Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Каирова И.И. учитель начальных классов, ГУ «Гимназия «Самопознание» ННПООЦ «Бобек» Имена существительные с щипящим звуком на конце слова. ( Урок русского языка, 2 класс) Цель: ознакомить учащихся с особенностями написания существительных с щипящим звуком на конце слова. Задачи: Формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на щипящий звук; умение правильно употреблять мягкий знак после щипящих букв, обозначающих звуки. Развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы, умение мыслить позитивно и жить вдохновенно. Способствовать формированию мыслительных операций обобщающего характера; нравственных ценностей учащихся. Расширять кругозор учащихся, уважение друг к другу, умение радоваться за другого человека. Ход урока I.Организационный момент. -Здравствуйте. Уважаемые гости, мы очень рады приветствовать вас сегодня в нашем классе. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт – сын ошибок трудных, И гений – парадоксов друг. ( А.С.Пушкин) -Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк? -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. -С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Позитивный настрой. (Концентрация в Свете). Расслабьтесь, займите удобное положение, закройте глаза… Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. На листочках, на каждой травинке - везде поблескивают капельки счастья. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое удивительной зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь его красотой. Как прекрасен ваш внутренний мир! Какой теплый и чистый свет излучаете вы! Свет наполняет ваше тело, вашу голову, ваши руки, ноги. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя... Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце... Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной на весь день! Теперь медленно вернитесь в класс и откройте глазки. -Сегодня наш урок пройдет в виде устного журнала « Имя существительное». Для того чтобы у вас все сегодня получилось, я очень хочу, чтобы на уроке царила атмосфера дружбы и поэтому предлагаю девизом нашего урока следующие слова, давайте вместе их прочитаем: Мы отвечаем дружно, И здесь сомнений нет. Сегодня будет дружба Владычицей побед. - Как вы понимаете эти строки? Дружба- это очень важно, ведь благодаря ей, мы можем вместе справиться с любой трудностью. Только если вы будете по-настоящему дружны, тогда урок будет для вас интересным и познавательным. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. - Я думаю, что сегодня на уроке мы постараемся сохранить дружеские отношения. Итак, первая страница нашего журнала начинается с чистописания. II.Чистописание. Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу. На отлично напишу. -Кто внимательно слушал, тот ответит, какие согласные звуки я произнесла в конце каждого предложения? -Как шипит змея? (ш-ш) -Как выпускает пар паровоз? (щ-щ) -Как жужжит шмель? (ж-ж) -Первая строчка ч ш щ ж -Вторая строчка лещ сыч -Какие слова записали? К какой части речи относятся? III.Словарная работа (На доске записаны слова) В...р...б...и, т…трад…,п…л…то, к…н…ки, к…рабл…, к…ртоф..,урок. - Прочитайте данные слова. Найдите лишнее слово. - Что вы можете сказать о данных словах? -Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили? - Сегодня вы познакомитесь с еще одной позицией «ь» Синквейн Урок. Интересный,познавательный. Воспитывает,учит,развивает. Ученики сидели на уроке. Урок-занятие-предмет. -Молодцы! Отвечаете дружно,помогаете друг другу, радуетесь успехам своих товарищей. -Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном. IV. Повторение знаний об имени существительном. Кластер -Что вы можете сказать о существительном, как части речи? -Молодцы, ребята. Вот мы еще раз убедились, как слаженно у нас идет работа, когда мы с вами дружная команда. V.Создание проблемной ситуации. -Сегодня мы постараемся выяснить, что мы ещё не знаем об имени существительном. Будем учиться писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих) -Прочитайте слова на мониторе: Марш, врач, овощ ночь, рожь, мышь. (ТСО) -Что вы можете сказать об этих словах? -Что общего в звучании данных слов? -Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи слов врач Ь нет? (аналогично: марш –ночь, овощ –мышь ) - Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах рожь, мышь, ночь в конце написали мягкий знак, а в словах марш, овощ, врач, его нет?) - В чём различие? -Запишите в первый столбик имена существительные мужского рода, а во второй столбик имена существительные женского рода. -Что вы заметили в записи имён существительных? Вывод: (У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.) VI.Физминутка. -А теперь мои друзья перейдем к физкульт.минутке. Это самая веселая страница нашего журнала. Все вы знаете, что в здоровом теле, здоровый дух. - Когда ты чувствуешь себя человеком здоровым, полноценным и цельным, когда у тебя ничего не болит и когда ты во время движения чувствуешь, как работает твой организм...Это прекрасно… VII. Работа с учебником 1.Работа с правилом стр. 141 2.Фронтальная работа стр. 141 упр.372 (вывод) 3.Работа с карточками. 4. Составление памятки. Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце. -Что сначала мы должны сделать? (Обсуждение вместе с детьми) 1.Читаю или произношу слово. 2. Определяю часть речи. 3. Внимательно слушаю звуки на конце слова. 4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного. 5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу. Если существительное женского рода, то Ь пишу. 6. Если слышу мягкий звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу Ь. VIII.Сценка « Сказка о Мягком знаке». -Ребята, Маша и Кирилл подготовили сценку. «Сказка о мягком знаке». -Давайте поддержим и поапплодируем им. Жила-была в алфавитном саду очень странная буква-буква, которая когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву-Мягкий знак! Со многими буквами Мягкий Знак очень дружил, поэтому решил, что может занять место и после шипящих. Подошёл Ь к существительным женского рода и вежливо так сказал: «Моя ночь, вещь и рожь, Моя дочь, печь, брошь, Мои дорогие, красивые, Вам нужна моя помощь, Любимые! Растрогались добрые существительные женского рода с буквами ч(че), щ(ща), ж(же), ш(ша) в конце слова и согласились дружить с Мягким Знаком. -Назовите слова с шипящими на конце. -Объясните, почему надо писать - Ь - в этих словах? -Вы заметили, какого рода эти сущ-е? Правильно, женского, значит Ь мы будем писать. Обрадовался - Ь -, побежал к сущ-м мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие звуки и закричал: «Мой товарищ, врач, скрипач, Ключ, гараж, кумач и грач! Хочу я с вами поиграть, Хочу в конце у вас стоять! Но существительные мужского рода не захотели терять свою силу и твёрдость характера. Они сказали -Ь- : «Пожалуйста, никогда, слышишь, никогда, не приставай к нам!» -Назовите слова с шипящими на конце. Нужен ли здесь -Ь-? Вывод: У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.) X.Итог. -Ребята, что нового о правописании имен существительных м.р и ж.р. вы узнали на уроке? -Чему научились? -Что еще вы вынесли из этого урока? Нужно быть дружными, дружба помогает справляться с любыми трудностями. Дружить – значит уважать, помогать друг другу, быть искренними с друзьями, добиваться успехов и радоваться им вместе) XI. Д/З стр. 141 упр. 373 XII.Рефлексия. Время года –зима. У вас на парте лежат красивые и волшебные снежинки. Сделаем с вами красивую гирлянду из снежинок. Если было интересно,легко на уроке,во всем разобрались –прикрепите голубую снежинку. Если иногда были трудности, сомнения –белую снежинку. Если не разобрались в теме, или было не интересно, то розовую. XIII.Групповое пение. Песня:«Дружба» Если друг не смеётся, ты включи ему солнце, Ты включи ему звёзды, это просто. Ты исправь ошибку, превращая в улыбку, Все грустинки и слёзы, это просто. Припев Воскресенье, суббота, Дружба – это не работа, Дружба – это не работ Есть друзья, а для них У друзей нет выходных! Есть друзья, а для них У друзей нет выходных! | |
Просмотров: 1041 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|