Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Формирование читательской культуры как условие личностного развития современного школьника Юровник И. Г. учитель начальных классов КГУ «Школа – детский сад № 26» Книга, как птица, Может весь мир облететь. Книга — царица: Может сердцам повелеть. Книга — богиня: Чудо свершает порой. Книга — рабыня: Часто проходит сквозь строй. Е. Баратынский Разговоры о падении интереса к чтению художественной литературы давно уже стали общим местом. В обществе, которое с увлечением осваивает новые способы коммуникации, чтение серьёзных книг перестало быть кодом образованности и интеллигентности. Информированность для современного человека часто важнее глубоких знаний, навыков анализа, способности к сопереживанию. Желание знать обо всём сразу, специфический прагматизм в отборе информации приводит к тому, что происходит, по ёмкому замечанию психолога А.Н. Леонтьева, «обнищание души при обогащении информацией». Международные эксперты осознают чтение как проблему всей системы образования, а педагоги и психологи отмечают не только отсутствие у школьников интереса к книге, но и напрямую связанный с этим низкий уровень восприятия текста, слабое владение техникой чтения, падение речевой грамотности, что, несомненно, сказывается на общем уровне коммуникативно-речевой культуры. Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д. Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. "Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение". Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой. Осмысление, прогнозирование текста, его актуализация имеют всегда личностный характер, обусловленный психологическими внутренними особенностями субъекта, и оказывают на читателя индивидуальные действия. Это обстоятельство нужно учитывать при обучении младших школьников. Эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм • внеклассных занятий, • работы с учреждениями культуры, • работы с родителями. Организация разнообразных форм внеклассных занятий: • дискуссия; • коллективное чтение; • беседа; • беседа-"приманка"; • состязание чтецов; • реклама книги; • литературный праздник; • литературная игра; • литературная гостиная; • театральный фестиваль; • библиотечный час; • час "тихого чтения". Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников. Литературные игры — игры, построенные на словесном материале (В. А. Мануйлов). • игры и упражнения по развитию речи; • литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.); • литературные викторины; • "стилизованные" игры ("Брейн-ринг", "Поле чудес", "Крестики-нолики", "Умники и умницы", "Сильное звено", "Пойми меня", "Счастливый случай", "Литературный покер" и т. д.). Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д. Организация разнообразных форм работы с учреждениями культуры: • библиотечные часы, экскурсии в музеи, посещение выставок; • городские конкурсы: театральный, чтецов; • посещение театра, киноцентра. Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой. Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры. Список литературы: 1. Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приёмы творческого изучения литературы.- М.: Флинта: Наука, 1999.- 224с. Айзерман Л. С. Литература в старших классах: Уроки и проблемы: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2002.- 239с. Аркин И. И. Литературу ли мы преподаём?/ Литература в школе №2.- 1991.-с.71-83 Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учебное пособие- М.: Флинта, Наука, 2000 -248с. | |
Просмотров: 2129 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|