Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова. Задачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «корень»,«однокоренные слова»; учить находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный запас детей. Развивающие: развивать наблюдательность ,память, развивать творческие способности, речь. Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, помочь учащимся увидеть результаты своего труда. Тип урока: объяснение нового материала. Оборудование: мультимедийный проектор (слайды с дидактическим материалом), экран, аудиозапись сказки, толковый словарь В.И. Даля. Ход урока. 1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Минутка релаксации: Поставьте свои ладошки вот так. Представьте себе, что на ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придает бодрость, будит воображение, помогает открывать многие тайны языка. Родной язык – святой язык Отца и матери язык. Как ты прекрасен! Целый мир в твоем Богатстве я постиг! Эти слова являются эпиграфом нашего урока. Да , ребята, наш язык сложен и многогранен. Каждый урок русского языка – ступенька к познанию его законов, открытию нового. 2. Актуализация знаний. Минутка чистописания. Слайд №2 Рр ря ор рябина (характеристика этого слова) 3. Проблемная ситуация. Слайд №3 - Попробуйте найти общую часть по составу этих слов? • Рябина • Рябинка • Рябинушка • Рябиновый • Рябинник – заросль деревьев рябины • Рябинник – большой серый дрозд - Вот таким знаком ∩ в русском языке выделяют общую часть слов. - Обозначьте в словах общую часть или можно сказать «выделите корень слова» 4. Слово учителя. Определение темы и цели урока. - Путём логических рассуждений мы определили тему сегодняшнего урока русского языка. Тема урока: корень слова, однокоренные слова. - Наша задача сегодня: познакомиться с понятиями «корень слова», «однокоренные слова». Научиться определять в словах корень, находить однокоренные слова. 5. Объяснение новой темы. Словарно-лексическая работа. Работа со слайдами. Работа по учебнику. Слайд №4 - Как вы понимаете это выражение? (Это значит, что надо смотреть на самое важное.) Вывод (дети пытаются сами сформулировать вывод, а затем учитель показывает нужный слайд) Слайд №5: - Какое значение имеет слово «корень»? (работа со словарем В.Даля) Слайд №6 Корень- это 1) Подземная часть растения, которая удерживает его в почве и служит для всасывания влаги и питательных веществ. 2) Начало, источник чего-нибудь. 3)В грамматике - часть основы слова, в которой заключено его значение. - Подумайте, как в русском языке называются слова, образованные от одного корня? (Однокоренные или родственные.) Слайд №7, №8 Вывод: - А что же такое корень слова? Вывод: 6. Физминутка для глаз. Слайд №9 7. Выборочно-распределительная работа. - Соберите в копилку как можно больше родственных слов с корнем: - сад Выдели в словах корень. Проверка выполненного задания. Слайд №10 - Что нужно сделать, чтобы правильно определить в слове корень? Слайд №11 Вывод: 8. Работа с текстом. Проблемная ситуация. Выборочное списывание. Самостоятельная работа. - Прослушайте сказку В. Волиной «Чужак» (звучит аудиозапись). Найдите в тексте однокоренные слова. - Выпишите в тетрадь однокоренные слова, которые вы услышали в тексте. Выделите в них корень. Проверка задания. Слайд №10 Вода подводник водицей водолаз водопадом водомерка водорослями водичка водяной воду воды - Какие однокоренные слова вы выписали? Обоснуйте свой ответ. Проблемный вопрос: - Какое слово оказалось чужаком среди однокоренных к слову Вода? (Водитель) Вывод. (Составление опорной схемы.) Слайд №11 Признаки однокоренных слов: - имеют общую часть - близки по смыслу 9. Учебно-познавательная игра «Найди родственника». Валеопауза по системе здоровьесберегающего обучения Ф. Базарного. Снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата. В классе развешаны карточки со словами: Снег подснежник сокол сок гусь гусыня соколиный гусеница - Сейчас мы проведём игру «Найди родственника» - Встаньте, пожалуйста. Не меня положения ног, только поворачивая туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами. Обоснуйте свой ответ. Слайд №12 Вывод: 10. Итог урока. Контроль и оценка результатов деятельности. - Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её? - Что такое корень слова? Как правильно определить корень в слове? - Какие слова называются однокоренными? Каковы признаки однокоренных слов? - Сегодня на уроке активно работали, и показали хорошие результаты... - Получили оценки... - Спасибо за работу. Урок окончен. Домашнее задание: - Выучить правило. На выбор: | |
Просмотров: 673 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|