Повышение техники чтения через активные формы обучения. Латыпова Р.К. СШ №12 Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира. В. А. Сухомлинский В настоящее время наблюдается у школьников снижение интереса к получению знаний, для большинства учащихся характерно нежелание учиться. Это объясняется разными причинами: общественными, социальными, экономическими. Как показали исследования ученого Донецкого университета В.Н.Зайцева из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим, который по своему значению превосходит все остальные вместе взятые, является темп чтения. Чтобы обеспечить успешное обучение учащихся в среднем и старшем звене, учителя начальных классов должны работать над скоростью чтения, доводить ее по возможности до динамического чтения. Динамическое чтение – это чтение не по буквам, слогам, словам, а чтение групп слов, предложений, блоков. Мне хочется поделиться теми находками, которые помогают моим ученикам в развитии техники чтения. Упражнение «Буратино», при выполнении которого дети ставят на парту согнутую в локте руку с прямой ладонью и в задаваемом темпе читают с убыстрением текст, делая взмах рукой на каждом слове текста. Упражнение «Ручеёк», при выполнении которого дети читают в темпе скороговорки по одному предложению или одной строке текста. Упражнение «Буксир». Учитель движет указкой по написанному тексту, а дети читают в заданном темпе. При повторном чтении отрывка темп чтения увеличивается. Учитель читает вслух в пределах скорости чтения учеников. Многократное чтение. Это упражнение широко известно. При первом прочтении могут встретиться незнакомые слова, непривычные обороты, которые легко усваиваются при повторном чтении, а поэтому темп его возрастает, вырабатывается навык более быстрого темпа. Переход на незнакомый текст. Суть упражнений состоит в том, что после многократного прочтения текста с постепенным убыстрением темпа, ученику предлагается читать следующую часть текста в повышенном темпе. Чтение с отрывом от текста. При чтении вслух ученику предлагается поглядывать на класс, возвращаясь затем к чтению. При этом ученик должен схватить глазами следующее слово или группу слов. Это упражнение приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличивается кратковременная память, ученик учится распределять внимание. Пересказ с опорой на текст. После многократного чтения текста ученики пересказывают его содержание. При возникновении затруднений ему разрешается подглядывать в учебник. Это упражнение приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию угла зрения, кратковременной памяти и закладывает основу для успешной домашней работы. Чтение «эхо» (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает это же слово. Цель: сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже слышал слово, ему легче узнать. На более позднем этапе обучения чтению сильный и слабый меняются ролями. Цель: сильный ученик отдаёт все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на прочтение следующего слова. Он опять более уверен в себе. Чтение «канон»: один ученик начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на 3-4 слова (как при пении канона). Цель: держать определённый темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок. Все дети следят за чтением обоих учеников и оценивают их работу. Чтение «спринт»: небольшие отрывки текста несколько учеников начинают читать одновременно – на скорость. Кроме быстрого чтения, им надо следить за выразительностью, безошибочностью. Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на вопросы, поставленные к тексту перед чтением. Цель: загрузить уши учащихся посторонней работой – счетом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить текст про себя. Они приучают читать только глазами. Первый вопрос к учащимся – о числе слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом и действительным не превышает 2%, хорошим – удовлетворительным 5- 10% при условии, что дети ответили на вопросы к тексту. Упражнение «Разведка». Оно заключается в том, что дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Ученики учатся ориентироваться в тексте, находить главное. Это упражнение использую и на уроках русского языка, например, «разведчики» находят в тексте словарные слова или слова на какое-либо правило. Чтение с речевыми помехами. Ученик читает про себя, одновременно напевая песенку. Чтение с простукиванием ритма. Простукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученик должен читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию. Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки). «Инструкция». Последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске. Дети делают все молча. 1) Прочитай загадку 2) Подойди к учительнице и на ухо скажи отгадку. Это упражнение способствует поддержанию интереса к уроку, позволяет увеличить текстовый материал для тренировки чтения. «Кто быстрее». На полу рассыпаны статьи. Их в три раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде «Начали!» каждый ученик берет статью и «скользит» по тексту глазами в поисках данного предложения. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент. Скачкообразное чтение «Кенгуру». Под счет 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чтение вслух. Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счет 1, 2, фиксируя в начале и конце строки. Вертикально-слаломное чтение «Слалом». В течение 20 секунд, перемещая взгляд вертикально-слаломно, пытайтесь найти существенную информацию. Чтение отрывка в перевернутом виде («Путешествие по перевернутому миру») Страница учебника переворачивается на 180 градусов (вверх ногами). Это упражнение вместе с навыками чтения направлено на развитие языковой интуиции. Чтение отрывка через слово. Это развивает глазодвигательную активность ребенка, устойчивость внимания. Для развития техники чтения и поддержания интереса на уроках использую следующие игры. 1. Помоги слову найти последнюю букву. Учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы. ГРИ З ГЛА Б СТО К КРИ Л Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитает получившееся слово. 2.Слог или слово. Учитель записывает на доске трёхбуквенные слоги и слова. Дети должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова. Например: СОК РАК КВО ШУМ НОС ДРУ 3.Поймай выделенное слово. На доске в столбик написаны 4-5 слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово и находит его среди тех, что размещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком. Например: РУКА луна, кора, рука, коза, лиса СУК дуб, рак, мак, сок, сук 4. Слово или не слово? Учитель показывает карточку с написанным на ней словом или бессмысленным наборов слогов. Дети читают материал, представленный на карточке, и либо кричат »Слово» и поднимают полоску с соответствующей слоговой схемой, если на карточке окажется слово, либо кричат «Не слово» и не поднимают полоску, если буквенное сочетание на карточке не является словом. 5. Дежурная буква. Учитель показывает букву, дети хором читают её. По сигналу учителя все записывают печатными буквами слова, которые начинаются с указанной буквы. Через 2-3 минуты учитель подаёт сигнал о завершении работы. Выигрывает тот, кто больше написал слова на заданную букву. 6. Найди слово. На доске написаны три столбика слов. Вызванный к доске ученик должен найти в указанном столбике слово, названное учителем. 7. Подбери слова. На наборном полотне установлены два столбика слов, в первом- имена существительные, во втором – имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из подходящих по смыслу слов. ЛЕНТА ВЫСОКОЕ ОЗЕРО КРАСНАЯ КНИГА ГЛУБОКОЕ ДЕРЕВО ИНТЕРЕСНАЯ 8. Что изменилось? На доске попарно записаны слова, которые отличаются друг от друга порядком слогов или букв (например: кони-кино, сон-нос, липа-пила) или буквенным составом (слон-стон, рак-мак, раки-руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет, что во втором слове изменилось по сравнению с первым. 9. Найдём ошибку. На наборном полотне составлены предложения о том, как подают голос животные, но названия действий перепутаны: «Корова лает», «Собака мяукает», «Кот кукарекает», «Петух мычит» и.т.п. вызванный ученик исправляет ошибку в предложении. Правильно составленное предложение класс читает хором. Работу по исправлению ошибок продолжает другой ученик. 10. Читатель «молния». На доске написаны в столбик 4-5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель на 4-5 секунд открывает ширму и снова закрывает её. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске. 11. Игра «Исключи лишнее слово»: САИВЛ РЕОХ ШПАУК ШРАУГ 12. Игра «Какая буква спряталась?». Бабочка – Н Кенгуру – М Крокодил - ? (пресмыкающееся). 13. Игра «Анаграммы». Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Весна- навес, валик - вилка, лето- тело, атлас- салат, сосна (сосна), кулак (кукла). 14. Игра «Запомни». Даются пары слов. Тарелка - суп почта - письмо зима - снег булка - мука карандаш - бумага Затем зачитываются только первые слова, а ученик называет к ним парные слова. 15. Перед тобой группы слов. Каждая группа составлена по правилу. Догадайся, каковы эти правила. горизонт В этой группе слов буквы первого слова являются началом второго и т.д зонтик тикают каюта позвонить В этой группе слов – два правила: подробный а) каждое слово начинается на «по»; подхватил б) в каждом слове по 9 букв. поговорил 16. Прочитай пары слов, которые относятся друг к другу определенным образом. Затем написано третье слово, а тебе нужно написать четвертое слово – такое, чтобы оно относилось к третьему слову так же, как второе к первому. 1. кровать – лежать, стул – (сидеть); 2. воробей – птица, окунь – (рыба); 3. малина – ягода, девять – (цифра); 17. Укажите целое, частью которого являются: 1. карман – (куртка); 2. окно – (дом); 3. ноготь – (палец); 18. В этих рядах слов подчеркни понятия, которые находятся в отношениях рядоположности: 1. Ясень, ветви, дерево, клен, лист. 2. Математика, вычитание, действие, география, равнина. 3. Река, озеро, берег, вода, водоем. 19. Назови вероятные причины следующих событий: 1. Насморк – (охлаждение); 2. Образование льда – (понижение температуры); 3. Синяк – (ушиб); 20. Назови возможные следствия событий: 1. Засуха – (неурожай); 2. Укус комара – (зуд); 3. Праздник – (радость, гости); 21. К следующим словам подбери понятия, которые находятся с ними в отношении последовательности: 1. Февраль – (март); 2. Вторник – (среда); 3. Первый – (второй); Для развития техники чтения необходимо вести целенаправленную работу с 1 класса, подбирая задания, упражнения с учетом возрастных особенностей. Это позволяет не только формировать прочный навык беглого чтения, но и обеспечивает развитие учащихся в целом: их память, мышление, речь и т.д. Литература. 1. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению», - Москва. Просвещение. 1991г. 2. Трубайчук Л.В. «Программа по формированию беглого и динамического чтения у учащихся начальных классов», - Челябинск. 1994г. 3. Андреев О.А., Хромов Л. Н. «Техника быстрого чтения», - Москва. Издательство «Прометей». 1990г. 4. Пальченко И.Г. «Методика быстрого чтения». – УССР. 1991г. 5. «Начальная школа Казахстана». 2004г. №2. 6. «Начальная школа». 1999г. №10. 7. Агафонова И. «Учимся думать», - Санкт-Петербург. 1996г. 8. Тихомирова Л.Р. «Развитие познавательных способностей», Ярославль. 1996г.
|