Тема: Звуки (ф), (ф) и буквы Фф. Цели урока: Познакомить с новыми буквами и звуками научить давать им характеристику и анализировать слова с новыми звуками, производить звуко-буквенный анализ, расширять знания интересными сведениями о жизни птиц. Формировать навыки чтения, развивать фонетический слух, речь, память, Внимание. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Повторение пройденного Работа с лентой букв. - назовите гласные буквы - на какие две группы можно разделить все гласные? - по какому признаку гласные буквы ещё можно разделить на две группы? - на какие две группы можно разделить согласные буквы? 3. Постановка темы и цели урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой Фф и звуками (ф), (ф) А) Фф На что похожа буква Ф? (ответы детей) Ножницы я в руки взял – Буква Ф я в них узнал Буква Ф так нарядилась В пышный бантик превратилась Всем известно без подсказки Буква Ф как ключ из сказки Федя ходит руки в бок Значит, выучил урок Б) Чем отличается буква от звука? Какие звуки даёт буква Ф? Какой это звук? 4. Работа по рисунку. Посмотрите на рисунок и назовите предметы в названиях, которых есть звуки (ф), (ф). 5. Чтение слов. Прочитайте слова. В которых есть новая буква. ФЛОРА ФАУНА Что значат слова флора, фауна? На уроке мы почитаем и поговорим о представителях фауны. А о ком именно, узнаем отгадав загадку. Снится ночью пауку Чудо – юдо на суку Длинный клюв и два крыла Прилетит – плохи дела А кого паук боится? Угадали? Это (птица) Правильно. Сегодня на уроке почитаем о птицах. Каких вы знаете птиц? А в названиях каких птиц есть звук (ф)? ФИЛИН ФАЗАН ФЛАМИНГО ГРИФ ДРОФА Всех этих птиц можно встретить в Казахстане. 6. Чтение текстов. А) Филин Составление схемы слова Чтение по букварю рассказа «Филин» (с. 119) - С чем сравниваются глаза птицы? - Как понять хищная птица? Численность их стала уменьшаться. Они занесены в Красную книгу Казахстана и находится под защитой государства. Б) Фазан Составление схемы слова Чтение текста о фазане с доски. Фазан. Фазан – яркая птица. Летает очень тяжело, а вот бегает превосходно. Питается семенами и растениями. Физминутка. Птички в гнёздышке сидят И на улицу глядят Погулять они хотят И тихонько все летят 7. Разгадай птичьи голоса. Утки (крякают) голуби (воркуют) Гуси (гогочут) соловьи (свистят) Вороны (каркают) ласточки (щебечут) Сороки (трещат) филины (ухают) 8. Рассказ о птицах. А) Фламинго – чрезвычайно красивая и необычная птица высотой почти с человеческий рост. Оперение у неё бело-розоватое. Взлетающая птица словно вспыхивает огнём, за что очевидно, получила своё имя (от лат. фламма - огонь) Как очень редкая птица, фламинго занесён в Красную книгу Казахстана. Б) Гриф – крупная птица с тёмным оперением. Голова и шея голые с кое-где тёмным пухом, у основании шеи – большой ошейник из перьев. Они подолгу голодают, найдя добычу, наедаются так, что не могут взлететь. Гнездятся в горах. Также занесен в Красную книгу. В) Дрофа – одна из самых крупных птиц. Окраска верха коричневато- ржавчатая, низ тела белый. Численность уменьшается. Тоже занесена в Красную книгу. 9. Защита птиц. Вот мы познакомились с птицами в названиях, которых есть звуки {ф}. какие это птицы? О фламинго и грифе вы почитаете дома в букваре на стр. 120. почти все эти птицы занесены в Красную книгу. Почему? Много было истреблено пернатых. За 40 лет их исчезло 86 видов. И только после того, как был уничтожено немало видов птиц, люди по-настоящему задумались об охране ещё уцелевших, редких, но находящихся на грани исчезновения. Наша задача – не растерять, не испортить, не разрушать то, что мы имеем. 10. Узнай птицу. Прочитайте и по описании узнайте птицу. 1. Эту птицу ещё называют касаткой. Так люди выразили любовь к ней. Говорят, если она живёт дома, это к счастью. Она лепит из соломы и глины гнездо. У неё длинные острые крылья. Хвост у неё раздвоенный. 2. Эта птица лазит по веткам, как попугай. Лапами цепляется и клювом. Она может повиснуть вниз головой. Любит вылущивать семена из шишек. В этом ему помогает особый клюв. У клюва острые концы перекрещены. 3. Эта птица размером с воробья. Ну что в ней особенного? Серенькая только хвостик чуть рыжеват. Но как удивительно она поёт! Услышав её песню, ты остановишься. Разливается она на все лады. 11. Крылатое выражение. САД БЕЗ ПТИЦ – НЕ САД! ЛЕС БЕЗ ПТИЦ – НЕ ЛЕС! Как вы понимаете эти слова? Красивые и невзрачные, маленькие и большие приносят человеку большую пользу и радость. Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им. 12. Итог урока.
|