Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Литературное чтение Тема: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (1 урок) Цель урока: знакомство учащихся с творчеством В.Ф. Одоевского и научно - познавательной литературной сказкой «Городок в табакерке». Задачи: - формировать интерес у учащихся к произведениям В.Ф.Одоевского; - закрепить представление у учащихся о литературной сказке; - познакомить учащихся, при помощи сказки, с реальным устройством музыкальной шкатулки, познакомить с понятием «табакерка»; - развивать умение анализировать произведение; - воспитывать любознательность, целеустремленность. Оборудование: портрет писателя, фотографии табакерок, иллюстрации к сказке, выставка книг. Ход урока: I.Организационный момент: - Здравствуйте, садитесь! Эмоциональный настрой: -Погладьте себя по голове, Обнимите себя, пожмите соседу руку, Улыбнитесь друг другу! - Надеюсь, ваше настроение улучшилось! Теперь можно начинать урок! II.Актуализация опорных знаний: - Ребята, что такое сказка?(Сказка-вымышленное произведение, где описываются различные герои, их приключения) - Какие виды сказок вы знаете?(Бытовые, волшебные, о животных) - На какие две группы можно разделить сказки?(Литературные, народные) - Чем литературные сказки отличаются от народных?(Народную сказку сочинил народ, а литературная сказка имеет автора. Литературные сказки больше по объёму, чем народные сказки.В литературных сказках более подробно описываются герои, события.) III.Сообщение темы и цели урока: - Сегодня на уроке мы познакомимся с литературной сказкой «Городок в табакерке», познакомимся с понятием «табакерка», исследуем музыкальную шкатулку. Нашим проводником будет писатель Владимир Федорович Одоевский.(Учитель показывает портрет писателя) IV.Раскрытие темы урока: -Послушайте немного о жизни и творчестве писателя. 1.Рассказ учителя о жизни и творчестве В.Ф. Одоевского: Давно, в 1803 г. в Москве родился мальчик Володя. Он рано потерял отца и воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Позже он переехал в г. Санкт-Петербург. Многие считали его чудаком за то, что он носил остроконечный колпак и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его считали и за то, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем (так тогда называли писателей). В своем костюме Одоевский и вправду смахивал на сказочного чародея, но кроме одежды ничего в нем странного не было. Наоборот, был он человек очень умный и необыкновенно добрый, всегда о ком-то заботился. Но больше всего он заботился о детях и их воспитании. Благодаря его хлопотам и трудам в Петербурге было основано несколько приютов для беспризорных детей и сирот, бесплатная детская больница.В детях он видел будущее и очень их любил.Но ребята любили его ещё больше потому, что никто кроме него не умел так просто и интересно объяснять от чего идет дождь или почему зимой холодно, а летом тепло или расказать интересную только что придуманную сказку.В детскую литературу Одоевский вошёл как создатель великолепных сказок и рассказов. Одоевским созданы такие сказки как, «Червячок», «Мороз Иванович» и рассказы «Столяр», «Серебряный рубль», «Бедный гнедко» и другие. Когда ему исполнилось 30 лет в свет вышел сборник для детей «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея». Это была 1-я русская книга для детей. Вот с одной из этих сказок мы сегодня познакомимся на уроке. - Посмотрите на название сказки, как вы думаете, о чём пойдет речь в данной произведение? - А что такое табакерка? Давайте заглянем немного в историю табакерки. 2.История табакерки: Табакерка – это небольшая коробочка, закрывающаяся крышкой. Давно, ещё в эпоху королей и королев, табакерка использовалась для хранения нюхательного табака. Считалось, что нюхательный табак снимает мучительную головную боль. Табакерки изготавливали из металла, дерева, фарфора, хрусталя, слоновой кости и других материалов.Табакерки украшались драгоценными камнями. Табакерка была символом богатства. Вскоре появились музыкальные табакерки, которые позже получили названия музыкальные шкатулки. Музыкальные табакерки превратились в особый предмет роскоши и престижа.Прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли её хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей, к примеру, крохотной поющей птичкой или танцующей под музыку фигуркой девушки.(Учитель показывает иллюстрации табакерок.) - Вот в такой табакерке мы побываем вместе с главным героем Мишей и узнаем,как устроена музыкальная шкатулка. Но прежде, чем знакомится с произведением, проведем физкультминутку. 3.Физкультминутка: Девочки и мальчики (руки на пояс) Прыгают как мячики (ритмичные прыжки) Ножками топают (топанье ногами) Ручками хлопают (хлопки в ладоши) Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз) После отдыхают (руки вниз) 4.Показ слайдового диафильма по сказке «Городок в табакерке»: - Давайте посмотрим слайдовый диафильм по сказке «Городок в табакерке». 5.Анализ сказки «Городок в табакерке»: - Понравилась ли вам сказка? - Кто является главным героем этого произведения?(Мальчик Миша) - Как выглядит табакерка, которую принес папенька? - Как называется этот волшебный городок?(Динь-Динь) - Что увидел Миша, когда папа открыл крышку табакерки?(Колокольчики, молоточки, валик, колёса) - С какой просьбой обратился Миша к папеньке?(Папенька, нельзя ли войти в табакерку?) - Почему Мише хотелось попасть в табакерку?(Хотел узнать, что там делается) - С кем Миша отправился в городок Динь-Динь?(С колокольчиком) - Кто ещё жил в этом городке?(Колокольчики, молоточки, валик, пружинка) - Скажите, что было главным в этом механизме?(Пружинка) - Что будет, если сломать пружинку? (Не будет работать весь механизм) - Какая наука изучает механизмы?(Механика) 6. Игра «Доскажи словечко»: -Я буду читать начало предложения, а вы будете продолжать все хором. Колокольчики говорили?... ( Динь-Динь) Молоточки?... ( Тук-Тук) Валик-надзиратель?... ( Шуры-муры) Царевна-пружинка?...( Зиц-Зиц) 7. Работа с иллюстрациями: -На доске вы видите различные иллюстрации к данной сказке, рассмотрите их и скажите, какие эпизоды проиллюстрировал художник? V.Итог урока: - Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог нашего занятия: - С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке? - С какой литературной сказкой познакомились? - Помогла ли нам сказка узнать устройство музыкальной табакерки? - Чему учит эта сказка?(Наблюдательности, умению исследовать интересные и сложные механизмы) VI.Рефлексия: - Перед нами «Дерево чувств», с помощью листочков от дерева постарайтесь выразить своё настроение, возникшее в конце нашего урока. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: голубой листочек – настроение грустное, вам не понравился урок; зелёный листочек – настроение спокойное, урок понравился, но многое осталось непонятным; жёлтый – настроение радостное, урок понравился и всё было понятно. VII.Домашнее задание: Страница 8 – 15 читать, нарисовать рисунок на любой понравившейся эпизод. VIII.Выставление оценок. | |
Просмотров: 2781 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|