Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа |
Тема: Дифференциация звуков [с] - [ш] в связной речи. Цель: Дифференцировать звуки [с] - [ш] в связной речи. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закрепить правильное произношение звуков [с] - [ш]; - учить выделять звуки [с] - [ш]; - корригировать и совершенствовать навык чтения и письма; - учить понимать прочитанное; - учить составлять рассказ по сюжетной картине. Коррекционно-развивающие: - развивать фонематический слух; - развивать внимание; - развивать логическое мышление; - развивать речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, подвижность артикуляционного аппарата; - обогащать и актуализировать словарь. Коррекционно-воспитательные: - воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала; - воспитывать самоконтроль за правильным произношением; - побуждать интерес к чтению. Оборудование: Характеристика звуков [с] - [ш]; артикуляционные профили звуков [с] - [ш]; карточки с заданиями; рассказ «Две лягушки и кувшин со сметаной»; мяч; сюжетная картинку « У бабушки»; ручки; тетради. Ход занятия I Мотивационный этап 1) Организационный момент - Приветствие - Посмотрите все ли у вас готово к занятию (ручки; карандаши цветные, простые; тетради) 2) Игра с мячом «Продолжи слово» ША-ШАПКА… ШУ-ШУБА… ШО-ШОВ… ШИ-ШИНА… 3)Упражнения для подвижности губ • Языком вытягивать верхнюю губу. • Втянуть губы внутрь рта, плотно прижимая их к зубам. 4) Артикуляционные упражнения «Лягушка» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. «Хоботок» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти. «Посчитай нижние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. «Бублик» Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти. «Лошадка» Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. - Молодцы, вы хорошо поработали и ваш язычок готов к дальнейшей работе. 5) Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе Иуаэ ________ Иуаэ______________ Иуаэ_______________________ II Операционный этап -Сегодня мы продолжим упражняться в произношении звуков [с] - [ш]. 1)Сравнительная характеристика - Чем похожи эти звуки? (согласные, глухие, твердые) - Чем отличаются? (см. профили) (При произнесении звука [с] язык опускается вниз к нижним зубам. А при произнесении звука [ш] язык поднимается вверх к верхним зубам.) 2) Упражнение « Выпиши слова» Карточка 1 Саша и Сима пошли в субботу в кино. Дети любят мультфильмы. В субботу они смотрели смешной фильм о коте и мышонке. О том, как маленький ушастый мышонок победил большого пушистого кота. Как смог малыш одолеть такого великана? Да просто мышонок был хоть и маленький, смешной, но умный, добрый. А кот-великан был глупый и злой. Он хотел съесть всех мышат на свете. А мышонок спасал друзей, о себе не думал. Поэтому и победил. - Прочитайте рассказ, выпиши из него слова со звуками [с] - [ш] в столбики. - Проверка упражнения 3) Работа с рассказом • Прослушайте рассказ • Запомните слова со звуками [с] - [ш] • Вспомните и назовите слова со звуками [с] - [ш], которые встретились в рассказе • Послушайте рассказ еще раз и перескажите его • Придумайте название рассказа Две лягушки попали в кувшин со сметаной. Долго барахтались лягушки в сметане. Одна лягушка устала и не стала барахтаться, опустилась на дно. Другая лягушка продолжала барахтаться. Барахталась, барахталась и сбила из сметаны ком масла. Потом влезла на ком масла и выпрыгнула из кувшина. А первая лягушка так и осталась на дне кувшина. 4) Физминутка «Маша-растеряша» Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения. Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону) Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение) И на стуле нет, (руки вперед, в стороны) И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны) На кровати нет, (руки опустили) (наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем) Маша-растеряша! 5) Работа по сюжетной картинке Карточка 2 • Составьте рассказ • Запиши в тетрадь • Прочитайте, что получилось У бабушки. Гостила Алёнушка у бабушки в деревне. А у бабушки были барашек, петушок, кошка, а в саду под кадушкой – лягушка-квакушка. Бабушка барашку шёрстку чешет, петушок под окошком горошек клюёт, кошка на солнышке спит. А Алёнушка пошла в сад собирать вишни. III Рефлексия - с какими звуками мы сегодня работали? - какие трудности вы испытывали? - что вам больше всего понравилось? - оцените свою работа на занятии смайлами Список используемой литературы 1. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М.., 2001 г. 2. Краузе Е. Н. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие» - СПб., 2004 г. 3. Нищева Н.В. « Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп: Учебно – методическое пособие» - СПб., 2010 г. | |
Просмотров: 1437 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|