Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Дифференциация звуков Кь – Гь. Цель: вырабатывать умение правильно произносить и различать звуки [Кь] и [Гь], обозначая их на письме соответствующими буквами. Задачи: Коррекционно-образовательные: -совершенствовать фонемный анализ и фонематическое восприятие; Коррекционно-развивающие: -развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата; -формировать орфографическую зоркость и технику чтения; -обогащать словарный запас учащихся; Коррекционно-воспитательные: -соблюдать правила поведения на занятии; -воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу. Оборудование: картинный материал, в которых находятся буквы К и Г, индивидуальные зеркала, карточки с индивидуальными заданиями. Ход занятия I.Мотивационный этап. 1)Организационный момент . Каждому учащемуся при входе даются картинки со звуками [Кь] и[Гь]. -Сядет тот, кто покажет и назовет картинку: Со звуком Кь в начале слова (КЕПКА, КЕНГУРУ,КЕФИР); Со звуком Гь в начале слова (ГИРЯ,ГЕРБ,ГИРЛЯНДА); Со звуком Кь в середине слова (РАКЕТА,БОТИНКИ,КОНЬКИ); Со звуком Гь в середине слова (БЕГЕМОТ,КНИГИ,СНЕГИРЬ); 2)Артикуляционная гимнастика. А теперь выполним упражнения для язычка. Возьмем зеркала. а) «Киска» На скамейке у окошка Улеглась и дремлет кошка Кошка глазки открывает, Кошка спинку выгибает. б) «Киска сердится» Рассердилась наша киска: Ей забыли вымыть миску. Ты не подходи к ней близко – Поцарапать может киска! в) «Блинчик» Испекли блинов немножко, Остудили на окошке, Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму. Г) «Чистим верхние зубки» Чистим зубы, чистим зубы И снаружи, и внутри Не болели чтоб они. Д) «Змейка» Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе. II.Мотивационный этап. 1)Изучение нового материала. - Какие звуки мы будем различать на занятии? Какой буквой обозначаем звуки [КЬ] и[ ГЬ]? (На доске появляются таблица с печатными и прописными буквами К и Г.) 2) Уточнение и сравнение артикуляции звуков перед зеркалом. Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются. АРТИКУЛЯЦИЯ [Гь] Язык продвинут вперёд, кончик языка касается нижних резцов. Средняя и задняя часть спинки языка подняты вверх и смыкаются с задней и средней частью твёрдого нёба Звук [КЬ] согласный, мягкий, глухой. АРТИКУЛЯЦИЯ [ГЬ] Точно такая же, как при произношении звука КЬ. Отличие лишь в том, что голосовые складки смыкаются (ГЬ – звонкий звук) Звук [ГЬ] согласный, мягкий, звонкий. 3)Развитие фонематического слуха. Дидактическая игра «Звуковые бусы» Цель: дифференциация звуков «г – гь, к – кь» Ход игры: составим из жетонов бусы для кенгуру и бегемота. -Какого цвета будут бусы у кенгуру? (красного) - У бегемота? ( голубого). Я буду загадывать загадки. Если в ответе есть звуки «г-гь», прикрепляй голубой жетон к бусам бегемота, а если звуки «к-кь» прикрепляй красные жетоны к бусам кенгуру. 1)Если дождик будет капать, На дороге - лужи, слякоть, Грязь - не вытянешь ноги, Что наденешь? (Сапоги) 2) Хоть и скользкие дорожки, Я зимой хожу в сапожках. А когда был маленький, Надевал я... (валенки) 3)Как только отправляется Она зимой гулять, Жильцы в дома вселяются, И в каждый – целых пять. (Перчатки) 4) Я смотрю - у чемпиона Штанга весом в четверть тонны. Я хочу таким же стать, Чтоб сестренку защищать! Буду я теперь в квартире Поднимать большие ... (гири) 5) Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает.(Книга-книги) 6) Я на двух ногах скачу, Деток бросить не хочу, Я их в сумочку беру. Кто я? – Мама (Кенгуру.) 7) В Африке толстяк живёт, У него огромный рот, В зной весь день сидит в воде, Думает лишь о еде, Травку тоннами жуёт. Ненасытный (Бегемот). 8) Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья. Мы за обедом — под столом, А ночью — под кроватью. (Ботинки) 4)А теперь вместе повторяем за мной чистоговорки. У мышки в норке Крошки и корки. У мышки-норушки Шкварки в кружке. У мышки в кадушке Грибочки-волнушки. В миске у мышки Остатки закваски, А в погребочке Сырки и колбаски. В кастрюле – галушки, В духовке – ватрушки. Кисель в бутылке, Монетки в копилке, На столике – плошки, Вилки и ложки. На этажерке – книжки о кошке. ги-ги-ги, ги-ги-ги Гена, маме помоги, га-га-га, га-га-га У меня болит нога, гу-гу-гу, гу-гу-гу Мыть посуду не могу. ги-ги-ги, ги-ги-ги Не гуляй из-за ноги гу-гу-гу, гу-гу-гу Вот гулять-то я могу га-га-га, га-га-га Не болит уже нога 5)Физкультурная минутка на уточнение ориентировки типа: взяться правой рукой за левое ухо,а левой рукой – за правый локоть; Левой рукой закрыть правый глаз, а правую положить на левое плечо. 6) Работа по карточкам. Вставь пропущенные буквы К и Г. Подчеркни звуки Кь и Гь зелёным карандашом. На вет…е …у…ует …у…ушка. Девоч…и …атаются на …онь…ах. …ена читает …ни…и и …азеты. Наша Лена …имнаст…а. …ена развесил фла…и и …ирлянды. 7. III.Рефлексия. Игра «Спуститься по лесенке». Придумать и вписать слова в расчерченные на доске «ступеньки».(Каждый ученик вписывает по одному слову.) | |
Просмотров: 1149 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|