Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Дом, в котором мы живём
Тема: Дом, в котором мы живём.
Цели урока: Показать красоту родной природы, воспитывать
уважение и любовь к ней, показать, почему природа заболела,
почему её судьба в наших руках, раскрыть экологическую
проблему, развивать речь, повышать культуру, закрепить
полученные знания о природе.
Оборудование: карта Казахстана, таблица «Встретим пернатых
друзей», иллюстрации с изображением природы, опорные схемы.
Ход урока.
I. Организационная часть
II. Основная часть.
Когда-то очень давно у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было полей, ферм, заводов, фабрик. Не было привычной обуви и одежды. Жизнь людей зависела от «капризов» окружающей их природы. Неудачи на охоте заставляла подолгу голодать. Сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши предки преклонялись перед силой природы, и чувствовали сильную зависимость от неё. Но прошло время. У людей появились огромные фабрики, высотные дома. И тогда люди, подумали, что они больше не зависят от неё. Они сильнее её. Человек вооружился могучей техникой, вообразил себя великаном. Но прошло еще немного времени. Человек стал замечать, что вода уже не такая чистая, что почва не даёт богатого урожая.
И подумал, тогда человек: Что он сделал не так. Теперь нам нужно исправить ошибки людей и помочь природе.
Посмотрим на карту Казахстана. Много ли на ней зеленого цвета.
- Совсем немного. А почему мало лесов? Почему люди
вырубают леса?- В основном для древесины.
- Что нам даёт лес? Посмотрим на схему.
Ель - пианино, бумагу'.
Береза - лыжи, мебель, бумагу. Клён - кларнет, флейта, вагон, суда. Дуб - мебель, паркет, бумага.
Раньше людям казалось - лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. Теперь стало ясно, леса в опасности! По расчетам ученых, 2002 году на Земле по вине людей исчезнут половина лесов, которые есть сейчас. Ученые посчитали, что

каждый человек в течение всей жизни расходует около 400
деревьев. Посчитайте. У нас в классе 28 человек * 400. Сколько
деревьев в течение жизни вы расходуете.
28*400= 11.200 деревьев. Возьмем з'класса * 28-84 (ч)
84*400=33.600 деревьев.
Стоит подумать! Да!
Давайте войдем в лес. (Показ иллюстраций и комментарий). Черной прогалиной зияет выгоревшая от костра площадка. Рядом гора засохших еловых веток, которые были сорваны с ближайшей сосны, чтобы было мягко и удобно сидеть. Огонь костра сжёг корни и ветки соседнего дерева. - Можно ли так вести себя в лесу? (ответы детей).
Дети, существует заповеди поведения в лесу. Посмотрите в словаре Репкина, лексическое значение слова заповедь.
Заповедь - правило, положение, неприкасаемый, неприкосновенный, запретный. Входи в природу другом!
- А что такое друг? (ответы детей)
Не рвать, не ломать, не путать, не шуметь, не мусорить. Постарайся запомнить!
Куст, который, пригодился для палатки, растёт 5-8 лет! Деревце, спаленное на костре 15-18 лет. Знаешь ли ты, что брошенная бумага лежит 2 года, консервная банка или бутылка поранит кому-то ногу и через 30 лет.
Прежде чем разжигать огонь, лопатой сними дёрг. Уходя из леса, осмотрись, хорошо ли убрано место твоего отдыха.
Мы собирали в лесу ягоду. Если мы вырвем куст ягоды, то он вырастет через несколько лет, например куст земляники новый вырастит через 4 года, брусника через 10 лет, а черника - через 100 лет. Стоит подумать.
А можно ли с леса принести цветы? (ответы детей)
Люди их рвут, не задумываясь. А ведь чтобы ландыш (показываю иллюстрацию) зацвел, с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Мальчики и девочки, поступившие в первый класс, успевают за это время окончить школу. Подумайте об этом.
А ещё в нашем лесу живут пернатые друзья. И от них поступила жалоба. Давайте их рассмотрим.

Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза говорят у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо.
Справка: Одна сова за лето убивает тысяча полевок, которые способны уничтожать тонну зерна за лето.
Дети, как помочь пернатым друзьям? (ответы детей)
Справка: С наступлением весны с дальних зимовок возвращаются в наши края друзья человека - птицы. Например: дятлы, поползни, синицы, галочки. Они уничтожают несметное количество вредителей. Гнезда таких птиц необходимо охранять и создавать условия гнездования.
Ситуация: Если птенец выпал из гнезда? (ответы детей).
Посмотрите на карту Казахстана. Что обозначено, синим цветом? - Реки, озера, моря.
Наш город с одной стороны окружен степями, с другой стороны он опоясан лентой лесов и рассекает его пополам седой Иртыш.
Какое стихотворение Музафара Алимбаева мы знаем?
Иртыш (чтецы)
- Вы летом отдыхали на берегу Иртыша? Что вы там видели?
- Что делать нельзя у водоёма? (ответы детей)
- Почему, как вы думаете исчезают некоторые виды рыб?
(ответы детей)
- Что ловили в реке
Однажды рыбаки заметили, что в их улове стало попадаться много больных рыб. Причина оказалось простой, в реке выловили всех раков. А ведь раки уничтожают остатки погибших животных, служат санитарами. И когда раков не стало, от погибших рыб заражались здоровые.
Посмотрите на иллюстрацию. Не преступление ли это? Да!
Земля- наша кормилица. На земле растут растения. Корни растении дышат воздухом, который содержится в земле.
- Какой вред наносит человек земле? (ответы детей).
Человек вырубает леса, загрязняет мусором, осушает водоемы,
вспахивает земли.
- Что объединяет нас всех, людей, растения, животных?
- Без чего всё это не может существовать? - (ответы детей)

Викторина.
1. Продолжите предложение: Когда наступает весна, я
посажу дерево.
2. сделаю скворечник;
3. не буду брать выпавших птенцов; не оставлю
горящий костёр в лесу.

1. Наука о растениях (ботаника)
2. Какие птицы прилетают весной раньше - стрижи или
ласточки
3. Что обозначает «плач» березы весной? (соковыведение)
4. Что теряет лось каждую зиму? (рога)

1. Какую траву любят кошки? (валериану)
2. Наука о животных (зоология)
3. Пингвин - птица или животное? (птица)
4. Какое животное почти все время живет под землей? (крот)

1. Кто спит головой вниз? (летучая мышь)
2. Какая птица выше всех летает? (орёл)
3. Красавица русского леса (береза)
4. Кто бежит выставляя вперед задние ноги (заяц)

1. Сколько ног у жука? 6
2. Какая охота разрешается в лесу в любое время года
(фотоохота)
3. Самый быстрый зверь? (гепард)
4. Какой снег тает быстрее - чистый или грязный?

Категория: Начальная школа | Добавил: Лира (2010-03-02) | Автор: Лира E
Просмотров: 1231 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 5:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru