Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ. Тема: О дружбе и товариществе. Цель: формирование у учащихся нравственных качеств, присущих дружеским и товарищеским взаимоотношениям. Задачи: 1) дать понятие о дружбе и товариществе, обо всех гранях этих человеческих взаимоотношений на примерах литературных произведений и на личном опыте детей; 2) способствовать развитию речи и мыслительной деятельности учащихся (умение рассуждать, делать выводы, доказывать); 3) воспитывать чувство сопереживания с друзьями в их бедах, уме- ние разделить с ними радость. Х О Д У Р О К А: I. Организационный момент. II. Беседа о дружбе. 1. Посмотрите на выставку рисунков и послушайте песню. - Прочитайте стихотворение В.Шекспира. Настоящий друг везде Верен, в счастье и беде; Грусть твоя его тревожит. Ты не спишь – он спать не может. И во всем, без дальних слов, Он помочь тебе готов. Да, по действиям не сходны Верный друг и льстец негодный. - Чему посвящён сегодняшний урок? (Дружбе). 2. Подумайте и скажите, что такое дружба? (Ответы детей). А вот как даётся определение дружбы в словаре Сергея Ивановича Ожегова: - Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном дове – рии, привязанности, общности интересов. - Как вы думаете, между кем может быть дружба? (Между людьми разного возраста, между девочкой и мальчиком, между родителя- ми, между животными). 3. Сейчас я прочитаю отрывки из сочинений (Чтение сочинений). - Иметь друга - великое благо. А жизнь устроена так, что её блага не сваливаются на нас с неба, ради них нужно трудиться. Ради друж- бы необходимо трудиться душой. Есть мудрое старое правило: «Хочешь иметь друга – будь им». - Как понимаете? (Т.е. восприми его радости и горести как свои и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей ни времени, ни своих сил, ни своих чувств). 4. А сейчас послушайте маленький рассказ Куриленко «Трое». - Какие взгляды на дружбу у каждого из ребят? - Согласны ли вы с этими взглядами? - Как бы поступили вы в этой ситуации? На примере этого рассказа мы выяснили, что дружба бывает настоя-щая и корыстная. - Как вы понимаете – настоящая дружба и корыстная? Настоящую дружбу нельзя найти. Её можно только вырастить. Вы-растить как терпеливый, любящий своё дело виноградарь растит лозу. Рых-лить землю, поливать, кормить, зимой беречь от холода, а весной открывать солнцу. Нужно очень многое прощать, многое терпеть, нужно первому под-ходить после ссор, не таить зла, не упиваться обидами, нужно говорить прав-ду, когда другие молчат, и понимать то, чего не могут понять другие. Такая дружба называется настоящей и бескорыстной. - Какое слово будет антонимом к слову бескорыстье? (корысть). Корысть- преследование собственной выгоды. Синоним к слову «корысть» (выгода). - Давайте вспомним пословицы и поговорки о дружбе и друзьях, которые читали в разделе «Устное народное творчество». 5. И вновь вернёмся к вашим сочинениям. (Читаю сочинения). На примерах этих маленьких отрывков из сочинений мы могли убе-диться в том, что настоящая дружба может пройти через все испытания и ей не страшны никакие преграды. - Какие произведения о дружбе вы читали? (Учащиеся называют произведения). - На чём основывается дружба героев этих произведений? (на взаимовыручке и взаимопомощи: « Один за всех – все за одного»). - Давайте вспомним сказку Э.Успенского « Крокодил Гена и его друзья», и найдём в сказке то место, где говорится о том, почему Гена решил завести себе друзей и что для этого сделал? (Учащиеся читают отрывок). - Так почему крокодил Гена написал объявление о том, что ему нужны друзья? - Какими качествами должен обладать настоящий друг? (добрый, внимательный, преданный, требовательный к себе и товарищу, честны, бла-городный). 6. Инсценировка рассказа «Дружба». - Почему Серёжа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю? - Можно ли Серёжу назвать настоящим другом? - Как называется такая дружба? - Как поступил бы настоящий друг? 7. Послушайте стихотворение А.Барто «Я с ней дружу» и поду-майте, может ли быть дружба между мальчиком и девочкой? - На чём основана такая дружба? (На том, что им вместе хорошо, они помогают и оказывают поддержку друг другу; на том, что девочка постоянно нуждается в помощи и защите; на том, что мальчик всегда будет защищать девочку). - Чтение сочинений. - Дружат ли мальчики с девочками в нашем классе? - Почему? - Можно ли их дружбу назвать настоящей? 8. Послушайте стихотворение Берестова «Первый друг» и скажи-те, о дружбе кого с кем говорится в нём? - Теперь послушаем сочинения, в которых описывается дружба человека с животным. 9. Может ли существовать дружба между животными? - А вот как Алёна описала в своём сочинении дружбу кошки и собаки. (Читаю сочинение). Мы с вами выяснили, что в дружбе необходимо взаимное дове-рие, привязанность, общность интересов. III. Беседа о товариществе. 1. А теперь мы с вами выясним, что такое товарищество. Товарищество – это взаимные отношения между членами какого-либо кол-лектива и обязанности каждого по отношению к другим. - Найди различие между двумя понятиями «дружба» и «товари-щество». (Дружба – это близкие отношения между людьми, а товарищество- это взаимные отношения между группой людей). Дружба – близкие отноше-ния, требующие взаимного доверия, привязанности, общности интересов. Поэтому друзей у человека не может быть много. Товарищеские отношения – отношения взаимопомощи в общем деле, связанности общими занятиями, общими занятиями, общими условиями жизни. По-товарищески человек может относиться к каждому человеку, тем более если они вместе делают общее дело, но если люди безразличны друг к другу, безучастны, то значит, они не знают товарищества. Общаясь друг с другом, помогая друг другу в чем-либо, вы, ребята, учитесь быть друг другу товарищами. 2. Вы, наверное, подумали: « А разве товарищество не приходит само собой, разве этому нужно учиться? Нужно. А как этому можно научиться, вы сможете понять, послушав стихотворение О.Высотской «Ёжик». - Почему ребята называли Серёжу «Ёжиком»? - Почему Серёжа был безучастным к делам и просьбам своих одноклассников? - Как вы думаете, «Почему Алёша и ребята решили помочь Се-рёже? (Потому что ему было трудно одному). - Какое чувство возникло между ребятами? (Чувство товари-щества). - По каким признакам вы определили, что это товарищество? Товарищество появляется там, где есть интерес друг к другу, радости, забо-ты, огорчения одного разделяются всеми, взаимопомощь и поддержка делает даже малопривлекательную работу радостной и нетрудной, потому что ря-дом товарищи. Нужно пройти немало дорог, пережить общие радости и невз-годы, чтобы испытать чувство товарищества. Чувство товарищества – это прекрасное чувство. Только тот,ко-му оно знакомо, может стать настоящим другом. Другими словами, тот кто не испытал товарищества, не узнает подлинной дружбы, потому что дружба двух-трёх человек не может существовать в атмосфере безразличия и равно-душия к остальным. И у дружбы есть свои законы, которые мы прочитаем и постараемся запомнить на всю жизнь. ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ 1. Не оставляй друга в беде. Быть верным дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испы-тания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжёлую минуту – значит нравственно готовить себя к предатель-ству. 2. Тебе не безразлично, какой твой друг. Дружба – это нравственное обога-щение человека. 3. Дружба и эгоизм несовместимы. Дружба учит отдавать духовные силы, заботу, предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие. Если на всё это хватает характера и сил, через год, а ещё лучше через два, а ещё лучше через двадцать, ты сможешь сказать себе, что судьба не оставила тебя в нищих – у тебя была дружба. От древних времён дошло до нас много мифов и легенд. В том числе и легенда о Касторе и Поллуксе. А ведь они не совершали фантастиче-ских боевых подвигов, не строили город. Они просто дружили, но так, что их имена дошли до нас вместе с именами героев и поэтов. Отцом Кастора был простой смертный человек. Поллукс же был сыном бессмертного бога Зевса и сам имел право на бессмертие. Но когда Кастор погиб в битве, Поллукс, чтобы не расставаться с ним, отказался от бессмертия… Реки высохли, храмы разрушились, - а легенда о дружбе 2х юношей дошла до нас во всей своей яркости и тускнеть не собирается… Дружба нужна человеку не только в школе, но и потом – в институте, на работе. На пенсию выйдет и тогда без друга тоска. А заводить друзей на всю свою долгую жизнь лучше всего в школьные годы. На 11 лет собираются сюда ребята, чтобы росли бок о бок и учились всему необходи-мому - и, прежде всего, учились дружить. Алгебра может в жизни не пона-добиться, химия не понадобиться, а дружба нужна всегда. А итогом нашего урока будет стихотворение Расула Гамзатова «Берегите друзей». | |
Просмотров: 21328 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|