Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Повышение предметной мотивации учащихся начальных классов через организацию взаимосвязи урочной и внеурочной работы Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю. Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. Для начальной школы на данном этапе приоритетным является формирование мотивации учения, развития познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей способности человека – потребности в самообразовании. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеурочной работе по любому предмету. Формирование мотивации - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Учителя начальных классов ОСШ №34 г. Караганды убеждены в том, высокая мотивация учения дает ребенку: -Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи; -Повышение собственной значимости; -Признание учителей и сверстников; -Развитие творческих способностей; -Гордость собой и своими успехами; -Статус успешного человека. Учителя начальных классов ОСШ №34 считают, что отличительными особенностями для развития познавательного интереса у учащихся являются: -Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. -Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. -Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. -Обучение должно быть трудным, но посильным. -Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. -Позитивная психологическая атмосфера урока. -Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. -В обучении должны создаваться возможности для творчества. -Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Активно используются учителями нашей школы педагогические приемы и технологии, повышающие мотивацию учащихся: -Дидактические игры. -Использование дидактических материалов с занимательным содержанием. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала: “Найди лишнее число в каждом ряду”, “Зачеркни его”, “Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,“Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”. За время работы учителя начальных классов заметили, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение связываем с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляют через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи. Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению. Тема “Термометр”. Проблемные вопросы: -Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник? -Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром? -В каком случае водный термометр покажет неверную температуру? Проблемная задача: Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Мадина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле? Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Занятия с учащимися во внеурочной деятельности СОШ №34 используются для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, для сообщения учащихся полезных сведений из истории предметов. Внеклассная работа с учащимися приносит большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по предмету. А это благотворно сказывается на качестве его урока, на знаниях учащихся. Содержание внеурочной деятельности в начальных классах СОШ №34, определено по следующим направлениям: -Клуб «Юные умники и умницы». Работа со слабоуспевающими учащимися и с учащимися, имеющими повышенные способности. -Кружки «Занимательная грамматика», «Творческая мастерская» -Проектно – исследовательская деятельность -Интеллектуальные игры в рамках предметной недели. -Участие в международных и республиканских интеллектуальных играх: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Парасат», «Акбота», «Золотое руно». По результатам выполнения каждого задания делается вывод о точности отбора материала, глубине сформированности учебных знаний и навыков. Таким образом, организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации, тем самым повышает предметную мотивацию учащихся начальных классов. Учебный процесс и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности. Литература 1. Бабинцева И.Н. Прогнозирование как фактор стимулирования творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2010. №2. 2. Калинина Н. В. Диагностика результативности образовательного процесса в начальной школе: проблемы и опыт // Завуч начальной школ. – 2003.-№6.- С.19-21. 3.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2008. | |
Просмотров: 749 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|