Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Байсакалова Айша Есеновна методист отдела образования, физической культуры и спорта, учитель начальных классов Кокпектинской средней школы ВКО, Кокпектинский район, с.Кокпекты Описание опыта работы. В условиях модернизации системы образования Казахстана перед учителем ставится задача формирования поликультурной личности, способной к саморазвитию, к самостоятельному совершенствованию своего образования. Учитель должен не только дать определенные знания, общеучебные умения и навыки, но и научить ориентироваться в огромном потоке информации, поступающей из окружающей жизни. Формирование личности, привитие морально-психологических качеств, умение жить в коллективе закладывается именно в начальных классах. Тема методической работы «Развитие познавательного интереса младших школьников ». Цель работы: 1. Найти пути активизации познавательной деятельности учащихся, формировать правильную мотивацию к обучению. 2. Развивать активность, самостоятельность, творческое отношение к работе. 3. Воспитывать волевые качества - целеустремленность и сосредоточенность на способах деятельности. В работе я руководствуюсь следующими принципами: 1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2. Осознанность процесса обучения и формирования правильной мотивации учащихся 3. Применение передовых технологий, совершенствование методов и приемов работы. 4. Связь с жизнью и личным опытом детей. Средства достижения цели: 1. Использование приемов конструирования и моделирования, опора на схемы и ассоциации. 2. Организация групповых форм обучения. 3. Различные виды самостоятельных работ с учетом дифференциации знаний. От того насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Для развития интереса стараюсь искать новые подходы, применять различные методы и приемы. Инновационные технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство творческой свободы и самое главное - приносят радость познания. Ребенок испытывает затруднения, когда ему непонятно, его интерес к изучаемому предмету достаточно быстро угасает. В этом возрасте восприятие учащихся тесно связано с эмоциями. У младших школьников вызывает интерес яркий, образный, наглядный материал, живое и эмоциональное изложение. Ребенок обращает внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не то, что важно само по себе. Младшим школьникам затруднительно строить свои суждения без яркой, красочной наглядности, поэтому на уроке нужны схемы-опоры, как алгоритм действий, как вывод. Таблицы и схемы помогают дать самостоятельный ответ ученику, позволяют учить детей думать вслух, доказывать последовательно, самостоятельно рассуждать. В работе я использую опорные схемы и модели: «Переместительный и сочетательный законы сложения», «Периметр», «Меры длины, массы, времени», «Животные». При обучении пересказу и заучиванию наизусть применяю прием моделирования. При организации групповой формы работы успешно осуществляется взаимообучение. Сильный ученик, помогая слабому в группе, получает при этом не меньшую пользу, чем ученик слабый, поскольку его знания в максимальной степени актуализируются и закрепляются именно при объяснении своему товарищу. Работа в группе полезна для всех членов группы. Для применения групповой формы работы необходимо научить детей умению планировать свою деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения осуществлять самоконтроль. Большую роль имеет организация работы в группе, прежде всего правильный подбор состава. Групповую форму работы я использую на уроках русского языка при обобщении и закреплении знаний по разделам: «Части речи», «Состав слова», «Синтаксис»; на уроках познания мира по темам: «Формы поверхности суши», «Многообразие растительного и животного мира». При организации самостоятельной учебной работы учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают познавательную задачу, проявляя усилия и активность. Система самостоятельных работ способствует приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательного интереса, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике. В самостоятельной деятельности более чем в других видах познавательной деятельности выражены процессы саморегуляции, одним из характерных проявлений которых является самоконтроль. В соответствии с характером познавательной активности применяю различные виды самостоятельных работ: 1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу - деятельность учащихся направлена на то, чтобы внимательно прослушать, запомнить и воспроизвести определенную информацию. Цель таких работ- развитие интереса, привлечение внимания учеников к тому, что объясняет учитель. 2. Самостоятельная работа по учебнику. Если сильный ученик справился с заданием быстрее, ему предлагаю задание на развитие логического мышления или творческого характера. 3. Математический диктант с последующей проверкой. По русскому языку цифровой диктант по темам «Части речи», «Правописание безударных гласных», «Правописание парных звонких и глухих согласных». Например: части речи – бежать, солнце, красный, играть, умная, книга, ваза, пишет, добрая, зима 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Г с п г п с с г п с 4. Дидактические игры: «Что изменилось?», «Кто тебя позвал?», «Найди лишнее», «Кто составит больше слов» 5. Дифференцированные задания по трем уровням. По теме «Предложения»: 1 уровень – вставь в предложение пропущенное слово; 2 уровень- определи границы предложений; 3 уровень- составь предложение из данных слов. 6. Творческие самостоятельные работы: «Продолжи ряд», «Вставь пропущенное слово», «Подбери антонимы». -Найди значение выражений и выпиши соответствующую букву, если все вычисления верны -получится слово. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 У ь о м н ч л т и с 10-9 7-4 9-4 3+3 10-2 8-5 4+5 1+6 1+9 3+6 10-8 10-4 Учись отлично. Проводимая работа по развитию познавательного интереса дает результаты: повышение качества ЗУН по предметам, призеры районных и областных олимпиад, призеры интеллектуальных конкурсов. Тема эта остается актуальной, считаю необходимым продолжить эту работу в дальнейшем. | |
Просмотров: 673 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|