Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Черчение - 9 класс Подготовила: учитель черчения и рисования ОШ имени С.Т.Ельгизекова Бухаржырауский район Карагандинской области Шагирова Саулеш Избасаровна Тема урока: Проецирование на три плоскости проекций. Расположение видов на чертеже. Местные виды Цели урока: закрепить понятия о проецировании на две плоскости проекций, о главном виде и виде сверху; подвести к решению о недостаточности двух видов для полного представления о детали; вести понятия профильной плоскости проекций, вида слева, трехгранного угла, местного вида, постоянной прямой; объяснить последовательность построения на листе трех видов и их проекционной связи; познакомить с развернутым кубом и основными видами. Развивающая цель: Развить логическое и пространственно - мышление учащихся. Дальнейшее развитие умении и навыков учеников. Воспитательная цель: Эстетический вкус и творческий потенциал, трудолюбие и усидчивость. Тип: урока: Нестандартный. Проблемно-поисковой. Вид урока: Урок изучения нового материала. Оборудование: модель трехгранного угла (раскладывающаяся в плоскость) с обозначениями плоскостей проекций и осей проекций; любая деталь для демонстрации процесса проецирования; таблица с двумя проекциями детали. Учебный метод: Плакат проецирование на три плоскости проекций. Расположение видов на чертеже. I. Организационный момент: Приветствие, проверка готовности к уроку. II. Повторение изученного материала: - Сколько видов предмета мы выполняли на прошлом уроке? (Два) - Как называются эти виды? (Главный, или вид спереди, и вид сверху) - на каких плоскостях проекций получаются эти виды? (на фронтальной и горизонтальной) - Как располагаются относительно друг друга эти виды на чертеже? (Вид сверху должен быть строго под главным видом) III. Знакомство с новым материалом 1. Вводная беседа. - посмотрите на данный чертеж. Какова форма верхней части этой детали? (Ученики в ходе обсуждения приходят к выводу, что форма может быть разной. На доске учитель или ученики рисуют варианты) (Ученики приходят к выводу о необходимости построения еще одного вида) 2. Профильная плоскость проекций. Вид слева. Какой же вид наиболее целесообразно выполнить для того, чтобы показать форму верхней части детали? По отношению к главному виду этот вид будет называться видом слева. Давайте выполним виды слева для данных деталей. (Выполняется на доске с учебниками) Итак, рассмотрим процесс получения этой проекции. (Учитель берет модель трехгранного куба и помещает него деталь.) Плоскость, на которой образуется вид слева, называется профильной (от слова «профиль», что означает «вид сбоку»). Обозначается она буквой W (дабл ю). она также перпендикулярна фронтальной и горизонтальной плоскостями проекций и пересекается с ними по осям Z (с плоскостью V) и Y (c плоскостью Н). (Учитель показывает развертку трехгранного угла обозначениями,) Оси X,Y,Z называются осями координат, а точка их взаимного пересечение О – началом координат. Заресуйте в тетради разветку трехгранного угла. Чтобы получить чертеж,полоскость W,как и H,поворачивают и совмещают с фронтальной плоскостью проекций V. Полученный таким образом чертеж содержит три прямоугольные проекции предмета: фронтальную, горизонтальную и профильную. Оси проекций на чертеж не показывают. - Как относительно фронтальной проекции будет располагаться профильная проекция?(На одной высоте, но правее, в проекционной связи.) Обратите внимание на то, как выполняется проекционная связь между профильной и горизонтальную проекциями, там, где ось Y раздаваивается. При построении профильной проекции линии связи выполняются с помощью циркуля, центром окружностей будет являться начало координат- точка О, а радиусом – расстояние от оси координат Х до ключевых элементом детали на горизонтальной проекции. Второй вариант проекционной связи в этом случае – проведение луча вправо вниз из точки О Этот луч называется постоянной прямой. Эта прямая может также проводиться из правого нижнего угла изображения предмета на главном виде. В этом случае он будет являться биссектрисой угла при вершине главного вида. Зарисуйте оба способа в тетради, а также запишите определение: Чертеж, представленный тремя проекциями, или видами называется комплексным чертежом. В большинстве случае он даёт полное представление о геометрической форме и конструкции детали. 3. Виды. - Кто может объяснить, чем проекция отличается от вида? (примерный ответ: Проекция – это получение изображения предмета на плоскости проекций с помощью проецирующих лучей. Вид – это изображение на чертеже обращенной к наблюдателю видимой поверхности предмета.) - Какие виды соответствуют изученным проекциям? (Вид спереди – фронтальная проекция, вид сверху – горизонтальная проекция, вид слева – профильная проекция.) Стандарт устанавливает шесть основных видов, которые получаются при проецировании предмета, помещенного внутрь куба, шесть граней которого принимают за шесть плоскостей проекций. Мы с вами рассмотрели три плоскости проекций. - Как могут называться проекции на других сторонах куба? (Вид снизу, вид справа, вид сзади) На производственных чертежах изделие сложной формы может быть изображено в шести видах. При этом главный вид, или вид спереди, находится на месте фронтальной проекции, вид справа – слева от него, вид сзади – справа от вида слева, вид снизу – над видом спереди. Количество видов на чертеже должно быть минимальным, но достаточным для полного представления о детали, поэтому на видах показывают невидимые части предмета штриховыми линиями, а также применяют сечения и разрезы, о которых вы узнаете позже. 4. Местные виды. В некоторых случаях на чертеже вместо полного вида можно применить его часть. Это упрощает построение изображения предмета. Представим, что нам нужно начертить шпалу рельсов. Если мы будем изображать его в длину целиком, в масштабе уменьшения, то на листе А4 получится очень длинная узкая полоса, в которой не будет понятна ни форма, ни места крепления. В этом случае можно изобразить лишь часть детали, ограничив место разрыва волнистой линией. Такой приём можно также применить, если нужно показать крупным планом какой-то отдельный элемент детали, например крепление. Такой вид называется местным видом. Располагаться он может на свободном поле чертежа или в проекционной связи с другими изображениями. - Почему удобнее применить местные виды? (Они облегчают чтение чертежа, экономят место на поле чертежа, уменьшают объем работы при выполнении чертежа). IV. Практическое закрепление пройденного материала. Выполните упражнения (в учебниках или рабочих тетрадях). Примерные задания: Задание 1. Ботвинникова А.Д. и др. – стр.40, рис.51 На наглядном изображении стрелками показаны направления проекцирования. Проекции детали обозначены цифрами. - Назовите, какой проекции, обозначенной цифрой, соответствует каждое направление проецирования, обозначенное буквой, а также назовите проекции 1,2,3 (А2 – фронтальная, Б2 – горизонтальная, В3 - профильная) (Учитель спрашивает одного ученика, остальные пишут в тетради.) Задание 2. Откройте учебник на стр. 43, 55. В тетрадях выполняем три вида данной детали . Что она из себя представляет? (Куб с пазом) Размеры выбираем произвольно (например, 6 см – стороны куба, 2 см – глубина паза). (К доске вызывается по одному ученику для выполнения каждого вида, класс выполняет задание в тетради.) - Как будет выглядеть главный вид? (Паз будет виден спереди как вырез.) - А вид сверху? (Паз будет выглядеть как две параллельные полосы.) - Как показать паз на виде слева? (Невидимыми линиями.) и дочертить недостающие линии.) V. Теоретическое закрепление пройденного материала. - С какой плоскостью проекций мы сегодня познакомились? - как называется получаемая на ней проекция? Вид? Где он располагается относительно главного вида? - Как обозначается профильная плоскость проекций? - Что такое оси проекций? Начало координат? - Какая ось раздваивается в процессе развертки трехгранного угла? (ОсьY) - Что такое постоянная прямая? Зачем она применяется? (Для проекционной связи видов на чертеже. Это прямая, проведенная из начала координат или правого нижнего угла главного вида под углом 450 вправо вниз.) - Сколько всего может быть видов у детали? (Шест) - Что такое местные виды? (Изображение фрагмента детали.) - Как показывается разрыв детали на местном виде? (Волнистой линией.) VI. Домашнее задание. К следующему уроку подготовьте горизонтальные листы формата А 4 и чертежные инструменты. | |
Просмотров: 2674 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|