Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Доклад "Формирование казахстанского патриотизма и гражданственности как основа поликультурного образования дошкольников".
Купчинова Надежда Владимировна.
Комплекс «Детский сад-школа «Таңшолпан».
"Формирование казахстанского патриотизма и гражданственности
как основа поликультурного образования дошкольников".

Академик Д.С.Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Казахстанскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.
С этой целью мною была разработана программа «Мой Казахстан» ,которая апробируется и внедряется нашими педагогами в комплексе.
Программа «Мой Казахстан» помогает развитию патриотических и гражданских чувств у детей дошкольного возраста.
Вызывает интерес у детей и положительно воздействует на их эмоции, развивает их фантазию, любознательность и творчество, формирует способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях. Открывает ребенку доступ к культуре своего и других народов, знакомит его с особенностями повседневного быта их сверстников, обычаев, традиций, детским фольклором, играми, традициями проведения праздников.
Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире. Данный отрывок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В группе, прежде чем начинать рассуждать о корнях патриотизма, о его сущности и глубине, мы с детьми выясняли значение этого слова . Все словари дают нам одинаковое определение понятия «патриотизм» - любовь к Родине. То есть патриотизм есть термин многосложный состоящий как минимум из двух понятий: любовь и Родина. Но ведь каждый человек вкладывает разное понимание любви и Родины. Поэтому нет ничего странного в том, что мы сегодня вычленяем разного толка и уровня развития патриотов. Есть те, которые любят Родину для себя, есть себя для Родины, есть себя и Родину, как единое целое. Но любить свою Родину невозможно без любви к своей семье, к своим детям, к своим друзьям и близким. А посему невероятно, на наш взгляд, постичь природу и глубину патриотизма без понимания природы и глубины человеческих взаимоотношений и взаимопонимания.
Вечный вопрос всех поколений: «Кого можно считать патриотом?» Давайте попробуем выделить основные разновидности особой человеческой породы – Патриот. Одни любят свою Землю, свой дом, свой народ и взаимно ими любимы. Они посвящают свои трудовые подвиги, научные открытия, произведения искусств народу, Родине. А их именами впоследствии называют улицы и города, они становятся народными героями. Другие тоже любят свою Землю, свой дом, свой народ, но без взаимности. Их имена либо предаются забвению, либо звучат далеко от родной земли, непонятые и непризнанные на горячо любимой ими Родине, среди горячо любимого ими народа.
А какого патриота хотим вырастить мы, что вкладываем сегодня, во множественные и долгие разговоры о необходимости формировать своего, уникального, не похожего на всех казахстанского патриота?
Будущее невозможно без прошлого и настоящего, а патриотизм невозможен без истории и людей - его несомненных источников и вершителей. Понятие Родина, любовь, народ формируются в сознании человека на основе чувства соприкосновения, сопереживания и сопричастности к определенному кругу людей, количеству событий, его окружающих и системе ценностей и идеалов, определяющих общественные отношения в том социуме, где человек формируется. Исходя, из этих параметров мы можем дать определение национальному, родовому, этническому, либо территориально- географическому патриотизму. Но Республика Казахстан поликультурна и слияние многих систем ценностей и идеалов не всегда приводят к слиянию патриотических порывов. Итак, каково же сегодня реальное положение вещей? Как происходит процесс формирования казахстанской нации? Кто сегодня участвует в этом многосложном о многоструктурном действии?
В Казахстане проживает всего 130 этносов. Их объединение возможно не только под одним флагом, в пределах одной границы, но под одной идеей. Имя этой идеи – национальная. Основу нашей национальной идей составляет Конституция, признающая народ Казахстана единственным источником власти, вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности. Очень важно донести до каждого гражданина страны эту идею. Наших дошкольников мы знакомим с главной книгой страны – это Конституцией. Потому как всякое соблюдение закона зависит от лиц принимающих и отправляющих закон в полной мере одинаково. Пора бы нам всем понять, что порочно делить мир на «Своих» и «Чужих», на «великих» и «невеликих», на «старших» и «младших». Ибо каждый народ независимо от его численности, занимаемой территории, уровня научных знаний и тем более независимо от военной мощи заслуживает самого глубокого уважения и права на равенство с любым народом мира.
Тогда, исходя из данных рассуждений, мы выводим формулу казахстанского патриотизма и гражданственности как основа поликультурного образования: «чувство общегосударственной сопричастности, гражданской ответственности и гражданского долга перед своей страной, толерантность, выражаемая пониманием и принятием культуры всех этносов Казахстана и мира» За двадцать один год развития казахстанский народ сохранил главное – внутриполитическую стабильность. Именно стабильность взаимоотношений может стать отправной точкой к этапу осознанной взаимозависимости, который по своей природе не приемлет национализма. Главный принцип этого этапа: «Ребенок на дороге – и мой, и твой». И, на этом этапе неоценимую роль будут играть все социальные институты, исполняющие воспитательную функцию.
Особое место мы педагоги уделяем воспитанию патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Формирование гражданско-патриотической позиции – что это такое по отношению к детям дошкольного возраста?
Нами определяется гражданско-патриотическая позиция как проявление ребенком своих представлений о себе, своей семье, о родном городе, крае, стране, о государственной символике, об искусстве своего народа, о труде с общественной мотивацией, а также отношение к этому всему в поведении и деятельности.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно ребёнку дошкольнику.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду», - писал Д.С. Лихачёв.
Важно в дошкольном возрасте вести работу по формированию у детей представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Прежде всего, осознание своего «я» как основного этапа всей работы начинается с понимания того, что каждый ребенок имеет свое имя, что каждое имя что-то означает.
Детям рассказывается о том, кто из великих людей носил такое же имя. У дошкольников укрепляется сознание собственной индивидуальности, повышается самооценка, они чувствуют интерес и уважение к собственной персоне со стороны окружающих, как взрослых, так и сверстников.
Взаимодействие с семьей может иметь продолжение в виде выстраивания генеалогического древа, составления семейных альбомов, рисования на тему «Моя семья», организации мини-музеев «Семейная династия», «Из бабушкиного сундучка». Родители наших воспитанников подходят к выполнению таких заданий с энтузиазмом, проявляя выдумку и фантазию. Эта работа призвана помочь ребенку понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков.
Знакомя дошкольников с родным городом, основной целью считаем, воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, где он живет. До детей доводится информация о каких-то исторических фактах нашего города Абая, о природе данного населенного пункта, о промышленности. Родителям на этом этапе работы предлагается во время поездок в другие города обращать внимание ребенка на их своеобразие, на то, чем они отличаются от их родного города, на природу, архитектуру и т.д.. Помогают в ознакомлении дошкольников с родным городом и краем.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Категория: Начальная школа | Добавил: NadjaKupchinowa60 (2015-01-28) | Автор: Купчинова Надежда Владимировна E
Просмотров: 1572 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru