Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Тема: Части речи (урок – закрепление) Цель: знать грамматические характеристики групп частей речи; уметь определять части речи. Задачи: 1. закрепить знания учащихся о частях речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; 2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма; 3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу. Оборудование урока: учебники, рабочие листы для учащихся, учебные принадлежности, компьютер, экран; презентация. Ход урока 1. Организационный момент. -Я предлагаю вам начать наш урок с хорошего настроения. Давайте его создадим: - Глубоко вдохните свежесть весеннего солнечного дня, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. - Теперь с таким хорошим настроением мы и начнем наш урок. - Откройте тетради, расположите их правильно, возьмите в руки правильно ручки. Запишите сегодняшнее число. 3. Чистописание. 1) Отгадайте загадку: Красная девица по небу ходит. (Солнце). Орфограмма? (непроизносимая согласная, проверка: солнышко) 2) Сейчас мы с вами определим, какую букву будем писать на минутке чистописания. Эта буква обозначает в слове «солнце» согласный, глухой, парный, твёрдый звук. (Буква «С») Мы напишем её с буквами, которые являются в алфавите её соседями. На экране запись: с р т .Составьте всевозможные соединения троек букв. Запишите их: стр ртс тср Хорошо, справились с заданием. А сейчас мы приступим к самому главному: вы должны подумать и сказать, какая тема сегодняшнего урока. Для этого выполним следующее задание. 4. Введение в тему. • Проблема «Найдите лишнее слово» Солнце, греет, светит Цветет, цветной, теплый Земля, солнце, весенний Существительное, прилагательное, глагол – это что ? (ЧАСТИ РЕЧИ) - Как вы думаете, какая тема урока сегодня? - Скажите, а части речи мы изучали? - Какая задача будет стоять перед нами? (уметь различать части речи по вопросам и грамматическим признакам ) 5. Работа по теме 1.На слайде даны слова: существительное, подлежащее, сказуемое, корень, приставка, прилагательное, глагол, предлог. • Проблема. -Ученик забыл значение терминов, поэтому мы должны помочь найти части речи. Слайд части речи прилагательное существительное глагол предлог 2.Игра «Расставь по своим местам» (на интерактивной доске)по группам Проблемная ситуация: даны слова, ваша задача распределить по столбикам в зависимости от частей речи. Трава, проснется, молодые, поле, радостная, звенят, весенний, гость, прилетел Слайд 1 2 3 Имя существительное Имя прилагательное Глагол Трава весенний прилетел Поле молодые звенят Гость радостная проснется 3.Каждая группа дает характеристику своей части речи. Лист 1. ИС – это ………………………., которая обозначает ………….. и отвечает на вопросы ………………. . ИС бывают ………………………. . ИС изменяются по ……………………… . Лист 2. ИП – это ……………………………., которая обозначает ………………. и отвечает на вопросы ……………………. . ИП изменяются по ………………………… . Лист 3. Г – это ……………………, которая обозначает………………………. и отвечает на вопросы ………………….. . Глаголы бывают двух видов …………………. . Глаголы изменяются по …………………. и по ……………………. . физминутка Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. 4. Разбор предложения. • Проблема. - Что получается, когда мы слова (части речи ) соединяем по смыслу и выражаем с их помощью законченную мысль? ( предложение) - Какое сейчас время года? - Составьте текст используя только слова своей части речи. - Можно ли составит текст используя слова одной части речи?(нет) - Почему? -Из слов солнце, весенний, аллея, осветило составьте предложение к этой схеме (она состоит из вопросов): Какое?... 2. Что?... 3. Что делало?... 4. Что?... Весеннее солнце осветило аллею. - Назовите главные члены предложения и определите какой частью речи они выражены. А остальные части речи: как будут называться? - Чем стали части речи в предложении?(членами предложения) - Укажите падеж имен существительных. - Почему в слове весеннее окончание -ее? - Как еще мы называем их? (Грамматическая основа предложения) 5. Игра «Да - нет» • « Да или нет »карточка -ответ 1. Имя прилагательное отвечает на вопрос какое? Какая? Какой? Какие? + 2. Местоимения называют предмет. – 3. Глагол обозначает признак предмета. – 4. Существительные бывают одушевленные и неодушевленные. + 5. Имя существительное отвечает на вопросы что делает? Что сделает? – 6. Имя прилагательное в предложении является определением. + 7. Глагол в предложении является подлежащим. – № 1 2 3 4 5 6 7 ответ + - - + - + - (взаимопроверка) -ПРОВЕРИМ(СЛАЙД) 6..Закрепление. Работа в группах. Выпишите слова в таком порядке - существительные, прилагательные, глаголы. Травы, весенний, прилетел, молодые, звенят, гость, поле, радостная, проснется . • 1 группа: имена существительные. Дать характеристику именам существительным. Слово вопрос число род одуш/неодуш трава Что? Мн.ч Ж.р. неод поле Что? Ед.ч. Ср.р. Неод. гость Кто? Ед.ч. М.р. Одуш. • 2 группа: найти и выписать имена прилагательные. Дать характеристику выписанным именам прилагательным. слово вопрос число род признак весенний Какой? Ед.ч М.р. молодые Какие? Мн.ч. радостная Какая? Ед.ч Ж.р. • 3 группа: Найдите в тексте глаголы. Выделите окончания. Укажите время, лицо, число, вид. слово вопрос время число прилетел Что сделал? п.в. Ед.ч. звенят Что делают? Н.в. Мн.ч. проснется Что сделает? Б.в. Ед.ч. (выступление представителей групп) Самостоятельная работа (по уровням) 1 уровень От существительных запиши однокоренные прилагательные и глаголы. Выдели корень. Образец: крик – крикливый – кричит Зелень -… - …, мороз - …-…, боль - …- …, чистота - …-… . Проверка. Фронтальная работа. Оцените себя. 2 уровень Прочитай словосочетания. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Надпиши над словами части речи. Д…ждливый день, прелес…ные цв…ты, лё…кий пух, нак…рмить хлебом, ужас…ный ветер, под…рить книгу, мя…кий знак. 3 уровень Запиши предложение. Надпиши части речи. Подчеркни грамматическую основу предложения. Назови словосочетания с вопросами. Гнезда, грачи, ищут, свои, Грачи(сущ) ищут(гл) свои(мест) гнезда(сущ).. Ищут гнезда, свои гнезда Проверка. РЕФЛЕКСИЯ «Собери цветок» Итог урока Для чего нам нужны разные части речи? (сделать нашу речь более точной, понятной, богатой, выразительной). Какие задачи стояли перед нами? Получилось реализовать её? Как оцените свою работу? Как работал каждый? Над чем ещё нужно поработать? Домашнее задание у вас будет по выбору. Кто какое желает выполнить, то и записывает в дневник: 1) Подобрать и записать в тетради по 5 слов на каждую часть речи. 2) Придумать и записать 3 предложения о нашем селе, определить и обозначите части речи. 3) Написать сочинение о своем селе.. Спасибо! Урок окончен! ПРИЛОЖЕНИЕ. Лист заданий 1. «Найдите лишнее слово» Солнце, греет, светит Цветет, цветной, теплый Земля, солнце, весенний 2.Игра «Расставь по своим местам» Трава, проснется, молодые, поле, радостная, звенят, весенний, гость, прилетел 3. Работа в группах. Травы, весенний, прилетел, молодые, звенят, гость, поле, радостная, проснется 1 группа: Найти и выписать имена существительные. Дать характеристику именам существительным. 2 группа: Найти и выписать имена прилагательные. Дать характеристику выписанным именам прилагательным. 3 группа: Найти и выписать глаголы. . Укажите время, число. 4.Самостоятельная работа (по группам) 1 группа От существительных запиши однокоренные прилагательные и глаголы. Выдели корень. Образец: крик – крикливый – кричит Зелень -… - …, мороз - …-…, боль - …- …, чистота - …-… . Проверка. Фронтальная работа. Оцените себя. 2 группа Прочитай словосочетания. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Надпиши над словами части речи. Д…ждливый день, прелес…ные цв…ты, лё…кий пух, нак…рмить хлебом, ужас…ный ветер, под…рить книгу, мя…кий знак. 3 группа Запиши предложение. Надпиши части речи. Подчеркни грамматическую основу предложения. Назови словосочетания с вопросами. Гнезда, грачи, ищут, свои, Грачи(сущ) ищут(гл) свои(мест) гнезда(сущ).. Ищут гнезда, свои гнезда Проверка. Критерии оценок «5 » - без ошибок «4» - за 1-2 ошибки «3» - за 3 ошибки «2» - более 3 Алгоритм, как определить часть речи - прочитай слово - задай к слову вопрос - определи, что оно обозначает - определи части речи Карта самоконтроля. 3 «В» класс ____________________ Тема: Части речи Я (1бал за правильный ответ) Учитель 1. « Найди лишнее слово » 2. «Да - нет» 4.Работа в группе ( характеристика части речи) 5. Умею разбирать предложение 6. Определяю падежи. 7. «Да - нет» 8. Самостоятельная работа Всего: Рабочий лист ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ «Да - нет» № 1 2 3 4 5 6 7 ответ 2.Работа в группах. • 1 группа: Имена существительные. Дать характеристику именам существительным. Слово вопрос число род одуш/неодуш трава поле гость _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2 группа: Найти и выписать имена прилагательные. Дать характеристику выписанным именам прилагательным. слово вопрос число род признак весенний Какой? Ед.ч М.р. молодые Какие? Мн.ч. радостная Какая? Ед.ч Ж.р. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3 группа: Найти и выписать глаголы. . Укажите время, число. Травы, весенний, прилетел, молодые, звенят, гость, поле, радостная, проснется . слово время число род Неопр. форма прилетел звенят проснется _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
Просмотров: 842 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|