Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Акмолинская область ГУ «Средняя школа №2 города Щучинска отдела образования Бурабайского района» Методическая копилка учителя начальных классов Молдыбаевой Карлыгаш Аскеровны Учебное моделирование как эффективное средство формирования фонетических знаний на уроках обучения грамоте. Главная ценность на уроке - это время. Вот что, прежде всего, отнимают у учителя слабые ученики. И вот что он должен выиграть. Включить каждого ученика в активную деятельность на всех этапах урока, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков - вот моя цель. Этой цели мне помогает достичь один из методических приемов повышения эффективности современного урока – моделирование учебного материала. Моделирование в широком смысле - это замена действий с реальными предметами действиями с их уменьшительными образцами, моделями, муляжами, макетами, а также с их графическими заменителями: рисунками, чертежами, обобщающими схемами, таблицами, знаками. Что же такое учебное моделирование? Если оно учебное - значит, предназначено для обучения: помогает ученику учиться, а учителю - учить. Учебные модели - это особая форма наглядности. Модель замещает какое-то реальное явление, воспроизведя более наглядно те его свойства, которые нас интересуют. Есть такая наука фонетика, которая изучает звуковую сторону речи. Звук явление мимолетное. Почти неуловимое. Модель должна сказать: остановись, мгновенье! Для этого необходим зрительный образ (модель звука). Для лучшего усвоения гласных звуков использовала такой прием, который помог мне в дальнейшей работе при чтении слогов. Дети, усвоившие работу артикуляционного аппарата, и запомнившие зрительно модель артикуляционного звука при произнесении гласных легко и быстро научились сливать звуки. Изучение каждого из звуков начинаю с подробного объяснения произношения звука (т.е.) показать работу артикуляционного аппарата). Например, при изучении звука [а]. - Произнесите звук [а]. Мы широко открываем рот, воздух идет свободно без препятствий. А теперь вытяните губы в узкую трубочку и произнесите звук [а]. Не получается? Что вам хочется сделать. А теперь откройте широко рот и скажите звук [у]. Получилось? Значит, каждому звуку соответствует определенное положение органов артикуляции. Звук [а] назвал себя круглым, потому что при произношении рот открыт ровно, красиво, язык лежит внизу, звук произносится свободно, воздушная струя, выходящего изо рта воздуха не встречает преграды. И обозначил себя вот такой схемкой: Звук [о] назвал себя овальным, удивлялкой, потому что губы при произношении вытягиваются в овал, как буква «о» рот открыт, звук произносится свободно, воздух проходит свободно, без препятствий. Схема этого звука такая: Звук [у] назвал себя страшилкой, губы вытягивались трубочкой. Схема звука маленький круг: Звук [э] назвал себя дразнилкой. Губы растягиваем в стороны, как при улыбке, но улыбаемся, произносим твердо: Звук [ы] – сердилка. Губы растягиваем в стороны, как при улыбке, но не улыбаемся, произносим твердо, сердито: Звук [и] назвал себя смешилкой, он постоянно смеялся и губы при этом растягивались в улыбку: Звук [а] [о] [у] [э] [ы] [и] Для закрепления провожу по схемам-моделям такие игры: 1. Гласные звуки по моделям артикуляции звуков поем по два-три-четыре без остановки между ними а. о, у. э. ы.и. 2. Игра: «Молчанка» - дети угадывают звук по артикуляции. 3. Игровая ситуация: «Включите голос Буратино по положению его губ» Приходит в гости Незнайка и приносит фотографии Буратино с разным положением ротика. Одной из моих находок являются модели «букв-человечков». Модели «букв-человечков» помогают полностью дать характеристику любого звука. Человечки с одёжками: шляпа - «цилиндр», коричневого цвета для обозначения глухих звуков, шляпа – «звоночек» желтого цвета для обозначения звонких звуков, 3 пары башмачков – синего, зеленого и красного цвета (у всех ребят в пакетиках данный набор одежек и «человечков»). Модели «букв-человечков» помогают полностью дать характеристику любого звука. Часто уроки начинаю с теоретической пятиминутки. На пятиминутках ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной модели. Модели обеспечивают и более высокую работоспособность, а также энергетический темп урока. Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время урока: они читают их на схемах. Какую одежду носит буква Ж? Почему звуки [А,О, У, Э. Ы, И] держат в руках гармошки? Почему буквы Я,Е. Ё,Ю одели разные башмачки? Почему звуки [р] и [р'] надевают только жёлтую шляпку –звоночек? У нашего «человечка» на голове цилиндр, на ногах - зеленые башмачки. Как его зовут? Дайте характеристику звука [п],звука [ц] А правильно одеть человечка не так просто. Одёжка у него удивительная. Её нужно «услышать» - приложить пальчики к горлышку или заткнуть ушки и позвать звук по имени. Если в ответ зазвенят «колокольчики» (завибрируют связки) готовь шляпку–звоночек, если послышится сипение и кашель – готовь коричневый цилиндр –шляпу. С помощью букв – человечков дети научились хорошо слышать звуки в слове, определять их характеристики. В дальнейшем для закрепления характеристики звуков помогают опорные схемы, которые находятся в «папках-помогайках» у каждого ученика весь учебный год. Благодаря учебным схемам создаются условия, необходимые для формирования ясных понятий о каждом из изучаемых разрядов в звуковой системе русского языка. С помощью другого ряда схем ученики получать четкое представление о разрядах (классах) русских букв. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки бывают ударные и безударные. Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие. Опорные схемы «Звонкие и глухие согласные звуки» выглядят следующим образом: Такие опорные схемы дети запоминают надолго и прочно. При классификации согласных звуков по звонкости –глухости выясняем с детьми, что буквы, обозначающие звуки [б,в.г.д,ж.з] сидят на звонке, сильно звенят и шумят. Но стоит им упасть со звонка, как они теряют свой звонкий голос, оглушаются и только шумят. Первую группу согласных называют парными звонкими согласными, а вторую – парными глухими согласными. Согласные [й, л, м, н, р] тоже сидят на звонке и звенят, но уних нет пар, и поэтому они называются непарными звонкими согласными. А согласные [ц. ч. щ. х ] забились в угол, шипят, но их никто не слышит. Называются они непарными глухими согласными. Для закрепления звуков провожу работу в виде игры. Для этого готовлю наборное полотно, чтобы можно вставлять карточки с буквами: 1. «Заблудились звуки» Я вставляю карточки с буквами в наборное полотно (звоночек) неправильно. Дети приводят их в порядок. 2. «Распредели звуки по своим местам». На доске висит наборное полотно (звоночек). Дети по очереди расставляют карточки с буквами в прорези. Чтобы усложнить задачу, вместе с согласными кладу карточки и с гласными буквами. 3. «Помоги звукам найти место». Дети на листочках по шаблонам обводят звонки и рисуют кружок. Затем провожу работу в виде диктанта. Я называю звуки, а дети фломастером заполняют таблицы. Каждое понятие будет лучше понято, поскольку у него появилась своего рода структурная формула - учебная схема. И теперь, пользуясь схемами устных и письменных языковых единиц, мы наконец – то сможем моделировать учебные действия. На уроках использую возможности моделей в целях индивидуализации обучения, дифференцирования задания каждому ученику. А также в развитии самостоятельности при решении грамматических задач. ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОВА «МАЛИНА» Определяем количество звуков. Для этого медленно произносим слово, выделяя голосом каждый звук. В этом слове 6 звуков. Обводим 6 клеток-квадратиков. ' Делим слово на слоги: МА-ЛИ-НА. Ставим знак ударения: МА-ЛИ-НА. Даём характеристику звуку. Снова медленно произносим каждый звук. М-М-М – первый звук согласный, твёрдый, звонкий. Первый квадратик синий, сверху рисуем желтый звоночек А-А-А – второй звук гласный. Второй квадратик красного цвета. ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ – третий звук согласный. Мягкий, звонкий. Третий квадратик зелёный, с желтым звоночком сверху. И-И-И – четвёртый квадратик красного цвета. Н-Н-Н – пятый звук согласный, твёрдый, звонкий. Пятый квадратик синий, с желтым звоночком. А-А-А – шестой квадратик красного цвета. 5) Обозначаем каждый звук буквой: МАЛИНА. Всего звуков Всего букв При помощи учебных схем ребята легко справляются с заданием. Модели активизируют детей на уроке, организуют внимание к объяснению учителя и ответу товарища, разнообразят работу на уроке. Повышается интерес к учению. Дети быстрее думают, быстрее пишут, свободнее рассуждают, доказывают. В целом обеспечивается высокая организация каждого этапа урока, дружная работа класса. | |
Просмотров: 890 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|