Тема ДОРОГА ГЛАЗАМИ ВОДИТЕЛЯ (занятие 17) 3 класс Цель 1. показать причины, влияющие на создание аварийной обстановки на дороге; 2. повторить правила поведения пешеходов; 3. воспитывать грамотных пешеходов. 1. Ученики читают стихотворение Везде и всюду правила, Их надо знать всегда. Без них не выйдут в плаванье Из гавани суда. Выходят в рейс по правилам Полярник и пилот. Свои имеют правила Шофер и пешеход. По городу, по улице Не ходят просто так. Когда не знаешь правила, Легко попасть впросак. Все время будь внимательным И помни наперед: Свои имеют правила Шофер и пешеход. Детям предлагается написать синквейны к слову ДОРОГА, которые зачитываются вслух через 5 минут. 2. - Сегодня наша тема звучит так: дорога глазами водителя. Дети читают текст в группах и обсуждают. Увидеть дорогу глазами водителя - значит, снизить вероятность попадания в ДТП! Самыми опасными для пешехода зонами считаются перекрестки, скоростные участки автомагистралей, зоны с ограниченной видимостью. Именно там случается большинство наездов. Возможно, для человека, идущего со скоростью 5 км/час, данный участок дороги представляется совершенно безопасным и удобным для передвижения. А водителю как раз наоборот - он кажется очень неблагоприятным и опасным. Несовпадение оценки дороги может закончиться наездом. В процессе движения взгляд водителя скачкообразно перебрасывается с одного объекта на другой, как бы выделяя опорные точки, вырисовывающие пространственный коридор, по которому он ведет автомобиль. Теперь вы понимаете, почему нельзя внезапно появляться на дороге? – Водитель просто не успеет вас увидеть и принять решение о срочном торможении. Ощущение скорости движения зависит от расстояния между глазами водителя и дорожным покрытием или объектами на обочине дороги. С уменьшением этого расстояния скорость воспринимается как большая, а с увеличением — как меньшая. Поэтому на дорогах, которые проходят в степи, где нет объектов на обочине дороги, водители считают, что их скорость значительно ниже реальной. На дорогах через лес, горы скорость водителями переоценивается. Переоценивается скорость и на узких городских улицах и недооценивается на широких проспектах. - Ведём ДНЕВНИК ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ. Выписать в левый столбик 3 самых важных слова или короткие фразы. В правый – объяснить коротко, почему считаете их главными. (Затем дети читают вслух, что у них получилось.) - Прочитаем ещё небольшой фрагмент. Итак, вы вспомнили, с какой скоростью движутся машины в городе и за городом. Движение на больших скоростях опасно потому, что в 2—3 раза возрастает время реакций водителя и одновременно увеличивается тормозной путь, который проходит автомобиль за это время. Кроме того, пешеходы должны помнить, что на реакцию водителя влияет видимость на дороге, его утомлённость, состояние здоровья и т.д. Наиболее трудно водителю во время гололёда. Вы готовы ответить, почему? В группах ученики готовят ответ на вопрос. Выдвигают свою версию ответа классу. 3. Как пешеход может помочь водителю? – Необходимо соблюдать правила поведения не только на дороге, но и рядом с ней. Запомните! На тpотуаpе безопаснее посередине. Если Вы идете слишком близко от проезжей части, Вас может задеть автомобиль, вынесенный аварией на тpотуаp. Не маневpиpуйте на пеpекpёстке вблизи тpанспоpтных средств, выполняющих поворот. Ожидая зеленого света на переходе, стойте подальше от края тpотуаpа: пеpекpесток -- самое аварийное место. Не вскакивайте в дверь тpанспоpта, которая вот-вот закроется. - Какие ПДД ещё вам помогут? 4. Практическая работа по решению дорожных задач. 5. Итог урока. Заучивание. Мы сегодня пешеходы, Завтра мы - водители. Будем, дети, осторожны, Будем супербдительны.
|