Моя профессия – учитель Будь терпелив в ожидании чуда. И будь готов для встречи с ним в ребенке. Ш.М.Амонашвили Помню, когда училась в начальных классах, хотела быть и геологом, и археологом, и следователем, и даже космонавтом! – в зависимости от того, какую литературу читала. Но потом враз решила стать учителем. Наверное, причинами тому были и мама-учительница, и наша многодетная семья (можно было поиграть в «учительницу»). Но, как бы там ни было, я – учительница. Каждое первое сентября передо мной новые ученики. Или действительно новые, или просто повзрослевшие всего на три месяца, но все-таки новые. И начинается игра «Угадай, кто я?». Первый месяц осторожничаем с детьми, присматриваемся, наблюдаем, делаем свои выводы. А потом начинаем общаться как близкие люди, которые знают друг друга, доверяют. Меня начинают посвящать в свои маленькие радости, обиды. В свою очередь я общаюсь с детьми как с родными. Хвалю ли, ругаю ли, мне очень хочется, чтобы они росли хорошими людьми. Сама по натуре жизнерадостная, люблю, когда все вокруг настроены оптимистично. На уроках часто улыбаюсь, потому что верю в силу улыбки. Добрая улыбка вызывает радость, уверенность у детей, желание сделать больше; хитрая улыба заставляет детей задуматься, искать подвоха, перепроверить сделанное; осуждающая улыбка (бывает и такая!) – помогает детям почувствовать неловкость, промах, вину. Я не сторонница строгой дисциплины на уроке. Радуюсь, когда вижу высоко поднятые руки и нетерпение в глазах. И обязательно кто-то из учеников да не выдержит и скажет, нет, выпалит свои правильные мысли. Правда, эти мысли не всегда правильны, но это-то выясняется потом. Почему не остановлю это «безобразие» строгим окриком? Боюсь вспугнуть желание. Желание ответить. Высказаться. Быть услышанным учителем. Ведь дети все разные. Одни открытые, другие, наоборот, как улитки – спрячутся в свою раковинку и молчок! Не на каждом уроке достучишься. И вот когда эта «улитка» вдруг радостно встрепыхнется – «Я знаю!», - обязательно даю ей слово, не перебивая фразами типа – «Говори полным ответом», «Говори громче». Это уже потом, когда выскажется, будем правильно оформлять мысль – громко и распространенно. …Однажды муж, глядя на мои «посиделки» за компьютером с уроками, на бесконечные бумаги, тетради, не выдержал и спросил: «Да зачем тебе это надо? Ведь столько бумаги потратила и всё на один день!» «На один урок», - с улыбкой поправила я его и задумалась. Как зачем мне это надо? Завтра принесу я тестовые задания, и мои второклашки будут пыхтеть и думать над ними, а потом начнут развивать свое мышление и самостоятельность – работать с карточкой, причем выбирая себе в ней задание, так сказать, по вкусу – это им очень нравится… А еще я обнаружила у себя интересную книгу с творческими заданиями. Ну как я не покажу их своим деткам! Принесла, показала, глазки загорелись и: «Дайте мне, дайте мне! Я обязательно это сделаю!» И я знаю – сделают и еще попросят принести. И так каждый день! Да, профессия учителя не из легких. Но так ведь вообще легких профессий не бывает! Каждая работа имеет свои плюсы и минусы – без этого не обходится. Но чем мне нравится моя профессия – так это тем, что я НУЖНА. Нужна своим ученикам. Каждый день, каждый час, иногда каждую минуту… Приходишь в класс, а тебе с ходу начинают рассказывать новости, порой забывая поздороваться; тебя всегда осмотрят и заметят твое настроение и даже прическу (!), возможно, сделают замечание – мы все живые люди! – и будут стараться, по мере возможности, следовать твоим замечаниям, указаниям, советам. Нужна родителям своих учеников, ведь они доверили мне своих любимых детей. Они надеются, что я помогу их чадам научиться учиться, самостоятельно добывать знания, жить в коллективе, дружить и трудиться сообща. Нужна коллегам, которые часто спрашивают совет, просто делятся наболевшим и раскрывают свои секреты «педагогической кухни», с которыми вместе ежедневно выполняем свою работу. Такую непростую, но такую нужную! С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это КРУГ, а не просто окружность. Мой круг плотно заполнен: разными событиями - приятными и не очень, встречами – интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, вкусными и не очень обедами в столовой, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать. Иногда кажется, что я чего-то не успеваю, не доделываю, не дорабатываю… Поэтому часто на уроках идем с опережением, а потом, когда при изучении новой темы выясняется, что это мы уже «проходили», вздыхаю облегченно: успела, уже имеют знания, осталось только закрепить. На уроках я не только улыбаюсь, еще я требовательная, строгая, заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приемов разных педагогических технологий. Всегда внушаю своим детям мысль: «Вы не хуже других, вы не лучше других. Вы – это вы. У каждого из вас свой характер, каждый способен стать ЛИЧНОСТЬЮ. Только от вас зависит, какая из вас выйдет ЛИЧНОСТЬ – положительная или отрицательная». И помогаю воспитывать в каждом ребенке положительные нравственные качества через литературу, тренинги, внеклассные мероприятия, собственный пример. Учу правильно оценивать различные жизненные ситуации, с которыми приходится встречаться моим детям. Я люблю свою профессию, горжусь ею и очень рада тому, что моя бывшая ученица, которая учится сейчас в 6 классе, мечтает стать учительницей. Я чувствую ответственность за этот выбор и помогаю ей делать первые шаги к своей мечте. Поразмышляв обо всем, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в школу…
|