Сафонова Н.В. Первая гимназия г. Петропавловск № ___ Олимпиадные задания по курсу «Познание мира» 3 класс 1. Ответь на вопрос: В связи с чем про лук сложена поговорка «Лук - от семи недуг». С помощью чего лук и чеснок оберегают людей от болезней? 2. В природе всё взаимосвязано невидимыми ниточками. Составь из указанных природных объектов две цепи питания. Ёж, ель, опавшие листья, короед, дождевой червь, дятел. ___ 3. Что нужно предпринять для охраны почвы, если произошло разрушение почвы ветром или потоком воды? а) снять остатки слоя почвы; б) внести удобрения и ядохимикаты; в) построить забор; г) посадить лесные полосы, правильно распахать склоны, провести снегозадержание. Объясни свой выбор : ______ 4. Пронумеруй растения в порядке смены ярусов в лесу (снизу вверх). Хохлатка, калина, осина, мох. 5. Какие животные впадают в спячку? Какое значение она для них имеет? ____________ 6. Распредели данные понятия по группам. Дай название каждой группе. Нефть, кенгуру, торф, юг, комар, восток, стрекоза, гранит, запад, землеройка, север, мрамор, глина. ящерица, известняк. 7. Узнай растение по описанию: «Гирлянды маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода, но не бери её в рот - она ядовита». Что это за растение? 8. Как заканчивается народная примета: Сильно благоухают цветы, особенно сирень, жасмин, жёлтая акация - к … а) теплу; б) холоду; в) дождю г) землетрясению. 9. Дети из посёлка, который находится на западе, пошли в лес на восток. В каком направлении дети должны возвращаться в посёлок? а) восток; б) запад; в) север; г) юг 10. Какие из перечисленных крупных озёр расположены в Казахстане? а) Арал; б) Каспий; в) Балхаш; г) Ладожское № ___ Олимпиадные задания по курсу «Познание мира» 4 класс 1. Найди лишнее в каждой строке и подчеркни: а) лягушка, уж, хамелеон, гадюка, ёж б) лист, почва, стебель, плод, корень в) гнездо, нора, курятник, берлога. муравейник г) снегирь, соловей, лебедь, дрозд, д) гранит, каменный уголь, полиэтилен. торф. природный газ 2. Напиши понятия, соответствующие указанным определениям: а) Горизонт - это _____ б) Глобус - это _____________ в) Линька - это ______ 3. Найди ошибки в рассказе, подчеркни их. Осень в лесу. Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей. сыроежек. сморчков и опят. Цветущих растений совсем мало, но над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки. комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет. лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Животные леса готовятся к зиме. Белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придёт суровая и длинная зима. 4. Реши экологическую задачу. Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот - нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных? 5. Из каких растений можно сварить.. а) ячневую кашу ______________________ б) пшённую кашу ____ в) манную кашу ______ г) гречневую кашу _____ 6. Составь цепь питания с этим животным: ёвк а ___ 2 7. Как заканчиваются эти народные приметы: а) Лягушка прыгает на берегу и квакает - к …….. б) Лошадь фыркает - к ………. в) Овцы стучат лбами - к ……… 9. Укажи стрелками, что к чему приводит. Браконьерство Обмеление рек Выброс выхлопных газов автомобилями Исчезновение видов животных Заготовка древесины Уменьшение лесов на Земле Вырубка леса по берегам рек Загрязнение воздуха №_______ Олимпиадные задания по курсу «Познание мира" 3 класс 1. Здесь даны названия животных. Только буквы в них перепутаны. Поставь буквы на место и ответь на вопросы. А) Какое из этих животных самое маленькое? Рубакс, рикодолк, шугляка, шкала, бакоса. Б) Какая из этих птиц выводит птенцов зимой? Кселт, сугь, дебель, арсоок. В) какое из этих животных ни на шаг из собственного дома? Украбс, авуд, тикула, баобчак. 2. Едят ли животные опавшие красивые листья? Почему? Обоснуй свой ответ. 3. Как называется природное явление - снегопад при сильном ветре? ________________________________________ 4. По описанию определи птицу. Осторожная, недоверчивая птица. Остаётся зимовать в наших краях. Всеядна, ест насекомых, хлеб, мясо, клюёт падаль, за что её называют санитаром. Может убить и съесть цыплёнка, птенца, яйца в гнёздах других птиц, рыбу. Очень наблюдательна и сообразительна - легко обнаруживает плохо замаскированные гнёзда и разоряет их. ___________________________________________________ 5. По описанию определи, какое это ископаемое? Залегает глубоко в земле и на поверхности, где встречается в виде целых гор. Название у него не русское, а итальянское и переводится как «зернистый». В состав входят зёрна слюды, полевого шпата, кварца. Очень твёрдое, устойчивое к разрушительному воздействию солнца, ветра и воды. ________________________________________ 6. Перистые, слоистые, кучевые… Что это? а) листья б) волны в) осадки г) облака 7. Самые древние города Казахстана строились на берегах этой реки: А) Карашал б) Сырдарья в) Талас 8. Распредели данные понятия по группам. Дай название каждой группы. Уголь, бабочка, песок, север, акула, кенгуру, юг, змея, нефть, восток, козодой, запад, известняк, торф, лягушка, юго – восток. 1 группа:__________________ 2 группа: _________________ 3 группа:________________ 9. Почему у ястреба, орла, сокола перья на крыльях жёсткие, а у совы и филина - мягкие? 10. Напиши названия заповедников Казахстана: 1. _________________ 2. 3. __________ 4. _________________ 5. __________ 6. ______ 7. _________________ 8. ____________________ 9. _____ 11. Ответь на вопрос: «Пользу или вт зимой барсук?». Обоснуй свой ответ. ____________________________________________ __________________________________________ 12. Реши экологическую задачу. Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько его необходимо для дыхания трёх человек в течение этого же времени. Какое количество деревьев могут обеспечить потребность в кислороде в течение недели всех учащихся вашего класса? ________________________________ _________________________________________________ Сделай соответствующий вывод о значении растений в жизни животных и человека. ___________________________________ _____________________________________ №________ Олимпиадные задания по курсу «Познание мира" 4 класс 1. Определи по описанию название птицы. Интереснейшая птица. Очень нарядная, с цепкими когтями. Клюв у неё необычный, он приспособлен для шелушения шишек, семенами которых он питается зимой. Семена в шишках на вид очень маленькие, но в них много масла, они поэтому очень питательны. Птенцов эта птица выводит зимой, когда трещат морозы. Кормит их полупереваренными семенами, пока они сами не научатся их добывать. Это ___________________ . 2. Какую сторону горизонта в давние времена называли полуденной, а какую полуночной? 3. По описанию определи, какое это полезное ископаемое. А) Это ископаемое образовано из мха – сфагнума. Его используют как топливо для печей в домах и на электростанциях. На заводах из него получают спирт, уксус, технический воск, газ, кокс. Оно может быть прекрасной тёплой подстилкой для животных, так как хорошо впитывает влагу и, смешиваясь с навозом, может быть прекрасным удобрением для огородов и полей. Это_______________________ Б) Залегает глубоко в земле и на поверхности, где встречается в виде целых гор. Название у него не русское, а итальянское и переводится как «зернистый». В состав входят зёрна слюды, полевого шпата, кварца. Очень твёрдое, устойчивое к разрушительному воздействию солнца, ветра и воды. Это________________________ 5. На территории Казахстана большие площади заняты почвами, называемыми солончаками. Как образуются эти почвы? А) соль попадает в почву в качестве удобрений Б) грунтовые воды залегают близко к поверхности, постоянно испаряясь, они выносят на поверхность соль В) соль оказалась на поверхности в результате неумеренного выпаса скота. 6. Проблема Аральского моря возникла в связи с тем, что… А) люди забирают воду Амур-Дарьи и Сыр-Дарьи Б) климат стал сухим и жарким В) вода Аральского моря по трещинам земной коры ушла вглубь. 7. Какое общее свойство у мела и торфа? А) мягкие б) растворимы в воде в) состоят из остатков растений г) горючие 8. Подчеркни названия животных степей , занесённых в «Красную книгу» Казахстана. Суслики, зайцы, джейраны, степная дыбка, журавль – красавка, зайцы, дрофа, степной орёл, хомяки, розовый скворец, сверчок. 9. Напиши понятия, соответствующие указанным определениям: А) углубление с пологими, поросшими растениями склонами - _______________________ Б) изменение густоты и окраски шерсти у животных - _______________________________ В) охраняемая природная территория - _____________________________________________ Г) модель Земли - _____________________ Д) видимое вокруг нас пространство - ______________________________________________ 10. Найди лишнее в каждой строке и подчеркни: А) лягушка, ёж, гадюка, хамелеон, уж; Б) лист, почва, стебель, плод, корень; В) гнездо, нора, курятник, берлога, муравейник; Г) снегирь, соловей, лебедь, дрозд, ласточка; Д) гранит, каменный уголь, полиэтилен, торф, природный газ. 11. Какая птица Казахстана, занесённая в «Красную книгу», пострадала из - за любви к чесноку? ________________________ 12. Укажи стрелкой, что к чему приводит: А) Выловили всех раков 1. Начинается образование болот Б) Выловили всех двустворчатых 2. В водоёме стало много больных рыб ракушек В) Зимой рыбаки наделали дырок во льду 3. В воду поступает кислород для дыхания рыб Г) Всё озеро заросло камышами, водорослями 4. Вода в водоёме стала мутной 13. Реши экологическую задачу. Зелёные насаждения с одного гектара земли за один час дня поглощают 8 кг углекислого газа. Сколько килограммов углекислого газа поглощают растения с одного гектара земли за неделю летних дней, учитывая, что летний световой день длится 12 часов? _______________ Сделай соответствующий вывод о роли зелёных растений в жизни животных и растений. _____________
|