Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Урок познания мира в 3 классе. КГУ «Школа – лицей №1» г. Риддер учитель Шмурыгина О.В Тема: «ОХРАНА ЖИВОТНЫХ». Цель: • Формировать представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных. • Познакомить учащихся с Красной книгой, ее структурой и значением. • Расширить и углубить знания детей о животном мире, встречающемся в нашем крае. • Воспитывать бережное отношение к природе, животному миру. • Развивать речь учащихся, умение делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищ • Оборудование: • Мультимедийный проектор, компьютер, путевой лист, учебник. Ход урока. 1.Организационный момент. С каким настроением приступаем к работе? Желаю вам успехов, удачи и интересных открытий. Слайд 1 2.Повторение изученного материала. Слайд2 Н предыдущем уроке вы изучили тему Многообразие животных. Для проверки ваших знаний, я предлагаю выполнить небольшой проверочный тест. тест учебник. Стр. 153 Взаимопроверка. 3. Сообщение темы и целей урока. Слайд 3 Тему нашего урока, вы узнаете, прочитав стихотворение. Звери, рыбы, пауки и птицы Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни. Сформулируйте тему урока. Слайд4 Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы. Ими бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Тема нашего урока «Охрана животных». Слайд 5 Постановка целей - На этом уроке мы узнаем о причинах исчезновения животных, о мерах охраны животных, как надо относиться к окружающему миру. 4. Изучение нового материала. Сегодня мы проведем исследование, для этого, я предлагаю отправиться в небольшую экспедицию по нашей стране. Объясните лексическое значение слова экспедиция. (Слайд6) Назовите качества, которыми должны обладать настоящие исследователи. У каждого из вас есть путевой лист исследователя, в котором мы будем работать. Для проведения любого исследования нужно составить план. Слайд 7 1. Установить причины исчезновения животных 2. Познакомиться с Красной книгой 3. Определить меры охраны животных. Наша экспедиция отправляется в путь, чтобы найти ответ на первый пункт плана, т. е выяснить причины исчезновения животных на земле. Для этого откройте учебники на стр. 150. Работать вы будете в парах. Прочтите 1и2 абзац и выпишите причины в путевой лист. Озвучивание ответов. Проверка. Причины исчезновения животных: Слайд 8 Вырубка лесов. Уничтожение растений. Загрязнение воды. Охота. Разрушение и загрязнение почв. Мы выяснили причины исчезновения животных, но есть источник, который информирует нас о животных исчезнувших или исчезающих с планеты земля. Вы уже, наверное, догадались о, каком источнике идет речь? (красная книга) Я предлагаю перейти ко второму пункту плана. Следующая остановка нашей экспедиции, прочтите (Красная книга) Слайд9 Слайд10 Красная книга информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять. -Сначала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет, в основном по вине человека. Учащиеся нашего класса провели небольшое исследование о создании и структуре Красной книги и готовы выступить с информационным проектом. Слайд11 Янков Э, Тихомирова М В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСОП. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения. Слайд12 Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба составила мировой список, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, учёные решили назвать этот список Красной книгой. Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она ещё раз переиздавалась. Та как появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения. В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. 6. Знакомство со структурой Красной книги. Слайд13 - Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном можно сразу определить, в каком положении оно находится. - Сначала идут чёрные страницы. На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. Это, например, большерогий олень, саблезубый тигр, бескрылая гагарка. - На красных страницах книги записаны особо редкие, исчезающие животные. Их мало, но ещё можно встретить. Они могут исчезнуть совсем. Это лошадь Пржевальского, синий кит, гепард, полосатая гиена. Слайд14 - На жёлтые страницы занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы. Это амурский тигр, пятнистый карликовый тушканчик. Слайд15 - На серых страницах записаны названия животных, которые до сих пор плохо изучены. Места их обитания труднодоступны или точно не установлены. К таким животным относятся слоновая черепаха, жук-геркулес, императорский пингвин. Слайд16 - На белых страницах книги записаны животные, численность которых всегда была невелика. Они обитают на небольших площадках. Это белый медведь, снежный барс. Слайд17,18 Однако мы считаем, что беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундучки, синицы, галки, лягушки, жабы. Берегите природу и всё живое, и они будут Вам благодарны!!! Слайд 19 5. Физминутка. (поющий бегемот) Слайд20 6. Работа по учебнику. Последний пункт назначения экспедиции. Слайд21 К началу XX века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира. О мерах защиты и охраны животных вы узнаете, прочитав последний абзац учебника. Заполните схему в путевом листе исследователя. Меры охраны.(схема) 10 заповедников, заказники, заповедные зоны, национальные парки, зоопарки. Проверка. Слайд.22 Вы правильно определили основные меры охраны животных. 1.заповедники (Природно – территориальные комплексы, навсегда Слайд исключённые из хозяйственного использования.) их 10 перечисление. Слайд Назовите заповедник, который не отмечен на карте. Западно – алтайский биосферный (биосфера – совокупность всего живого на планете)заповедник. Это заповедник расположен на территории ВКО. О нем расскажет Кимасова Вероника ученица 7 класса, которая побывала в этом заповедном крае, она поделится с вами своими впечатлениями. Слайд Государственный, природный Западно-Алтайский заповедник организован 3 июля 1992 года на 86 122 га северо-востока Восточно-Казахстанской области на территории двух административных районов: Риддерского и Зыряновского. Основной задачей работы заповедника является комплексная охрана биогеоценозов горной системы Алтай. Слайд Реки заповедника очень живописны, это реки Белая и Чёрная Уба с их притоками Каменушка, Линейчиха, Палевая, Сидяшиха. более десяти имеют водопады, высота которых колеблется от 6 до 60 км. Почти все эти и другие реки заповедника в качестве истока имеют некоторое количество высокогорных озёр, среди таких водоёмов: озеро Кедровое и озеро Щербакова. Основная часть озер находится в высокогорье, всего их в заповеднике 1190. слайд Растительность также многообразна и удивительна. Это пушистые берёзы, жимолость алтайская, рябина сибирская, смородина. Таёжные комплексы Западно-Алтайских гор представлены кедрово-пихтовыми и темнохвойными лесами. В заповеднике много растений, занесенных в Красную книгу. Слайд Животный мир Западно-Алтайского заповедника населяет порядка 52 видов млекопитающих, это и медведь, и лиса, и рысь. Реже можно увидеть волка, росомаху, соболя, колонка, выдру и американскую норку. Росомаха – самый сильный и ловкий зверек, обитающий в лесной зоне, питается остатками волчьей добычи, иногда убивает молодых маралов. Соболь – ценный пушной зверек, ради сохранения вида которого и создавался Алтайский заповедник. В 1930 он был почти весь истреблен. В настоящее время численности популяции соболя ничто не угрожает и его можно встретить на всей территории заповедника в лесных угодьях и кустарниковых тундрах. Американская норка появилась в заповеднике с 1930х годов, и теперь ее следы можно найти в тайге. Слайд Копытные в заповеднике представлены лосём, кабаргой, маралом и косулей. Территория Западно-Алтайского заповедника в значительной мере удалена от населённых пунктов, поэтому основными его посетителями являются ботаники, орнитологи. Западно – Алтайский заповедник – это уникальный и восхитительный мир природы. Слайд Нужно поблагодарить Веронику за прекрасное путешествие по западно – Алтайскому заповеднику. Не знаю как вам, а мне действительно захотелось побывать в этом уникальном месте. Слайд 2. Заказники. Заказник - Земельный - лесной, степной и т.п. - или водный участок, в пределах которого под особой охраной находятся все или отдельные виды животных, растений и т.п. (словарь Ожегова) В Казахстане 50 заказников из них 5 находятся в восточном Казахстане. Кулуджунский 46 000 Восточно-Казахстанская область Тарбагатайский 240 000 Восточно-Казахстанская область «Каратальские пески» 1 300 Восточно-Казахстанская область Нижне-Тургусунский 2 200 Восточно-Казахстанская область «Южный Алтай» 197 176,1 Восточно-Казахстанская область Слайд 3. Заповедные зоны. (участки с природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, эстетическое, культурное значение) В нашей стране 5 крупных заповедных зон. 1.Жусандалинская 2.Кендерли-Каясанская 3.Арысская 4.Карактауская 5. Южно-Казахстанская Слайд 1. Национальные парки. ( территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха.) В нашей стране 12. Катон-Карагайский национальный парк, ВКО Тарбаготайский государственный национальные парки ВКО. 2. Зоопарк (зоологический парк) Слайд Мы рассмотрели основные меры охраны животных Вот и подошло к концу путешествие нашей экспедиции. 8. Закрепление тест Подведем итоги экспедиции. Выберите правильный вариант ответа: 1. Причины исчезновения животных на Земле. а) стихийные бедствия; б) из-за изменения климата на Земле; в) вырубка лесов, загрязнение водоемов, охота уничтожение растений.. 2.Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека? а) прозрачные; б) бесцветные; в) чистые. 1. Что люди делают для спасения живой природы? а) создают заповедники, заказники, заповедные зоны; б) создают бульвары и скверы; в) создают фермы, пасеки и птицефабрики. 2. Сколько заповедников в Казахстане? а) 6 б) 8 в) 10 5. Каких животных заносят в Красную книгу? а) часто встречающихся б) только растительноядных с) редких и исчезающих Самопроверка тестов оценивание. Слайд 9. Итог урока. Слайд - Наш разговор об охране растений и животных хотелось бы закончит чтением отрывка из произведения Михаила Пришвина «Кладовая солнца»: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!» 10. Домашнее задание. 1. С.112-117, Подготовить сообщение о животных из Красной книги. 2. Мы с вами продолжаем составлять методический сборник задач по математике. Составить задачу о животных из красной книги. Рефлексия. Слайд Что понравилось? Что запомнилось? | |
Просмотров: 677 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|