гайдар». В переводе с тюркского это обозначает всего-навсего «пастух» (он ведь тоже скачет впереди — впереди стада). 16 ученик. А вот в Хакасии, где довелось воевать с контрой будущему писателю, слово «хайдар» означает вопрос «куда, в какую сторону?». Местные жители всегда его задавали, когда видели, что Аркадий Петрович отправляется вместе со своими бойцами на очередную операцию. 17 ученик. Но гораздо более изящную версию высказал сын писателя Тимур. «Гайдар» — это на самом деле аббревиатура, составленная писателем-романтиком. «Г» — Голиков. “АЙ” — первая и последняя буквы его имени: Аркадий. “АР” — осталось от названия малой родины писателя, городка Арзамас. «д’Ар» - так, на французский манер писатель обозначил свое географическое происхождение: «из Арзамаса». Учитель. С 1922 года А. Гайдар написал немало рассказов, очерков и повестей. Жизнь самого Гайдара была частью его книг, их началом, а иногда продолжением. Очень нелегкой, неровной была эта его жизнь, но было в ней главное: «честная тревога, борьба и труд … то, что называют счастьем». Вот почему каждую гайдаровскую строчку можно читать и перечитывать много раз. «Он говорит о самом главном так задушевно и негромко, меж строк, словно бы не стоит он во весь рост перед миллионами своих читателей, а тому одному, кто склонился сейчас над его страницами, он по дружбе передает свои мысли, надежды – из сердца в сердце. Учись вслушиваться. Учись слышать. В тишине. Один на один с книгой… 18 ученик. Ты повесть школьную открой- Гайдар её писал: Правдив той повести герой И смел, хоть ростом мал. Прочти гайдаровский рассказ И оглянись вокруг: Живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук. Их по поступкам узнают. И это не беда, Что по-гайдаровски зовут Героев не всегда. Страницы честных чистых книг Стране оставил в дар Боец, Писатель, Большевик И Гражданин – Гайдар. Учитель. За свою жизнь Аркадий Гайдар написал немного произведений, но каждое из них принесло ему славу и известность. - Какие из книг Гайдара вы знаете? - Определите, что особенно ценил в людях А.Гайдар? (очень ценил умение жить честно, с пользой для окружающих) Учитель. Гайдар много времени проводил с детьми. И ребята доверчиво тянулись к нему, как будто Аркадий Петрович владел какой-то тайной, которая привлекала к нему детей и во дворе, и в школе, и на улице. - Как вы думаете, за что дети любили Гайдара? (он относился к ним, как к взрослым) 19 ученик. «Он был бессменным их вожатым, И каждая его строка Осталась, как завет ребятам Писателя-большевика». Учитель. Ребята, а теперь нам предстоит вспомнить из каких произведений Гайдара эти слова. И снился Геку странный сон: Как будто ожил весь вагон, Как будто слышны голоса От колеса до колеса. Бегут вагоны -длинный ряд- И с паровозом говорят. («Чук и Гек») «С тех пор прошло много лет, но камень тот так и лежит на на той горе неразбитым». («Горячий камень») «Гоп! Гоп! Хорошо! Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни. Нечего буржуинов бояться. Некому в пояс кланяться». ( «Военная тайна») «Очень странно! Этот чердак был обитаем. На стене висели мотки верёвок, фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта посёлка, вся исчерченная непонятными знаками». ( «Тимур и его команда») Учитель. Герой книги Тимур придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со своими сверстниками окружил тайной заботой тех, кого вынуждены были оставить отцы и братья, ушедшие в армию. Детский писатель Гайдар указал ребятам простой добрый путь, как стать нужным людям и помочь им. И не случайно люди запоминают не дурной примет Мишки Квакина, а добрые дела Тимура. Инсценировка детьми встречи Тимура и Квакина. 2 ученика идут навстречу друг другу. Квакин. Здорово, комиссар! Куда так торопишься? Тимур. Здорово, атаман! К тебе навстречу. Квакин. Рад гостю, да угощать нечем. Разве вот это (протягивает Тимуру вынутое из-за пазухи яблоко). Тимур. Ворованные? (надкусывает яблоко) Квакин. Они самые. Сорт «Золотой налив». Да вот беда, нет настоящей спелости. Тимур. Кислятина! (бросает яблоко). Послушай, ты на заборе дома 34 вот такой знак видел? (показывает на звезду, вышитую на безрукавке) Квакин. Ну, видел. Я, брат, и днём и ночью всё вижу. Тимур. Так вот: если ты днём или ночью ещё раз такой знак где-либо увидишь, то беги прочь от этого места, как будто тебя кипятком ошпарили! Квакин (растягивая слова). Ой, комиссар! Какой ты горячий! (Резко) Хватит, поговорили! Тимур. Ой, атаман, какой ты упрямый! А теперь запомни сам и передай всей шайке, что этот разговор у нас с вами не последний. Учитель. Гайдар показал, что добрые и полезные дела герои его повести совершают увлеченно и с удовольствием, а главное – сами, совершенно самостоятельно. 21 ученик. Мы, тимуровцы, внуки Гайдара, Это значит -всегда мы в пути. И недаром, ребята, недаром Наш девиз: «Людям радость нести». Учитель. Книги писателя – это его жизнь. Герои его книг поступали так же, как поступил бы сам Гайдар на их месте. Аркадий Петрович учит вас, ребята, беречь наш светлый дом, Родину, наши сады, цветы, города, наших людей, потому что сам любил их, и берёг, и защищал всеми силами души. 22 ученик. Когда началась Великая Отечественная война, Аркадий Петрович поехал на фронт военным корреспондентом. Воинская часть, в которой он находился, попала в окружение и оказалась в тылу врага. Отряд пошел на выход из окружения. Звали с собой и Гайдара, но он отказался, и остался с партизанами в лесу недалеко от города Канева (на Украине). 23 ученик. В одну из вылазок группа партизан неожиданно наткнулась на фашистов. Гайдар первым заметил врага и бросился с криком: «Ребята, немцы!» Треснула одиноко очередь. Гайдар упал. Пуля угодила прямо в сердце. Остальные товарищи, благодаря ему, спаслись. Это было 26 октября 1941 года под Леплявой близ Канева. Погибая, Гайдар спас товарищей. 24 ученик. Любимых детских книг творец И верный друг ребят, Он жил, как должен жить боец, И умер, как солдат. 25 ученик. В стороне от железнодорожного полотна, возле будки обходчика, товарищи похоронили Гайдара. Скромную, короткую надпись поставили на деревянном щитке: «Писатель и воин, пулеметчик партизанского отряда А. П. Гайдар». 26 ученик. В 1947 году прах А. П. Гайдара перенесен в город Канев и захоронен рядом с могилой известного украинского писателя Тараса Григорьевича Шевченко, на высоком днепровском берегу, а на прежнем месте установлена мемориальная плита 27 ученик. Погиб он в роще под Леплявой Как партизан, в тылу врагов, И, осененный вечной славой, Спит у днепровских берегов. Учитель. Уже много лет прошло с тех пор, как не стало А. П. Гайдара, но до сих пор он помогает ребятам найти правильный путь в жизни, разобраться, кто твой друг, а кто враг, и зачем ты живешь на свете. В марте 1965 года Аркадий Гайдар был награжден посмертно орденом Отечественной войны 1-ой степени. Награду принял в Кремле сын Гайдара, Тимур Гайдар. Он сказал: «Орден отца принадлежит всем мальчишкам и девчонкам, пусть он хранится в музее, куда приходят миллионы детворы и взрослых». 28 ученик. «Он дальние страны для нас открывал, Военные тайны он нам доверял, О горных вершинах он песню любил, И нас эту песню он петь научил». V. Итог занятия. 1. Когда родился А. Гайдар? ( 22 января 1904 года в городе Арзамасе) 2. Каково настоящее имя А. Гайдара? (Аркадий Петрович Голиков) 3. Сколько лет было А. Гайдару, когда он добровольцем ушел в Красную Армию? (14 лет) 4. В каком возрасте А. Гайдар принял командование полком? (16 лет) 5. Чему хотел посвятить свою жизнь А. Гайдар? (стать военным, служить в армии) 6. Как и когда умер А. Гайдар? (погиб 26 октября 1941 года в бою с фашистами ) 7. Где поставлен памятник А. Гайдару? (Украина, г. Канев) 8. Какие книги написал А. Гайдар? Учитель. Каждое новое поколение ребят читает книги А.П.Гайдара и учится у героев его книг доброте и мужеству. Говоря сегодня о Гайдаре, мы отмечаем подвиг писателя и солдата, подвиг великого гражданина нашей страны, который завещал нам крепко любить и беречь Родину. 29 ученик. Когда несётся звук фанфар И флаг на мачте ждёт подъёма, Нам вспоминается Гайдар, Мы слышим шаг его знакомый. На косогорье у Днепра Могила тихая Гайдара, А он у каждого костра Сидит, зажмурившись от жара. Он в пионерских лагерях Живёт бессменно, как вожатый, Его читают на морях В учебных плаваньях ребята. Весёлый молодой народ Его уносит с книжных полок. Его берут с собой в поход Юннат и будущий геолог. Он никогда не будет стар. В глаза читателям с портрета Глядит смеющийся Гайдар, В шинель походную одетый. Давайте завершим наше занятие песней «Салют Гайдару» (слова М. Пляцковского, музыка Е. Крылатова ) Лихие тачанки гражданской войны Врываются вихрем в мальчишечьи сны. Стучат пулемёты в степной тишине- И мчится Гайдар на горячем коне. Припев: -Гайдару салют! Это трубы трубят. -Гайдару салют! Это клятва ребят. Улыбка Гайдара Светла, молода. Для нас комиссаром Он будет всегда! Над травами, коршун, замри, не кружись! Не верим, что пулей оборвана жизнь! Гайдар к нам прискачет сквозь ветер и ночь, В беде не оставит, сумеет помочь. Припев. Пусть песня пробита осколком свинца- Мы песню Гайдара споём до конца. Звенеть ей над полем, над чистой водой, Под знаменем вечным, под красной звездой. Припев.
|