Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Ценностные приоритеты воспитания в 21 веке
Ценностные приоритеты воспитания в 21 веке

Будущее каждой нации и человечества в целом потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение прав детей, их духовная пища, нравственный рост самосознания, безусловно, являются основной задачей современности, в решении которой должно быть заинтересовано все мировое сообщество.
Знаменательно то, что одним из первых международных правовых документов, подписанных в нашей стране, является Конвенция о правах ребенка, которая в 1994 году была ратифицирована Республикой Казахстан.
Эта мера послужила серьезной заявкой в обеспечении государством защиты прав детей.
Сегодня в нашей республике проживают более 5 миллионов детей, что составляет треть населения страны, и каждый из них нуждается в различных мерах государственной защиты. Из них: 1 млн. 508 тысяч детей дошкольного возраста, в том числе более 160 тысяч посещают детские сады, что составляет 19,1%; свыше 3 миллионов - это дети школьного возраста [2, с. 1].
В центре внимания Министерства продолжают оставаться вопросы обновления содержания образования, обеспечения доступа всех детей к качественному образованию, приобретение ими жизненных навыков для улучшения их собственной жизни [1, с. 3].
Самой надежной гарантией того, что творческие замыслы и действия человека будут на пользу и ему, и его окружению, является только его духовность и нравственность.
О детской самодостаточности писали многие классики (Лев Толстой, Абай, Александр Пушкин, Вересаев и др.), не говоря уже об известных педагогах.
Именно развитие этих качеств у детей должно стать главной задачей системы образования. А для этого все этапы подачи академических знаний следует поставить на прочную духовно-нравственную основу.
В детях наше будущее, однако, о них нужно заботиться сегодня. Поэтому проблемы детства, их решение являются одной из самых главных составляющих социальной политики нашего государства.
Предполагается активное взаимодействие двух сторон: учителя и учащихся на уроке. Изменяется и структура самого урока. Она включает несколько взаимосвязанных по теме; но различных по типу деятельности частей. Например: беседа, игра, творческая деятельность, решение педагогических ситуаций, рисование. Обязательными являются игра, определяющая психическое развитие данного возраста, и речевая деятельность, как важный способ передачи своего отношения к миру.
Важным является применение новых технологий. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Хотелось уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова "interact" - это "взаимный", "act" -действовать. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Каковы основные характеристики "интерактива"? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [3].
Суть интерактивного обучения младших школьников на уроках любого предмета состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на занятиях гуманитарного цикла предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
В настоящее время применение инновационных, информационно – коммуникативных технологий в образовании Республики Казахстан способствует успешной сдаче учащимися ЕНТ, интеллектуальному росту конкурентоспособной личности, быстрейшей адаптации ребенка к жизни вне школы.
Из года в год перед школой стоит вечная проблема: стопроцентная явка родителей на собрания – пять раз в год. Каким-то классам удается этого добиться, каким-то нет. В чем причина? Почему к одним учителям идут, а к другим – нет?
Может быть, проблема в учителе? Может быть, у родителей уважительные причины? Да, но почему в больших количествах отсутствуют? Занимаясь этим вопросом несколько лет, поняла, что учитель должен не просто сам захотеть перестроить свою работу, а почувствовать необходимость в переменах. Родители захотят идти к нам, если мы им будем интересны.
Первый раз, когда я попросила сесть родителей по группам (отличительным признаком была цветовая эмблема), они чувствовали себя очень скованно. Работая в группах, обсуждая задание, а затем, выступая, спикеры каждой группы так и говорили: «Мы очень удивились, когда познакомились и стали обсуждать задание, что практически у всех проблемы одни и те же». После нескольких собраний я заметила, что улучшились взаимоотношения между родителями: меньше стало конфликтов по поводу поведения друзей, больше мамы стали перезваниваться, дружить семьями. На собраниях они теперь встречались как старые друзья, обсуждали свои проблемы, советовались. На одном из собраний мы с детьми решили сделать им подарок – превратить на 1-1,5 часа их в королей и королев. Каждый ребенок на трудах изготовил корону и бейдж-ладошку, на которой родитель должен был в конце собрания написать о своих ощущениях, а с другой стороны – свое имя. Представьте: вечером родители пришли на собрание и получили в подарок корону и бейдж-ладошку своего ребенка. Они ее прикололи именно у сердца. Все собрание любовь ребенка грела сердце каждого родителя. Глаза у мам и пап горели. Приподнятое настроение помогло быстро погрузить их в обсуждаемую проблему – «Закон о правах ребенка РК». Я, как классный руководитель, осталась у них в памяти связана с игрой, с детством. А это очень приятно. Когда я на улице встречаюсь с родителями моих ребят, то первое, что я вижу – это улыбку.
В своем новом первом классе я решила родителей познакомить друг с другом уже на первом собрании, используя стратегии критического мышления. Когда родители познакомятся друг с другом, подружатся, легче пойдет и обучение. Всем известна истина: где учится ребенок, там родитель получает новое начальное, среднее образование.
Проводя собрание, я поняла, что необходимо создавать условия, чтоб родители могли бы проводить собственные исследования на собрании.
Учителю в первую очередь нужно учитывать интересы родителей при выборе темы исследования; в парной и групповой работе определять общие и частные цели, методы, пути решения проблемы.
Конечно, к этому я пришла не сразу: путем проб и ошибок. Сначала родители совместно составили вопросы, возникающие по теме, затем план исследования. В соответствии этого плана, учитель и родители должны были работать на протяжении четырех лет, с 1 – го по 4 – ый класс. Данная работа проводилась на первом родительском собрании первоклашек. На последующих, учитывая план и интересы родителей, учитель объявляет тему, проблемы, и родители пытаются их решить в группе. При этом они учатся слушать друг друга. Высказывая свою точку зрения, находят пути решения, ведь, в традиционной школе их этому не учили.
Наблюдая за родителями, я пришла к выводу: не все могут литературно сформулировать свои мысли. У многих комплексы: неумение быть оратором, стеснительность, болезнь «тихих троечников». А, ведь, их дети ведут себя аналогично. Следовательно, спектр моей аудитории увеличился. Я должна учить грамотному изложению своих мыслей, не бояться аудитории, высказывать свое мнение и детей, и их родителей.
Анализ своей работы подводит меня к тому, что я окончательно убедилась в том, что в настоящее время в современной школе традиционному учителю невозможно работать. Почему? Ответ простой: дети и их родители изменились. Моральные ценности всегда останутся неизменными, но нужно учитывать и материальные. Жизнь совершенствуется, с людьми меняются и их запросы, цели и пути их достижения. Сейчас возникло большое информационное поле, и наша задача помочь не потеряться в нем, а научить грамотно использовать полученную информацию, направлять и способствовать самостоятельному получению знаний. А для этого мне, как учителю, необходимо изменить свой образ жизни, мыслей, по-другому смотреть на людей, их поступки. Со мной это происходит до сих пор. Этот процесс длительный, так как, обучая стратегиям детей, родителей, я сама учусь: переживаю, огорчаюсь, радуюсь как ребенок. Может быть, поэтому меня родители и дети понимают: мы с ними живем вместе, проблемы у нас общие, и решаем мы их сообща.
На собрании я считаю, что должна только направлять родителей, а познавать истины они должны самостоятельно. Нет, я не буду простым наблюдателем! Наблюдая, направляя, объясняя, учитель проводит свое исследование; постигает свои азы истины. И именно в этом помогают мне применение инновационных и информационно - коммуникативных технологий. У родителей также как и у детей зажигаются глазки, работая на интерактивной доске: получая информацию, сравнивая и анализируя детские работы, знакомясь с нормами оценивания в 1 классе, режимом работы в тетрадях.
Я пришла к выводу, что родители очень хотят, чтобы мы, учителя, помогали им в воспитании их детей. Все мы учимся, как жить в ладу с самим собой, а в этом нам помогает общение. Оно способствует постижению смысла жизни, смысла истины, смысла воспитания самого себя, своих детей. Для качественной совместной работы учителя, родителя и ребенка необходимо развитие критической мысли у них. Родители должны почувствовать душу учителя и пожелать сотрудничать с ним.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа развития образования 2005-2010гг.
// Мысль, 2004г., №1. с.3.
2. Положение детей в мире, 2003г., Изд.: ЮНИСЕФ. Детский фонд
ООН, 2003г. с.1.
3. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы.
// Учитель. 2001г. № 5.

Служаева Светлана Мингалиевна
учитель начальных классов
ГУ СОШ № 30
г. Семей

Категория: Начальная школа | Добавил: Svetlano4ka77 (2010-04-18) | Автор: Служаева Светлана Мингалиевна E
Просмотров: 2657 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 4:50 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru