Ценностные приоритеты воспитания в 21 веке Будущее каждой нации и человечества в целом потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение прав детей, их духовная пища, нравственный рост самосознания, безусловно, являются основной задачей современности, в решении которой должно быть заинтересовано все мировое сообщество. Знаменательно то, что одним из первых международных правовых документов, подписанных в нашей стране, является Конвенция о правах ребенка, которая в 1994 году была ратифицирована Республикой Казахстан. Эта мера послужила серьезной заявкой в обеспечении государством защиты прав детей. Сегодня в нашей республике проживают более 5 миллионов детей, что составляет треть населения страны, и каждый из них нуждается в различных мерах государственной защиты. Из них: 1 млн. 508 тысяч детей дошкольного возраста, в том числе более 160 тысяч посещают детские сады, что составляет 19,1%; свыше 3 миллионов - это дети школьного возраста [2, с. 1]. В центре внимания Министерства продолжают оставаться вопросы обновления содержания образования, обеспечения доступа всех детей к качественному образованию, приобретение ими жизненных навыков для улучшения их собственной жизни [1, с. 3]. Самой надежной гарантией того, что творческие замыслы и действия человека будут на пользу и ему, и его окружению, является только его духовность и нравственность. О детской самодостаточности писали многие классики (Лев Толстой, Абай, Александр Пушкин, Вересаев и др.), не говоря уже об известных педагогах. Именно развитие этих качеств у детей должно стать главной задачей системы образования. А для этого все этапы подачи академических знаний следует поставить на прочную духовно-нравственную основу. В детях наше будущее, однако, о них нужно заботиться сегодня. Поэтому проблемы детства, их решение являются одной из самых главных составляющих социальной политики нашего государства. Предполагается активное взаимодействие двух сторон: учителя и учащихся на уроке. Изменяется и структура самого урока. Она включает несколько взаимосвязанных по теме; но различных по типу деятельности частей. Например: беседа, игра, творческая деятельность, решение педагогических ситуаций, рисование. Обязательными являются игра, определяющая психическое развитие данного возраста, и речевая деятельность, как важный способ передачи своего отношения к миру. Важным является применение новых технологий. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Хотелось уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова "interact" - это "взаимный", "act" -действовать. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Каковы основные характеристики "интерактива"? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [3]. Суть интерактивного обучения младших школьников на уроках любого предмета состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на занятиях гуманитарного цикла предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. В настоящее время применение инновационных, информационно – коммуникативных технологий в образовании Республики Казахстан способствует успешной сдаче учащимися ЕНТ, интеллектуальному росту конкурентоспособной личности, быстрейшей адаптации ребенка к жизни вне школы. Из года в год перед школой стоит вечная проблема: стопроцентная явка родителей на собрания – пять раз в год. Каким-то классам удается этого добиться, каким-то нет. В чем причина? Почему к одним учителям идут, а к другим – нет? Может быть, проблема в учителе? Может быть, у родителей уважительные причины? Да, но почему в больших количествах отсутствуют? Занимаясь этим вопросом несколько лет, поняла, что учитель должен не просто сам захотеть перестроить свою работу, а почувствовать необходимость в переменах. Родители захотят идти к нам, если мы им будем интересны. Первый раз, когда я попросила сесть родителей по группам (отличительным признаком была цветовая эмблема), они чувствовали себя очень скованно. Работая в группах, обсуждая задание, а затем, выступая, спикеры каждой группы так и говорили: «Мы очень удивились, когда познакомились и стали обсуждать задание, что практически у всех проблемы одни и те же». После нескольких собраний я заметила, что улучшились взаимоотношения между родителями: меньше стало конфликтов по поводу поведения друзей, больше мамы стали перезваниваться, дружить семьями. На собраниях они теперь встречались как старые друзья, обсуждали свои проблемы, советовались. На одном из собраний мы с детьми решили сделать им подарок – превратить на 1-1,5 часа их в королей и королев. Каждый ребенок на трудах изготовил корону и бейдж-ладошку, на которой родитель должен был в конце собрания написать о своих ощущениях, а с другой стороны – свое имя. Представьте: вечером родители пришли на собрание и получили в подарок корону и бейдж-ладошку своего ребенка. Они ее прикололи именно у сердца. Все собрание любовь ребенка грела сердце каждого родителя. Глаза у мам и пап горели. Приподнятое настроение помогло быстро погрузить их в обсуждаемую проблему – «Закон о правах ребенка РК». Я, как классный руководитель, осталась у них в памяти связана с игрой, с детством. А это очень приятно. Когда я на улице встречаюсь с родителями моих ребят, то первое, что я вижу – это улыбку. В своем новом первом классе я решила родителей познакомить друг с другом уже на первом собрании, используя стратегии критического мышления. Когда родители познакомятся друг с другом, подружатся, легче пойдет и обучение. Всем известна истина: где учится ребенок, там родитель получает новое начальное, среднее образование. Проводя собрание, я поняла, что необходимо создавать условия, чтоб родители могли бы проводить собственные исследования на собрании. Учителю в первую очередь нужно учитывать интересы родителей при выборе темы исследования; в парной и групповой работе определять общие и частные цели, методы, пути решения проблемы. Конечно, к этому я пришла не сразу: путем проб и ошибок. Сначала родители совместно составили вопросы, возникающие по теме, затем план исследования. В соответствии этого плана, учитель и родители должны были работать на протяжении четырех лет, с 1 – го по 4 – ый класс. Данная работа проводилась на первом родительском собрании первоклашек. На последующих, учитывая план и интересы родителей, учитель объявляет тему, проблемы, и родители пытаются их решить в группе. При этом они учатся слушать друг друга. Высказывая свою точку зрения, находят пути решения, ведь, в традиционной школе их этому не учили. Наблюдая за родителями, я пришла к выводу: не все могут литературно сформулировать свои мысли. У многих комплексы: неумение быть оратором, стеснительность, болезнь «тихих троечников». А, ведь, их дети ведут себя аналогично. Следовательно, спектр моей аудитории увеличился. Я должна учить грамотному изложению своих мыслей, не бояться аудитории, высказывать свое мнение и детей, и их родителей. Анализ своей работы подводит меня к тому, что я окончательно убедилась в том, что в настоящее время в современной школе традиционному учителю невозможно работать. Почему? Ответ простой: дети и их родители изменились. Моральные ценности всегда останутся неизменными, но нужно учитывать и материальные. Жизнь совершенствуется, с людьми меняются и их запросы, цели и пути их достижения. Сейчас возникло большое информационное поле, и наша задача помочь не потеряться в нем, а научить грамотно использовать полученную информацию, направлять и способствовать самостоятельному получению знаний. А для этого мне, как учителю, необходимо изменить свой образ жизни, мыслей, по-другому смотреть на людей, их поступки. Со мной это происходит до сих пор. Этот процесс длительный, так как, обучая стратегиям детей, родителей, я сама учусь: переживаю, огорчаюсь, радуюсь как ребенок. Может быть, поэтому меня родители и дети понимают: мы с ними живем вместе, проблемы у нас общие, и решаем мы их сообща. На собрании я считаю, что должна только направлять родителей, а познавать истины они должны самостоятельно. Нет, я не буду простым наблюдателем! Наблюдая, направляя, объясняя, учитель проводит свое исследование; постигает свои азы истины. И именно в этом помогают мне применение инновационных и информационно - коммуникативных технологий. У родителей также как и у детей зажигаются глазки, работая на интерактивной доске: получая информацию, сравнивая и анализируя детские работы, знакомясь с нормами оценивания в 1 классе, режимом работы в тетрадях. Я пришла к выводу, что родители очень хотят, чтобы мы, учителя, помогали им в воспитании их детей. Все мы учимся, как жить в ладу с самим собой, а в этом нам помогает общение. Оно способствует постижению смысла жизни, смысла истины, смысла воспитания самого себя, своих детей. Для качественной совместной работы учителя, родителя и ребенка необходимо развитие критической мысли у них. Родители должны почувствовать душу учителя и пожелать сотрудничать с ним. ЛИТЕРАТУРА 1. Государственная программа развития образования 2005-2010гг. // Мысль, 2004г., №1. с.3. 2. Положение детей в мире, 2003г., Изд.: ЮНИСЕФ. Детский фонд ООН, 2003г. с.1. 3. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. // Учитель. 2001г. № 5. Служаева Светлана Мингалиевна учитель начальных классов ГУ СОШ № 30 г. Семей
|