Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Тема урока: Казахские писатели 19 века Тип урока: обобщение Цель урока: к концу урока ученики смогут оценить вклад в науку и культуру выдающихся просветителей Казахстана. Задачи: • сформировать знания о жизни и деятельности выдающихся просветителей Абая Кунанбаева, Ыбрая Алтынсарина • воспитывать патриотизм, гордость и интерес к событиям отечественной истории • развивать образовательно-информационную и коммуникативную компетентность, умение работать в коллективе, развивать лидерские качества у учащихся и умение оценивать себя и друг друга, диалоговую речь, возрастные особенности. Методы: открытые вопросы, мозговой штурм, кроссворд. Ход урока I. Организационный момент. Психологический настрой - Начиная урок, давайте поприветствуем наших гостей, которых мы рады видеть. Ребята, готовы вы к уроку? На вас надеюсь.я, друзья! Мы хороший, дружный класс, Все получится у нас! -Покажите с каким настроением вы приступаете к уроку. (на карточках желтый – радость, зеленый- уверенность, красный- тревога). Наш урок необычен, так как вести его помогут сами ученики 4 класса. Викторина. « И это все о нем » 1. Этот известный казахский поэт родился в Семипалатинской области. Его мама дала ему имя, что означало « внимательный », «проницательный ». 2. Поэт переводил Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гете. Познакомил читателей с произведением « Евгений Онегин ». 3. Кто автор этих строк: « Воля, сердце и разум спорили, кто из них важнее » 4. Призывал к пяти друзьям! Остерегал от пяти пороков. II. Основная часть Выступление Жук Александра в образе Абая Кунанбаева: Хорошо я жил или плохо, а пройдено немало; в борьбе и ссорах, судах и спорах, страданиях и тревогах дошел до преклонных лет; выбившись из сил, пресытившись всем, обнаружил бренность и бесплодность своих деяний, убедился в унизительности своего бытия. Чем теперь заняться, как прожить оставшуюся жизнь? Учитель: Так начинает Абай «Слово первое» своего духовного завещания. После долгих размышлений он, наконец решил Жук А.: Возьму я в спутники бумагу и чернила,стану записывать свои мысли. Пойми меня сердцем своим- Для тебя загадкой предстану, С бесправьем боролся, в бездорожье путьискал, С тысячью один бился – не осуждай. Зеленская Инна: Абай Кунанбаев (1845—1904). Абай Кунанбаев — выдающийся казахский поэт-просветитель. Большое значение Абай придавал народному просвещению. Он требовал открытия школ для казахской молодежи, в которых она могла бы учиться светским наукам. «Надо взять детей у родителей, отдать ребят в школы, направить одних на одну специальность, других — на другую. Надо создать школы, надо, чтобы все учились, даже девушки»,— писал Абай. Роль Абая в истории казахского народа исключительно велика. Абай — классик казахской литературы, создатель казахского литературного языка. Он обогатил казахскую литературу прекрасными переводами русских классиков, способствовал росту духовной культуры казахского народа Учитель: Вот что говорили великие люди об Абае Кунанбаеве. Ахмет Байтурсынов: Первый поэт казахов Абай Кунанбаев. Ни в раннем, ни в позднем периоде истории казахов нет поэта, превосходящего его по величию духа. Сабит Муканов: Не все гении- поэты, не все поэты- гении. Абай был и тем и другим. Зеленская Инна: духовное наследие поэта-философа, поистине богатейшая энциклопедия, дающая ясное, полное и точное представление об экономическом, политико- правовом, культурно-историческом, моральном состоянии казахского общества. Абай развивает учение о нравственных качествах, выдвигает гуманистические принципы нравственного совершенствования человека и их особенности в казахском национальном образе жизни. Дорогова Карина: И чем дальше уходит то время, в котором жил Абай, тем сильнее чувствуешь его присутствие. Абай был зеркалом общественной мысли казахов, носителем духовного богатства своего народа. Он всегда будет сияющей вершиной в казахской литературе. И сегодня мы хотим отдать дань прозорливости мысли, поэтическому мастерству Абая. Зуева Валерия: Пройдя свой путь раздумий и страданий, Он стал у основанья снежных гор, Как дружбы свет, как прошлому укор, Величественным и строгим изваяньем. Поэт глядит на нас издалека В открытом взоре мысли созиданий, И поколеньям новым на века Он держит книгу мудрых назиданий. Прослушивание «Көзімнің қарасы» Петровская Анастасия Красивою песней под струнный звон. Ты весь охвачен в ночной тиши, Песни меня забирают в полон, Как я, люби их от всей души. Мелконян Сабрина: От дел привычных уйти спеша, Я забываю весь белый свет. Внимает песне моя душа, И сердца пламенем я согрет. Учитель: на уроках литературного чтения мы познакомились ещё с одним поэтом и писателем. Сулейменова Камила Очень много в области развития народного образования в Казахстане сделал Ибрай Алтынсарин (1841 —1889)—выдающийся казахский педагог и просветитель. Он родился в Затобольском районе Кустанайской области, воспитывался у деда, т. к. рано лишился родителей. В своих произведениях он призывал казахский народ к просвещению, науке, осуждал темноту и невежество. Девизом Алтынсарина были слова: «Долг каждого из нас — принести посильную лепту на пользу своей Родине». Зуева Валерия: Знаний увидев свет, Дети, в школу идите! В памяти крепко, навек Прочитанное сохраните. Учение даст вам счастье, Оно озарит, как свет, Каждое ваше желание, Яркий оставит след. Учитель: Это отрывок из стихотворения «Посвящение», которое было напечатано в первой «Казахской хрестоматии» для школьников, полностью составленной самим И. Алтынсариным. Стихотворение сыграло большую роль в воспитании подрастающего поколения. Оно быстро облетело казахскую степь дойдя до самых отдаленных районов и аулов, помогая привлечь детвору в школу. Поэтом создано более ста больших и малых литературных произведений. Среди них 35 стихотворений, 50 рассказов и много других образцов казахского фольклора. Хорошо знал и ценил Ыбрая Абай Кунанбаев. В рукописях Абая, наряду с переводами произведений Пушкина, Лермонтова включались и стихотворения Ыбрая Алтынсарина. Его стихотворения и рассказы по языку и содержанию глубоко народны. В них автор талантливо выражает, общечеловеческие идеи, поэтому эти произведения близки и понятны не только для его современников, но и для нас, потомков. В преддверии праздника Дня первого президента Республики Казахстан, я хотела, ребята, вам сказать, что Нурсултан Абишевич является не только мудрым руководителем государства, но и талантливым писателем. На выставке представлены некоторые труды главы нашего государства, более подробно вы можете узнать о его творчестве в библиотеке. Стихотворения о президенте: Сулейменова Камила: "Проспекты, улицы, бульвары разлились мощною рекой. Так воплотились явью планы вождя великою душой. Он смог подвигнуть миллионы, дав в руки факел и мечты, Создав народ единой воли, людей - вершителей судьбы!" Кряжевских Владислав: В предгорьях Заилийских, где природа, Там где ручьи звенят по валунам Родился президент казахского народа Стране на благо и на радость нам. Родители обычай соблюдая, накрыли для народа дастархан, И мальчику хорошего желая Назвали по-казахски «Нурсултан». Жук Александр Он рос среди казахов и учился Заветам предков, грамоте, уму. Как будто знал: не просто он родился, А что великий путь начертан был ему. Жизнь закаляла Нурсултана не жалея Он крепок был физически, умен, Он защищал друзей, которые слабее Любил людей всех наций и племен. Дорогова Карина Учился в школе он без замечаний Любил читать он книги допоздна Не знал наш Нурсултан, что чашу знаний Придется выпить в будущем до дна. В стране прошла эпоха перемен, Открылись школы, техникумы, вузы Уйти хотел наш Нурсултан из родных стен Он не хотел быть для родителей обузой. Родители, хоть были бедняки Собрали денег сыну на дорогу, Пожатие родительской руки И зашагал наш Нурсултан с эпохой в ногу. III.Заключение • Рефлексия. -Покажите при помощи карточек, изменилось ли ваше настроение. (на карточках желтый – радость, зеленый- уверенность, красный- тревога). • Оценивание • Домашнее задание стр.65-66 в книге для чтения- выразительное чтение • Прощание | |
Просмотров: 2570 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|