Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Купчинова Надежда Владимировна. Комплекс «Детский сад-школа «Таңшолпан». "Формирование казахстанского патриотизма и гражданственности как основа поликультурного образования дошкольников". Академик Д.С.Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Казахстанскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение. С этой целью мною была разработана программа «Мой Казахстан» ,которая апробируется и внедряется нашими педагогами в комплексе. Программа «Мой Казахстан» помогает развитию патриотических и гражданских чувств у детей дошкольного возраста. Вызывает интерес у детей и положительно воздействует на их эмоции, развивает их фантазию, любознательность и творчество, формирует способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях. Открывает ребенку доступ к культуре своего и других народов, знакомит его с особенностями повседневного быта их сверстников, обычаев, традиций, детским фольклором, играми, традициями проведения праздников. Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире. Данный отрывок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В группе, прежде чем начинать рассуждать о корнях патриотизма, о его сущности и глубине, мы с детьми выясняли значение этого слова . Все словари дают нам одинаковое определение понятия «патриотизм» - любовь к Родине. То есть патриотизм есть термин многосложный состоящий как минимум из двух понятий: любовь и Родина. Но ведь каждый человек вкладывает разное понимание любви и Родины. Поэтому нет ничего странного в том, что мы сегодня вычленяем разного толка и уровня развития патриотов. Есть те, которые любят Родину для себя, есть себя для Родины, есть себя и Родину, как единое целое. Но любить свою Родину невозможно без любви к своей семье, к своим детям, к своим друзьям и близким. А посему невероятно, на наш взгляд, постичь природу и глубину патриотизма без понимания природы и глубины человеческих взаимоотношений и взаимопонимания. Вечный вопрос всех поколений: «Кого можно считать патриотом?» Давайте попробуем выделить основные разновидности особой человеческой породы – Патриот. Одни любят свою Землю, свой дом, свой народ и взаимно ими любимы. Они посвящают свои трудовые подвиги, научные открытия, произведения искусств народу, Родине. А их именами впоследствии называют улицы и города, они становятся народными героями. Другие тоже любят свою Землю, свой дом, свой народ, но без взаимности. Их имена либо предаются забвению, либо звучат далеко от родной земли, непонятые и непризнанные на горячо любимой ими Родине, среди горячо любимого ими народа. А какого патриота хотим вырастить мы, что вкладываем сегодня, во множественные и долгие разговоры о необходимости формировать своего, уникального, не похожего на всех казахстанского патриота? Будущее невозможно без прошлого и настоящего, а патриотизм невозможен без истории и людей - его несомненных источников и вершителей. Понятие Родина, любовь, народ формируются в сознании человека на основе чувства соприкосновения, сопереживания и сопричастности к определенному кругу людей, количеству событий, его окружающих и системе ценностей и идеалов, определяющих общественные отношения в том социуме, где человек формируется. Исходя, из этих параметров мы можем дать определение национальному, родовому, этническому, либо территориально- географическому патриотизму. Но Республика Казахстан поликультурна и слияние многих систем ценностей и идеалов не всегда приводят к слиянию патриотических порывов. Итак, каково же сегодня реальное положение вещей? Как происходит процесс формирования казахстанской нации? Кто сегодня участвует в этом многосложном о многоструктурном действии? В Казахстане проживает всего 130 этносов. Их объединение возможно не только под одним флагом, в пределах одной границы, но под одной идеей. Имя этой идеи – национальная. Основу нашей национальной идей составляет Конституция, признающая народ Казахстана единственным источником власти, вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности. Очень важно донести до каждого гражданина страны эту идею. Наших дошкольников мы знакомим с главной книгой страны – это Конституцией. Потому как всякое соблюдение закона зависит от лиц принимающих и отправляющих закон в полной мере одинаково. Пора бы нам всем понять, что порочно делить мир на «Своих» и «Чужих», на «великих» и «невеликих», на «старших» и «младших». Ибо каждый народ независимо от его численности, занимаемой территории, уровня научных знаний и тем более независимо от военной мощи заслуживает самого глубокого уважения и права на равенство с любым народом мира. Тогда, исходя из данных рассуждений, мы выводим формулу казахстанского патриотизма и гражданственности как основа поликультурного образования: «чувство общегосударственной сопричастности, гражданской ответственности и гражданского долга перед своей страной, толерантность, выражаемая пониманием и принятием культуры всех этносов Казахстана и мира» За двадцать один год развития казахстанский народ сохранил главное – внутриполитическую стабильность. Именно стабильность взаимоотношений может стать отправной точкой к этапу осознанной взаимозависимости, который по своей природе не приемлет национализма. Главный принцип этого этапа: «Ребенок на дороге – и мой, и твой». И, на этом этапе неоценимую роль будут играть все социальные институты, исполняющие воспитательную функцию. Особое место мы педагоги уделяем воспитанию патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Формирование гражданско-патриотической позиции – что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Нами определяется гражданско-патриотическая позиция как проявление ребенком своих представлений о себе, своей семье, о родном городе, крае, стране, о государственной символике, об искусстве своего народа, о труде с общественной мотивацией, а также отношение к этому всему в поведении и деятельности. Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно ребёнку дошкольнику. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду», - писал Д.С. Лихачёв. Важно в дошкольном возрасте вести работу по формированию у детей представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Прежде всего, осознание своего «я» как основного этапа всей работы начинается с понимания того, что каждый ребенок имеет свое имя, что каждое имя что-то означает. Детям рассказывается о том, кто из великих людей носил такое же имя. У дошкольников укрепляется сознание собственной индивидуальности, повышается самооценка, они чувствуют интерес и уважение к собственной персоне со стороны окружающих, как взрослых, так и сверстников. Взаимодействие с семьей может иметь продолжение в виде выстраивания генеалогического древа, составления семейных альбомов, рисования на тему «Моя семья», организации мини-музеев «Семейная династия», «Из бабушкиного сундучка». Родители наших воспитанников подходят к выполнению таких заданий с энтузиазмом, проявляя выдумку и фантазию. Эта работа призвана помочь ребенку понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Знакомя дошкольников с родным городом, основной целью считаем, воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, где он живет. До детей доводится информация о каких-то исторических фактах нашего города Абая, о природе данного населенного пункта, о промышленности. Родителям на этом этапе работы предлагается во время поездок в другие города обращать внимание ребенка на их своеобразие, на то, чем они отличаются от их родного города, на природу, архитектуру и т.д.. Помогают в ознакомлении дошкольников с родным городом и краем. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. | |
Просмотров: 1572 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|