Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Русский язык Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б» (1 четверть) Урок 15 Тема урока: Синонимы, их роль в речи Цель: Ознакомление с понятием «синонимы» понимание их роли в речи. Задачи урока: знать, что такое синонимы; называть синонимы к различным словам; правильно употреблять синонимы в речи; работать в парах; правильно записать слова с парными согласными; аккуратно работать в тетради. Тип урока: урок усвоения новых знаний; Оборудование, наглядность, ТСО: учебник, тетрадь, карточки. Этапы и структура урока. 1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Прозвенел звонок для нас! Вы зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Мы друг другу улыбаемся, И урок наш начинается! 2. Проверка домашнего задания. 1. Актуализация знаний. Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Слова с противоположным лексическим значением (антонимы). 3. Введение в тему. 1. Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д.Мамина-Сибиряка. Карточка 1 задание 1 Лесная сказка Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… - Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься? - И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. 1. Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись.) 2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись.) Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. Как называются эти слова? (синонимы) А если точнее Лексические синонимы – это слова, по-разному звучащие, но имеющие близкие или совпадающие значения – запись на доске ( в течение урока на доске записываются опорные слова) Сообщение темы урока и постановка цели (детьми) Запись на доске В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: Синонимы – это … (примеры ..) Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединенных синонимическими отношениями. Синонимы бывают … и … (примеры) Роль синонимов в речи… Мы поработали с первым текстом, какие предложения можем восстановить? Ответы: синонимы, синонимический ряд – запись на доске – группа слов 2. Словарно-орфографическая работа. Сегодня у нас на уроке еще один гость. Определите его по фонетическому облику [заi’иц]. Правильно запишите полученное вами слово. Перед вами слова Заяц – зайчик – зайка.. Что вы знаете про зайцев? Учитель дополняет: Зверек отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами. Распространены по всему миру, кроме Австралии и отдаленных островов. А еще у зайцев потовые железы находятся на подошвах лап и поэтому их следы пахнут так, что собака может взять след даже через 5-6 часов. Есть За́ячий остров, который находится в самом широком месте устья Невы, его длина — 750 метров, ширина — около 400 метров. А ещё зайцем называют человека, который ездит без билета. Заяц - созвездие Южного полушария. В некоторых сказках заяц выступает как образец слабости или трусости. Противником зайца выступает волк. А еще Заяц — герой советского мультфильма В. М. Котёночкина «Ну, погоди!». Еще зайцу установлены памятники в с. Михайловское и Санкт-Петербурге на Заячьем острове. Памятник доблестному зайцу был открыт в Михайловском 25 декабря 2000 года. Памятник Зайчику, спасшемуся от наводнения, воздвигнут в Петербурге на Заячем острове 4. Будут ли слова Заяц – зайчик – зайка синонимами? Попробуем ответить на этот вопрос, прочитав отрывок из произведения Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы» Карточка 1 задание 2 Выпишите синонимы из текста: Вижу один островок небольшой — Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверкам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои,— ничего! Только уселась команда косая, Весь островочек пропал под водой: «То-то! — сказал я: — не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!» Этак гуторя, плывем в тишине. Столбик не столбик, зайчишко на пне, Лапки скрестивши, стоит, горемыка, Взял и его — тягота не велика! ……………………………………. Лодку причалил — и: «с богом!» сказал. И во весь дух Пошли зайчишки. А я им: «у-х! Живей, зверишки! Смотри, косой, Теперь спасайся, А чур, зимой Не попадайся! Ответы учащихся. Слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными синонимами.- запись на доске Запишите синонимы к слову заяц: зайка, косой, кролик, русак, беляк, грызун 5. Редактирование текста. Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами. Карточка 1 задание 3 Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении) Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы? Сделайте вывод: для чего нам нужны синонимы? Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок 6. Прочитайте скороговорку, обращая внимание на подчеркнутые буквы. Тренировка концентрации внимания. УмелезаймпенолкиджгшорпБуроебыпрозаапвукбоджроелелдоаапрлидломисзуоленйжбыжбюь. (У зайки Бубы заболели зубы) - Какие орфограммы можете назвать в данной скороговорке? - Чем похожа скороговорка со стихотворением Некрасова и текстом Мамина-Сибиряка? (эти тексты объединены одной темой. В них говорится о зайцах) Еще одно задание нам подготовил сегодняшний гость - подобрать синонимы к словам. Проверка. 7.. Работа по карточке № 2 (раздается каждому ученику) Списать текст, вставить пропущенные буквы, устно объяснить условия выбора орфограммы, расставить знаки препинания. Найти в тексте синонимы и выписать их в тетрадь. Зима. За (?)кном сне… в..юга. Или м…тел..? А может, пурга? Ну не буран же: буран ск…рее в ст..пи в поле а не в г..роде, х…тя это слов.. пр…ходит на ум. А х…р…шо бы и(з,с) зимы да в лето, от х…л…да, стужи – к июн(?)ск…му теплу, июл(?)ской жаре, но, конеч(?)но, не к зною. «3» - текст списать, предварительно его восстановив. «4» - обозначить в тексте известные вам орфограммы и подчеркнуть синонимы «5» - Нарисовать какой-либо предмет или явление и подобрать к нему синонимический ряд. 8. Итог урока. О каком лексическом явлении говорили на уроке? Обобщите по плану, с которым мы уже работали. Запись на доске 9. Рефлексия. Анализ своей деятельности на уроке проводится учащимися по шкале успеха. Ребёнок выбирает жетон с тем цветом, который, по его мнению, соответствует его работе на уроке. Я сегодня работал (а) в полную силу. У меня всё получалось – красный жетон. Я очень старался (старалась), но у меня не всё получалось – желтый жетон. Я мог (ла) бы работать и лучше – синий жетон. Я сегодня работал (а) плохо – зеленый жетон. Приложение Карточка № 1 1. Д. Мамин-Сибиряк. Лесная сказка Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… - Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься? - И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. 2. Отрывок из произведения Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы» Выпишите синонимы из текста: Вижу один островок небольшой — Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверкам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои,— ничего! Только уселась команда косая, Весь островочек пропал под водой: «То-то! — сказал я: — не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!» Этак гуторя, плывем в тишине. Столбик не столбик, зайчишко на пне, Лапки скрестивши, стоит, горемыка, Взял и его — тягота не велика! ……………………………………. Лодку причалил — и: «с богом!» сказал. И во весь дух Пошли зайчишки. А я им: «у-х! Живей, зверишки! Смотри, косой, Теперь спасайся, А чур, зимой Не попадайся! 3. Редактирование текста. Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Карточка № 2 Домашнее задание «3» - текст списать, предварительно его восстановив. «4» - текст списать, обозначить в тексте известные вам орфограммы и подчеркнуть синонимы. «5» - текст списать, предварительно его восстановив, обозначить в тексте известные вам орфограммы и подчеркнуть синонимы. Нарисовать какой-либо предмет или явление и подобрать к нему синонимический ряд. Зима. За (?)кном сне… в..юга. Или м…тел..? А может, пурга? Ну не буран же: буран ск…рее в ст..пи в поле а не в г..роде, х…тя это слов.. пр…ходит на ум. А х…р…шо бы и(з,с) зимы да в лето, от х…л…да, стужи – к июн(?)ск…му теплу, июл(?)ской жаре, но, конеч(?)но, не к зною. | |
Просмотров: 1444 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|