Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Развитие познавательного интереса младших школьников
Байсакалова
Айша Есеновна
методист отдела образования,
физической культуры и спорта,
учитель начальных классов Кокпектинской средней школы
ВКО, Кокпектинский район, с.Кокпекты
Описание опыта работы.
В условиях модернизации системы образования Казахстана перед учителем ставится задача формирования поликультурной личности, способной к саморазвитию, к самостоятельному совершенствованию своего образования. Учитель должен не только дать определенные знания, общеучебные умения и навыки, но и научить ориентироваться в огромном потоке информации, поступающей из окружающей жизни. Формирование личности, привитие морально-психологических качеств, умение жить в коллективе закладывается именно в начальных классах.
Тема методической работы «Развитие познавательного интереса младших школьников ».
Цель работы:
1. Найти пути активизации познавательной деятельности учащихся, формировать правильную мотивацию к обучению.
2. Развивать активность, самостоятельность, творческое отношение к работе.
3. Воспитывать волевые качества - целеустремленность и сосредоточенность на способах деятельности.
В работе я руководствуюсь следующими принципами:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Осознанность процесса обучения и формирования правильной мотивации учащихся
3. Применение передовых технологий, совершенствование методов и приемов работы.
4. Связь с жизнью и личным опытом детей.
Средства достижения цели:
1. Использование приемов конструирования и моделирования, опора на схемы и ассоциации.
2. Организация групповых форм обучения.
3. Различные виды самостоятельных работ с учетом дифференциации знаний.
От того насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Для развития интереса стараюсь искать новые подходы, применять различные методы и приемы. Инновационные технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство творческой свободы и самое главное - приносят радость познания.
Ребенок испытывает затруднения, когда ему непонятно, его интерес к изучаемому предмету достаточно быстро угасает. В этом возрасте восприятие учащихся тесно связано с эмоциями. У младших школьников вызывает интерес яркий, образный, наглядный материал, живое и эмоциональное изложение. Ребенок обращает внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не то, что важно само по себе. Младшим школьникам затруднительно строить свои суждения без яркой, красочной наглядности, поэтому на уроке нужны схемы-опоры, как алгоритм действий, как вывод. Таблицы и схемы помогают дать самостоятельный ответ ученику, позволяют учить детей думать вслух, доказывать последовательно, самостоятельно рассуждать. В работе я использую опорные схемы и модели: «Переместительный и сочетательный законы сложения», «Периметр», «Меры длины, массы, времени», «Животные». При обучении пересказу и заучиванию наизусть применяю прием моделирования.
При организации групповой формы работы успешно осуществляется взаимообучение. Сильный ученик, помогая слабому в группе, получает при этом не меньшую пользу, чем ученик слабый, поскольку его знания в максимальной степени актуализируются и закрепляются именно при объяснении своему товарищу. Работа в группе полезна для всех членов группы. Для применения групповой формы работы необходимо научить детей умению планировать свою деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения осуществлять самоконтроль. Большую роль имеет организация работы в группе, прежде всего правильный подбор состава. Групповую форму работы я использую на уроках русского языка при обобщении и закреплении знаний по разделам: «Части речи», «Состав слова», «Синтаксис»; на уроках познания мира по темам: «Формы поверхности суши», «Многообразие растительного и животного мира».
При организации самостоятельной учебной работы учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают познавательную задачу, проявляя усилия и активность. Система самостоятельных работ способствует приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательного интереса, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике. В самостоятельной деятельности более чем в других видах познавательной деятельности выражены процессы саморегуляции, одним из характерных проявлений которых является самоконтроль. В соответствии с характером познавательной активности применяю различные виды самостоятельных работ:
1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу - деятельность учащихся направлена на то, чтобы внимательно прослушать, запомнить и воспроизвести определенную информацию. Цель таких работ- развитие интереса, привлечение внимания учеников к тому, что объясняет учитель.
2. Самостоятельная работа по учебнику. Если сильный ученик справился с заданием быстрее, ему предлагаю задание на развитие логического мышления или творческого характера.
3. Математический диктант с последующей проверкой. По русскому языку цифровой диктант по темам «Части речи», «Правописание безударных гласных», «Правописание парных звонких и глухих согласных».
Например: части речи – бежать, солнце, красный, играть, умная, книга, ваза, пишет, добрая, зима
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Г с п г п с с г п с

4. Дидактические игры: «Что изменилось?», «Кто тебя позвал?», «Найди лишнее», «Кто составит больше слов»
5. Дифференцированные задания по трем уровням. По теме «Предложения»: 1 уровень – вставь в предложение пропущенное слово; 2 уровень- определи границы предложений; 3 уровень- составь предложение из данных слов.
6. Творческие самостоятельные работы: «Продолжи ряд», «Вставь пропущенное слово», «Подбери антонимы».
-Найди значение выражений и выпиши соответствующую букву, если все вычисления верны -получится слово.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
У ь о м н ч л т и с

10-9 7-4 9-4
3+3 10-2 8-5
4+5 1+6
1+9 3+6
10-8 10-4
Учись отлично.
Проводимая работа по развитию познавательного интереса дает результаты: повышение качества ЗУН по предметам, призеры районных и областных олимпиад, призеры интеллектуальных конкурсов.
Тема эта остается актуальной, считаю необходимым продолжить эту работу в дальнейшем.
Категория: Начальная школа | Добавил: ayshabaysakalova (2016-01-14) | Автор: Развитие познавательного интереса E
Просмотров: 673 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-01-10, 11:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru